«Эдуард Бонавертура». Курс на Неноксу
24 августа 1553 года размеренный уклад жизни в деревне Нёнокса был нарушен событием необычайным. Поморы, рыбачившие в Двинском заливе, увидели со своей лодки корабль, поражавший размерами. С судна доносилась «ненашинская речь». Рыбаки так испугались, что пустились к берегу - только весла сверкали. Туда же направились чужаки. Так на поморскую землю ступила нога первого англичанина - Ричарда Ченслера.
Диалог сходу установить не удалось, но по общему настрою стало понятно, что странствующие пришли с миром. Свое дело сделали и подарки заморские. В ответ местные жители угостили мореплавателей поморской треской. Для установления контакта отправили за монахами Николо-Корельского монастыря, что располагался на острове Ягры. Выяснилось - прибыли гости из страны под названием Англия и ищут путь в Индию и Китай.
Путешественникам сообщили, что достигнутая ими земля - не Индия и не Китай, а Русь. И правит на Руси царь Иоанн Васильевич. И что торговать бы с путешественниками весьма были бы рады, но без дозволения начальства никак нельзя. В столицу русского царства был отправлен гонец с донесением, что прибыли гости заморские. Сами же гости остались ждать ответа на беломорском побережье. Они и понятия не имели о просторах русской земли, о зимней стуже и весенней распутице. Так и ждали ответа - три зимы и три лета.
Мистерия авантюристов
В первой половине XVI века Англия была еще далека от будущего положения «владычицы морей». Великие географические открытия уже сделаны. В их авангарде испанцы. Все обширнее становились владения Мадрида в Новом Свете, груженные золотом корабли потянулись через океан. А вот открывшая дорогу в Индию Португалия уже не выдерживала слишком напряженного колониального марафона. Запустить руку в португальский азиатский амбар и решили подданные британской короны. Требовалось найти иной, никем не занятый, маршрут к богатым странам Востока.
Итальянец, на исходе жизни решивший перебраться в Англию, Себастьян Кабот имел репутацию опытнейшего морехода и ученого. Еще в молодости мореплаватель стал приверженцем гипотезы существования Северо-Восточного прохода, через который можно из Европы достигнуть Тихого океана и расположенных там Китая и Индии. Со своей идеей он носился по двору Британской короны. В 1551 году при широкой поддержке властей было создано общество с длинным названием «Мистерия и компания торговцев авантюристов для открытия регионов, доминионов, островов, и мест неизвестных». Каждый авантюрист должен был вложить в компанию по 25 фунтов. Желающих набралось столько, что без труда собрали шесть тысяч фунтов. На эти средства построили три корабля, загрузили на них лучшие английские товары. Остро встал кадровый вопрос. Желающих первыми добраться до легендарных Индий было более чем достаточно. Открывал список претендентов в «коммерческие колумбы» некто сэр Хью Уиллоуби. Морского опыта этот джентльмен не имел никакого. Зато имел связи, высокий рост и представительную внешность. Все вышеперечисленное помогло ему занять место на капитанском мостике экспедиции. Его портрет и его корабль потомки увековечили на пачке сигарет.
Английская экспедиция к берегам Индии и Китая, 1553г. Факты о кораблях и людях:
- «Bona Esperanza» («Добрая Надежда») под флагом сэра Хью Уиллоуби (120-тонный и наиболее хорошо оснащенный корабль)
- «Edward Bonaventure» («Эдуард Благое Предприятие») под командованием Ричарда Ченслера, (160-тонный и самый крупный)
- «Bona Confidentia» («Благое упование») под управлением Корнелия Дюрферта (90-тонный, самый маленький)
- состав экипажей - 105 человек
- на борту 11 лондонских купцов, заплативших за этот круиз немалую сумму, но надеявшихся отыграть затраты на успешной торговле с заморскими странами
- корабли были снабжены провиантом на 18 месяцев
Никто из участников экспедиции никогда не был ни в Индии, ни в Китае. Никто не имел даже приблизительного понятия, где находится Северо-Восточный проход, какова его протяженность, и доступен ли он для мореплавания. Сведения Себастьяна Кабота оказались весьма общими предположениями. Чтобы их восполнить, было решено опросить двух татар, которые служили в королевских конюшнях. Однако эти господа были более склонны к неумеренному потреблению горячительных напитков, нежели к географическому ориентированию. Татарам оказалась все Орда - хоть на востоке, хоть на севере.
Вскоре после отплытия выяснилось, что понятие «тщательно подготовленная экспедиция» может быть очень относительным. Часть провизии испортилась, вино в трюмах забродило. Последний раз все три корабля стояли вместе на якоре у норвежского острова Сенья. Было принято решение, если в случае волнений на море суда потеряют друг друга, точкой сбора будет норвежский городок Вардё. Налетевший в тот же день шторм разметал корабли. Ход событий удалось восстановить по сохранившимся бортовым журналам. Именно старый морской волк Себастьян Кабот посоветовал новоиспеченным капитанам записывать каждый свой шаг. Выйдя из шторма, флагман «Добрая Надежда» вместе с отыскавшим его «Благим упованием» ушли на восток. Если записанные координаты верны, они зазимовали у Новой Земли, которая уже была открыта русскими мореплавателями, но оставалась безлюдной.
Англичане, кстати, потом искали это место вплоть до XVIII века, полагая, что какую-то землю экспедиторы все-таки открыли. Последнюю запись в журнале сэр Хью Уиллоуби сделал 8 января 1554 года. Весной охотившиеся на тюленей поморы обнаружили два затертых во льдах корабля. Все находящиеся на борту 63 человека были мертвы. Адмирала сэра Хью Уиллоуби нашли в каюте – он смотрел в раскрытый вахтенный журнал.
Потеряв спутников из виду, Ченслер преодолел, наконец, шторм и согласно ранее принятым инструкциям прибыл в Вардё, но не застал там ни «Доброй Надежды», ни «Благого упования». Его корабль простоял в гавани 7 дней. Поняв, что ожидание может затянуться, Ченслер решил продолжить плавание самостоятельно. Любопытно, что перед отплытием англичанин свел знакомство с неким шотландцем, который настойчиво отговаривал его от продолжения похода. Ченслер, разумеется, собеседника не послушал. Ох уж эти вечные косые взгляды англичан на шотландцев и в обратном направлении. «Эдуард Бонавентура» шел вперед. Дело было летом, для путешественников наступил постоянный день, чему они удивились. О полярности дней и ночей в тех широтах люди еще представления не имели. Оставив за кормой мыс Нордкап, Ченслер вошел в Белое море. Поморы растолковали гостю, что он не в Китае и не в Индии. Путешественник быстро смекнул, что торговля с такой огромной и богатой страной как Россия не менее выгодна. Он прибыл в Неноксу достаточно быстро, а значит, суда смогут ходить «туда-сюда» по несколько раз за одну навигацию.
Посольство Ричарда Ченслера
Гонец с севера донес-таки весть о прибытии заморских гостей царю. Иван Васильевич обрадовался. В это время он как раз занимался налаживанием связей с Западной Европой. Многие старые торговые пути оказались перерезанными. На юге выходы к Черному морю перекрыли татары. Западное направление стало недоступным из-за недружелюбной Польши. Не было надежных выходов и на просторы Балтики. А тут - замаячил проход через безопасный север. Самодержец пригласил путешественников в Москву. Тем временем, Ченслер начал волноваться. Гонца с ответом все нет. А вдруг это ловушка? Он уже решил сматывать удочки, но северяне ободрили: «Дело идет к зиме, вряд ли вы, гости дорогие, куда-то отсюда денетесь». Вместе с тем, в Холмогорах (райцентре Двинских земель) встревожились - если гости уедут, их выгода тоже пропадёт. Отправили Ченслера в Москву, не дожидаясь гонца. Только по дороге островитяне поняли, сколько ущербны расстояния на их туманном Альбионе, и что такое настоящий простор, зима и Север. Сама Москва удивила капитана своими размерами – он утверждал, что по размеру она превышает Лондон, однако застроена преимущественно деревянными домами без всякой системы. Иван Васильевич с необыкновенной пышностью принял Ричарда Ченслера, на свой страх и риск назвавшегося «королевским послом», хотя для такой миссии у него не было ни соответствующих прав, ни полномочий.
Московская торговая компания
Царь продержал у себя гостя до весны, а потом с большим почетом отправил обратно на север. Кроме богатых подарков, Ченслер вез с собой самый главный трофей – царскую грамоту на беспошлинную торговлю с Англией. В 1554 г. «Благое Предприятие» вернулось, наконец, в порт приписки. Грамота была вручена королеве Марии. Первоначальных замыслов добраться до Китая и Индии экспедиция не достигла, но практичные лондонские купцы уже видели для себя прекрасную перспективы торговли с Россией. Общество «купцов-авантюристов» получило более благозвучное название: «Московская торговая компания». Она просуществовала до 1917 года. Ее офис на Варварке в нашей столице стоит до сих пор и называется «Старым английским двором».
Командировки Ричарда Ченслера в Россию стали регулярными. В ранге уже полномочного, а не самоназванного посла. Смерть нашла моряка в море. Англичанин погиб в шторме у шотландских берегов, возвращаясь из… естественно, России. О посольстве Ченслера мне рассказывали на уроках краеведения в школе. Поморы знают, помнят.
Северные торговые пути привели к основанию царем Иваном первого в России морского порта. Свое значение Архангельск удерживал вплоть до появления Санкт-Петербурга.
Торговля между Россией и Англией с тех пор стала регулярной и взаимовыгодной. А значит прав был возглавивший ту самую «Московскую торговую компанию» старик Кабот: «Россия, хоть и не Китай, – но тоже очень даже хорошо».
Благодарю за внимание!
Читаем👇