В своих публикациях я еще не отмечал, что автор канала – мёдоед с большим стажем. Я давно употребляю мёд, в моем рационе он присутствует практически ежедневно – в чистом виде или в смеси с протертыми ягодами. Летом это смесь с крыжовником и другими ягодами с дачи, а осенью и зимой – с брусникой и клюквой. Есть еще одна пикантная добавка – хрен, но это уже отельная тема.
Причем здесь мёд, и почему я начал с этого? Поясню. Дело в том, что долгое время покупал мёд на рынке у знакомых пасечников с характерной фамилией Шмелёвы. Жили они в отдаленном селе Юрьевецкого района Ивановской области с симпатичным названием Жарки. Узнав, что я увлекаюсь фотографией и люблю глухие места, они пригласили приехать к ним, говоря, что более глухих и красивых мест трудно найти. И вот как-то летом с приятелем решили приехать к ним в гости. В Юрьевецкий район я редко наведывался, а он представляет большой интерес в этнографическом плане.
Поездка, о которой хочу рассказать, символично состоялась аккурат в Медовый Спас 14 августа 2017 г. Со Шмелевыми была договоренность, что приедем к ним утром. Поэтому прямиком поехали в Юрьевецкий район в село Жарки, и по пути не останавливались. Исключение сделали только для села Дорки, которое находилось прямо по маршруту.
При въезде в село сразу натыкаешься на развалины храма.
Это Церковь Богоявления Господня. Построена в 1806 г. Утрачена глава, от колокольни уцелел лишь нижний ярус. Пример скромного сельского приходского храма в запоздалых формах барокко.
На стене храма есть памятная табличка, которую установили ученики школы села Ёлнать.
Из примечательного в селе можно отметить сохранившийся на тот момент колодец-журавль.
В кадр еще заехал дяденька на велосипеде с сопровождавшим его деревенским псом.
На одном доме приглянулись ажурные наличники и затейливое резное крыльцо.
Завершая рассказ о пребывании в Дорках, переключу внимание читателей на название села, которое, как выяснилось, затрагивает древнюю славянскую историю. Название Дорки относится к так называемой «земледельческой топонимии». В его основе апеллятив дор - «новинная земля, поднятая целина»; «место, расчищенное от леса, кустарника». Придя на территорию современной Ивановской области в начале II тыс., славяне использовали подсечно-огневую систему земледелия. Деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчёвывали и сжигали. Настоящей пахоты не велось - землю лишь рыхлили, и прямо в золу производился посев. Участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый. В результате в течение первых лет собирались большие урожаи, а затем земля истощалась и на некоторое время забрасывалась. Если первая расчистка участка под пашню предполагала рубку деревьев и их сжигание, то вторичная расчистка была значительно легче - нужно было только выдрать выросший кустарник и небольшие деревья. Этот процесс назывался дор, а образовавшийся от него глагол роздерть означал «корчевать, расчищать». Жаргонное слово дербанить, вероятно, того же происхождения. Слово дор ушло из русского языка несколько столетий назад. Однако в топонимах, как видим, оно сохранилось. Есть, например, в Ив. обл. еще два села Малые и Большие Дорки.
Дальше был довольно длительный переезд в село Жарки. Расскажу об одном любопытном моменте. Нашу машину довольно длительное время сопровождала крупная хищная птица. Причем, вела себя она агрессивно. Видимо, не понравилось, что мы вторглись в ее владения. С таким столкнулся первый раз. Потом она угомонилась и села на дерево, где я ее и сфотографировал. Это оказался канюк. Когда я его фотографировал, он искоса поглядывал на меня.
Доехали до Жарков. Перед въездом в село был установлен поклонный крест.
Название села Жарки ландшафтного происхождения. По Словарю народных географических терминов (и такой, оказывается, есть) жарки - котловины высохших озёр или болот, низменности такого же происхождения. И действительно, село расположено в низменной пойме речки Пажик.
Проехались по главной сельской улице. Сразу же перед нами возник старинный дом - пятистенок с крупной светелкой в два окна.
Хозяйка дома увидела, что мы снимаем ее недвижимое имущество. Объяснили, что ничего плохого не замышляем, а интересуемся старыми домами. На наш вопрос о возрасте дома, она подтвердила, что ему более ста лет.
У дома оказались богатые наличники.
Двигаясь дальше, увидели колокольню Богородицкой церкви.
А с правой стороны стоял интересный дом.
Он был тоже старинный, и похож по конструкции на предыдущий дом. К сожалению, он был брошен хозяевами и изрядно покосился. А над входной дверью, заросшей бурьяном, увидел культовую символику, обозначающую "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ".
Возможно, это был священнический дом.
Подъехали поближе к храму. Он был расположен на кладбище, и разглядеть его с улицы не представлялось возможным.
Из машины, подъехавшей к воротам, вышел священник. Чтобы не смущать священнослужителя, мы к храму приближаться не стали. Тем более, нас ждали Шмелевы. Они жили на отшибе - несколько домов, разделяемых ручьем, стояли отдельно от села. По дороге попался веселый вид с многочисленными скворечниками.
И вот мы у Шмелевых. Хозяин сдерживал собаку, которая принялась на нас лаять.
Успокоив пса, Степан Николаевич, так звали хозяина, показал нам свою пасеку.
На пасеке я насчитал 25 ульев. Если год урожайный, с каждого улья можно откачать одно - два ведра меда, а это порядка 250 - 500 литров. Для одной семьи вполне достаточно.
Устроившись на скамейке, хозяин пасеки начал отвечать на наши расспросы о жизни в деревне.
Сейчас уж и не припомню, к чему относился этот его жест.
Пока мы разговаривали, хозяйка сходила в дом, и налила нам две банки свежего мёда, благо Медовый Спас наступил и мёд был уже откачан.
Пока Мария Федоровна отсутствовала, Степан Николаевич рассказал интересную историю. Учился он в Московском лесотехническом институте. Пришел из армии, поступил в вуз. Расхаживал по коридорам института в кирзовых сапогах. На курсе училась очень красивая и статная девушка Маша. Как вы догадываетесь, это была его будущая жена. Степан Николаевич, не смотря на то, что был заметно ниже ростом своей избранницы, сумел очаровать ее и увезти в свои Жарки. Здесь он долго проработал в лесном хозяйстве.
Теперь, после того, как побывали в гостях, нас ничто не ограничивало во времени. Выезжали из села с другой стороны, и обнаружили интересные деревянные постройки, похожие на средневековое поселение.
Еще на стадии формирования маршрута я обнаружил в Юрьевецком районе деревню с необычным названием - Чертежи. После Жарков решил туда заехать. Когда еще выберешься в эту глухомань. Проезжали деревню Большое Костяево. На улице попался местный парнишка на велосипеде на фоне богатого дома.
Еще немного проехали по главной улице, и, что мы видим. На склоне холма у реки Ёлнати стоит красавица деревянная церковь.
Это церковь Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Видно, что деревянная конструкция неоднородна. Вначале была часовня. Позже к ней пристроили апсиду, и часовня приобрела статус храма. Вот что удалось узнать по этому поводу.
Часовня была построена в конце девяностых. Поставлена она была от храма Рождества Пресвятой Богородицы, что находится в селе Жарки, в четырех километрах от деревни Костяево, т.е. где мы только что побывали. Часовню освящал в 2000 г. архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров).
В 2017 году к часовне была пристроена апсида, и новый храм 10 июля 2017 г. освятил епископ Кинешемский и Палехский Илларион.
Двинулись дальше. По маршруту была деревня Дворищи. Заглянули и в нее. Обнаружил пару старинных домов, интересных в плане наличников. В этот момент солнце скрылось, и фотографии получились несколько темноватыми.
Еще один домик.
И вот наконец мы подъехали к Чертежам.
В Чертежах привлек внимание один дом с разнородными наличниками.
Наличники на фасаде и боковой стороне были разными.
Особенно заинтересовал боковой наличник.
В нем сочетается пропильная накладная резьба с объемными деталями, выточенными на токарном станке. Особенно богато выглядит навершие, украшенное фигурами в виде кеглей. А в ушках угадываются какие-то сказочные существа.
Еще стоит сказать пару слов о названии деревни. Звучит оно как-то уж по современному. А произошло оно, вероятно, от слова черта. Когда проводили межевание земли, то проводили черту.
Не зря мы заехали в Чертежи, потому что на выезде нас ожидал сюрприз. Мы неожиданно наткнулись на стайку журавлей. На поле паслись две журавлиные пары.
Но недолго они нам позировали. Стайка поднялась на крыло.
Красиво летят.
Одна птица не уместилась в объектив.
После того, как мы побывали в Чертежах, программу поездки можно было считать выполненной. На десерт этого путешествия решили заехать на берег Волги - благо она была поблизости. По карте нашел подъезд к берегу. Место оказалось фантастическим. С высокого берега открывался вид, захватывающий дух.
Место для привала лучше не сыщешь. В окружении цветущего иван-чая попили свой чай, который взял из дома. Эти виды гипнотизировали и не отпускали. Но ничего не поделаешь, домой дорогу никто не отменял. Здесь и закончилось наше путешествие.
Источник информации. Тяпков Н.Н. Топонимический словарь Ивановской области. Иваново: Издательский дом «Референт», 2018.