Джесси Айзенберг, тот самый актер из "Иллюзии обмана" и "Социальной сети", выступил режиссером и снял картину "Настоящая боль", которая высоко была оценена критиками и номинирована на престижные награды, а Киран Калкин вполне заслуженно взял свой очередной Золотой глобус и теперь претендует на Оскар.
И это неудивительно, фильм интересен больше всего именно персонажем Кирана, потому что его поведение настолько неоднозначно, что вызывает вопросы "А действительно ли он страдает по-настоящему? Так ли все просто, как кажется?". Этому персонажу и сочувствуешь, и при этом появляется смутное ощущение фальши. За ним интересно наблюдать и разбирать его слова и действия.
В этой истории любопытно, что сам Айзенберг является евреем, а Калкин нет, при этом по всем канонам современной повесточки, это не совсем вписывается в рамки, ведь еврей должен играть еврея и так далее по списку. Причем сам Калкин настойчиво спрашивал Айзенберга "Нормально ли ему играть еврея, не имея даже зародыша этих корней?", но Джесси уверил его, что все ок.
Что еще раз наводит на неоднозначные мысли, ведь при всей серьезности сюжета и проблематики, не покидает ощущение, что нам хотят показать не просто страдания еврейского народа, а то, что это страдание стало чуть ли не маркетинговым ходом, продвигающий евреев как самый угнетаемый народ, а потому их нельзя обвинять ни в чем, ибо это может создать негативную репутацию.
В фильме это даже напрямую показывается, когда Бенджи хочет провести запрещенные вещества через границу, он говорит "Поляки арестуют евреев? Это не сыграет положительно на их репутацию", говоря тем самым, что сейчас они могут делать что угодно, ведь их народ веками кем-то ущемлялся.
И кажется, именно поэтому Айзенберг взял не еврея на роль персонажа, который как будто больше является карикатурой на гиперболизированные страдания народа и на яркие черты еврейской натуры.
И это не вопрос антисемитизма, по сути сейчас каждое угнетенное меньшинство в фильмах демонстрируют через страдания и тяжелые испытания, которые проходят эти люди, непонятые и отличающиеся от всего мира и общества, что уже начинает выглядеть странно и даже смешно.
Страдания как маркетинговый ход
В самом начале фильма нам показывают Бенджи, который сидит в аэропорту и который в конце истории так же остается сидеть там, как будто олицетворяя собой гонимость бездомного еврейского народа, постоянно сидящего на границе в промежуточной зоне, ожидая очередного "изгнания".
Хотя очевидно, что никто никуда его не гонит. И это выглядит так «показательно», так пафосно. Как будто сам персонаж является не человеком, который живет жизнь и благодарит своих предков, а хочет быть символом угнетенности и страданий, упиваясь этим.
Отчасти его поведение на протяжении всего фильма напоминает подростковый бунт и противоречие ради противоречия, чтобы показать свою уникальность и независимость.
Он против всей существующей системы, как ребенок он отрицает то, что кажется ему глупым, раздражающим, банальным или скучным.
Ощущение, что он сам заигрался в свои страдания, при этом нельзя сказать, что он делает это наиграно. Он выдает переживания, в которые сам верит, а потому его реакции кажутся правдивыми.
С одной стороны, он честен в том, что важно иметь открытое сердце и позволять себе глубоко чувствовать, грустить, но в то же время, он кажется, тонким психологом и манипулятором, который своим поведением ведет людей в те состояния, в которые хочет он: заставляет всех рекфлексировать, подбивает всех фоткаться у памятника или даже засаживает мысль, чтобы разглядывать свои ступни.
В общении с людьми он поощряет своими яркими поддерживающими реакциями тех, кто чувствует или пережил страдания, и так же ярко осуждает мещанский образ жизни.
И из-за того, что во многом его суждения звучат красиво, люди ведутся на его провокации, никто не пытается с ним спорить или ему противоречить, потому что он очень сильно давит своей открыто-эмоциональной позицией и убежденностью в превосходстве своего мнения.
При этом если он ошибается, то он очень быстро заминает тему, как в сцене в ресторане, где играет еврейская музыка, а он обвиняет владельцев в антисемитизме, а когда ему говорят, что владельцы евреи, он как будто спрятался в домик. Зато как много криков!
И Дэвид видит его провокации, пытаясь ослабить давление Бенджи, но это никогда не срабатывает.
Помимо этого, есть ощущение, что через Бенджи отчасти нам показывают еврейское нутро в деталях: он забирает орешки у Дэвида, выбирает там самые лучшие и предлагает угоститься тому, у кого он их "отжал"; устраивает истерику в поезде с первым классом, но зато если ехать "зайцем" в первом классе, то это они уже заслужили (почему? это другое!); абсолютный дар сподвигнуть людей делать то, что они хотят.
Так у кого же "настоящая боль" на самом деле?
Картина не просто так называется "Настоящая боль", главный персонаж в ней - тревожный и нервный Дэвид (Джесси Айзенберг), а не харизматичный и эмоциональный Бенджи (Киран Калкин), как может показаться на первый взгляд.
Настоящая боль, чаще всего, проживается тихо, глубоко, без лишних криков и эмоций, с ней приходится учиться жить, она делает людей сильнее.
Бабушка персонажей прошла через Холокост, и тысяча чудес помогли ей выжить после этого. Но она никогда не жаловалась на это, она была благодарна за испытания, которые выпали на ее долю, она смогла жить дальше, радуясь тому, что имеет, и сохранив неимоверную силу духа.
И Дэвид не плачет над каждым событием, хотя ему явно тяжело, он переживает многое внутри себя, но он живет дальше, работает, заботится о семье, считая что потомки человека, который пережил Холокост, должны сохранять эту силу и нести ее в своей жизни.
Бенджи же слишком бурно реагирует на все происходящее вокруг. Но очень часто его действия противоречат его реакциям: то он взрывается на кладбище, что нельзя сыпать фактами, ведь гид рассказывает о настоящих людях, которые когда-то жили, рассуждает, что грустить это нормально, но перед этим сам разыгрывал потешную сценку со статуями солдатов, в то время как Дэвид говорит, что это неуважение.
А когда Дэвид говорит, что нет смысла плакать над всем, ведь жизнь продолжается, Бенджи опять ему противоречит, что если не плакать сейчас, то когда?
Та же история с первым классом поезда - противоречие на противоречии.
Он пытается быть эмпатичным, разговаривает со всеми по душам, но есть ощущение, что он делает это шоу перед Дэвидом. А когда Бенджи ни с кем не разговаривает, а Дэвид на него смотрит, то выглядит очень озабоченным и грустным, как будто хочет заставить Дэвида переживать о нем.
Можно сказать, что может быть это тот персонаж, который на людях выглядит веселым, а внутри у него страдание поколений, но все же это больше выглядит как подростковое желание привлечь к себе внимание.
И любопытно, что больше всего он уважает свою бабушку, которая не боялась воспитывать его и даже задала оплеуху, которую он вспоминает с благоговением. Потому что хоть кто-то имел силу противостоять его очаровательным бунтарским манипуляциям.
Сам Калкин в интервью говорил, что когда он увидел финальную версию фильма и своего персонажа, он хотел дать ему пощечину, как и сделал персонаж Айзенберга.
И говоря о настоящей боли, оба персонажа правы в своем проявлении: с одной стороны, важно помнить о своих корнях, трудностях, которые они переживали, и иметь возможность открыто проявлять печаль; с другой, - нельзя уходить в вечные страдания, ведь жизнь идет дальше.
Вторая мировая война оставила след на огромном количестве людей.
У каждого из нас есть свои родовые боли на генетическом уровне. Почти каждая семья в странах бывшего СССР имеет свою трагическую историю после войны.
И каждый год мы вспоминаем нашим предков, нам больно, но мы гордимся ими. Мы испытываем силу, что в нашем роду были такие люди. И думая об этом, ты понимаешь, что мы не переживали такое, и уже поэтому нам нужно быть сильными в той жизни, которая у нас есть, просто потому, что наши бабушки и дедушки пережили то, что нам и не снилось.
И настоящая боль в контексте фильма - это скорее то, что пережила бабушка Бенджи и Дэвида, ведь именно она стала мотивацией ребят поехать в Польшу и увидеть, где она жила и через что прошла.
Благодарю, что дочитали до конца!
Буду рада вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает моему каналу развиваться.
Если вы хотите поддержать меня как автора, то свои донаты вы можете отправлять по ссылке здесь.
Недавно я создала свой ТГ канал, если интересно, заходите.