«Паннония» - так звали мой первый мотоцикл. Удивительное, манящее, таинственное слово. Нечто неизведанное, заграничное. Впервые оно мне попалось в рукописной тетради, которую нашёл перебирая журналы «За рулём», подшивка которых в нашей семье велась с 1958 по 1992. Почерк в тетрадочке был странным. Печатными буковками. Рассказывалось в тетрадочке про устройство некоего мотоцикла — «Паннония — Т-5».
Вдумчивый поиск выявил ещё одну тетрадочку, с электросхемами разной сложности и продолжением повествования. С вопросами было решено обратиться к владельцу подшивки журналов, моему дедушке.
Дедушка с радостью рассказал, что у нас ЕСТЬ МОТОЦИКЛ. Тут же дедушка поведал, что в СССР, в просторечии, мотоциклы Паннония звали просто – Панос! Совсем не так благозвучно, как Паннония. Но, это уже меня не могло остановить:)
Его привёз из Волгограда отец, мотоцикл этот зарегистрирован на папиного деда, ныне покойного и никаких реальных шансов его легализовать нет. Тетрадочки написаны рукой деда, он был инженером и любил писать печатными буквами, как в чертежах. Папаня мотоцикл разобрал и хранит в гараже у дедушки, чем тот страшно тяготится, некуда складывать всякое ненужное.
Встал вопрос изъятия артефакта. Тем паче, родственники про этот мотоцикл напрочь забыли. Вопрос с гаражом, где собирать, решился просто. У родителей было два гаража, в одном из которых они совершенно не появлялись. Ключи от него были у одного знакомого. Пришлось прийти и забрать их... для родителей, конечно. Дедушка отдал технику с радостью. Опыта никакого на тот момент не было. Собиралось всё по этим самым тетрадкам.
На дворе шёл 1994 год, интернета ещё в Ельце не было, поэтому пришлось прочитать всю подшивку «За рулём» и найти там всё, что касалось этой самой Паннонии.
Сложнее всего было с электросхемой. Чтоб понять как это работает, пришлось заново начать учить физику. Вроде собрал. (Спустя много лет, мне подарили книжечку которая продавалась вместе с этим мотоциклом. Ту самую, которую в ручную переписал папин покойный дядя. Там была схема проводки, она точно совпала с моей, сделанной по учебнику:)
С технической точки зрения, Паннония – это мотоцикл, у которого всё не как у людей. Как говорит дедушка - "Что ты от них хочешь?! Венгры! Цыгане!!!!"
Действительно, мотоцикл сделан был в Венгрии в 1975 году, на заводе "Чепель", основной продукцией которого были грузовики и бронетехника. Это наложило отпечаток на эксплуатационные качества мотоцикла. Передачи у него включаются все четыре вверх, нейтралка самая нижняя. Мало того, на картере коробки передач, сверху, есть стрелочка, которая показывает, какая у тебя там передача! Как туда заглядывать на скорости не ясно, но при остановке – удобно.
Коленвал крутится в обратную сторону от всех других мотоциклов, потому что в коробке передач у него не три вала, как у нормальных, а всего два! Вместо генератора стоит маховичное магдино, которое отродясь на советскую технику не ставилось. В передней вилке нет масла, одни пружины.
Натяжение цепи регулируется не винтиками, а смещением туда сюда всего заднего маятника! Который не просто маятник, но ещё и сразу кожух приводной цепи. Через это смазывать цепь надо намного реже, а если она всё же рвётся, то со зверским звуком вылетает назад, вместе с крышкой кожуха. Вместо того, чтобы ударить пассажира по спине, как на Яве, например.
Колёса имеют размер 19 дюймов, что очень сильно добавляет комфорта при езде по ухабам. Из советских такой размер только на тяжёлых, Урале и Днепре. Несмотря на невысокую мощность, техника крайне надёжная. Ломаться в нём практически нечему.
И вот настал тот самый день. Всё собрано, надо заводить. Завелось с Бог знает знает какого раза. Он просто сжалился надо мной или от трения загорелось. Опережение зажигания было выставлено неверно и он завёлся в обратную сторону:) На двухтактных моторах так бывает, да. Поняв ошибку и вчитавшись, настроил чтоб вперёд. И... поехал!!! По рядам родного гаражного кооператива с гордым неофициальным названием "БАМ". Первая. Вторая. Первая. Вторая. Вот так весной 1996 года стал байкером. Да, сборка заняла почти два года.
Номеров и документов, в том числе водительских прав у меня не было. Поэтому, найдя в ящике с запчастями от мотоцикла фанерную табличку с надписью «ПРОБА», начал «пробовать»! Распробовав летом 96 года как следует, задумался о необходимости документов. Восстановить прежние было невозможно. Подав объявление в местную газету, нашёл мотоцикл с документами.
Выглядел он намного хуже чем мой. К тому же, он не заводился. Но, полученного опыта хватило, чтобы быстренько его перетряхнуть и привести в рабочее состояние. От него было нужно только одно – доехать до МРЭО ГАИ. Что он и сделал в августе 96, похрустывая изношенными подшипниками коленвала. После регистрации он был разобран и за зиму 96-97 года из рамы этого мотоцикла и мотора со всем остальным от мотоцикла деда, был собран уже окончательный вариант, на котором отъездил следующие три года.
В те времена работники ГАИ при остановке мотоциклов старались проверить номера на раме и двигателе. Меня выручало то, что у моего мотора и мотора который был на купленном с доками мотоцикле совпадали 4 первые цифры. Сам же номер был сделан довольно неудобно для осмотра и рядом с ним была горячая выхлопная труба. Поэтому, за три года ни одному сотруднику ГАИ не хватило терпения дождаться, пока трубы остынут и залезть протереть номер. Вот ведь были времена. Теперь это уже и не важно, моторы больше не номерные агрегаты:)
Прошло много лет, у меня давно совсем другой мотоцикл. Но иногда очень хочется снова услышать тарахтение 250кубовой одностволки и воткнуть первую вверх! Коляска как на фото у меня тоже есть, но с ней ни разу не ездил. Вот думаю, если восстанавливать, реставрировать, надо будет прикрутить:)