Когда реальные отец и сын играют в одном кино, особенно роли отца и сына по сюжету, по-иному на них смотришь. Более трепетно и даже нежно. Но и более требовательно – ведь отец может научить на съемочной площадке актера не только как актера, но и как свое чадо.
В истории мирового кино порой встречались случаи, когда отцы и снимались вместе с собственными детьми, и снимали их как режиссеры.
Так, фанаты фантастики Питера Джексона даже пари накануне очередной его премьеры заключают: в каком эпизоде появится он сам, в каком гриме он снимет своих Кэти и Билли.
Например, режиссер показал их во «Властелине колец» как маленьких жителей Рохана и потом Минас Тирита (перед штурмом Осгилиата), а в «Хоббите» – как хоббитят у таверны «Гарцующий пони».
Давайте сегодня остановимся непосредственно на фильмах СССР, где вместе появлялись наши отечественные актеры – реальные отцы и сыновья (конечно же, таких примеров гораздо больше, мы вспомним 12 наиболее интересных).
Начнем со старых добрых фильмов.
Так, Григорий и Андрей Абрикосовы вместе появлялись в одной из самых кассовых, самых знаменитых комедий СССР – «Свадьба в Малиновке» Андрея Тутышкина 1967 г. (1).
Сын сыграл атамана бандитов – Грициана Таврического. А его настоящий отец, что особенно интересно, воплотился в кино-отца атамана.
Это был местный кулак. Актер показал его таким, что смотришь – и подобно Константину Станиславскому веришь: да, такой папаша мог воспитать ребенка так, что, повзрослев, тот возглавил банду…
В комедии СССР Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» 1969 г. появилась вся семья его любимого актера – Юрий, Татьяна и Максим Никулины (2):
Собственно Татьяна в категорию отцов не входит. :) Мы тут ее упоминаем просто ради интересной статистики «внутри» примера с Юрием и Максимом. Ведь это редкий случай, чтоб вся семья снялась в одном кино!
- Семен Семеныча, т. е. Юрия Владимировича, вы прекрасно помните;
- супруге досталась эпизодическая роль гида наших туристов в «городе контрастов» Стамбуле;
- сын представал в облике мальчика с сачком (которого аффектированный Геша якобы увидел с «нимбом», а потом, охолонув, скинул в воду).
Гида снимали в Баку, а мальчика – в Новороссийске (на Суджукской косе). Так что Никулины всей семьей не только творчески посотрудничали, но еще и отдохнули весьма хорошо.
В 1972 г. в фильме Игоря Масленникова «Гонщики» появились Евгений и Андрей Леоновы (3).
Отец предстал в образе работника автомобильного завода Ивана Кукушкина (по кличке «дядя Ваня» / «папа римский»), участвовавшего во многих международных автогонках.
А его реальный сын в кадре сыном и остался – как Николка Кукушкин.
Также Леоновы вместе сыграли в замечательном советском кино Марка Захарова «Обыкновенное чудо» 1978 г. (4). Леонова-старшего вы, безусловно, помните: это был милый и обаятельный, но хулиганистый король. Леонов-младший здесь воплотился уже не в сына его героя, но в ученика охотника.
Может, Андрею и придумали бы роль сына, но по пьесе Евгения Шварца у короля была дочка. И весь сюжет крутился именно вокруг принцессы. :)
Кроме того, оба они сотрудничали у того же Захарова в телеспектакле «Поминальная молитва» 1989 г. (5). Евгений Павлович вновь предстал главным героем – бедным, но остроумным молочником Тевье. Андрею же досталась небольшая роль писаря Феди.
В 1978 г. состоялся дебют со-творчества еще одной пары: Олега и Михаила Ефремовых. Они вместе сыграли в детском фильме СССР Ины Туманян «Когда я стану великаном» (6).
Для сына это была вторая роль в кино. Тут он воплотился в скромного, но «с замашками» школьника Петю Копейкина, который был влюблен и потому немного «чудил».
Олег Николаевич в момент съемок уже был практически символом шестидесятников. В данной ленте он сыграл работника гороно, который среди прочих окружающих вынужденно «разгребал» то, что натворил Петя.
Мимолетно, но все-таки вместе сыграли Василий и Борис Ливановы. Вы сразу подумали о советском сериале уже упомянутого Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979–1986 гг.? Верно подумали (7).
Боря попал на эпизодическую роль одного из мальчишек, которым лондонский сыщик давал поручения. Как вы помните, Холмс вовсю пользовался ребячьей агентурой. В частности, детишки таскали ему смятые телеграммы из мусорных корзин в гостинице.
Между прочим, несмотря на грязные мордашки и помятый вид своих агентов, Шерлок вел себя с ними максимально корректно. Вежливо называл джентльменами, не требовал невозможного, хорошо платил… и отказался дать в довесок к деньгам сигару. Одно слово: умница!
Еще одна пара – Аркадий и Константин Райкины – появлялись вдвоем в советском телеспектакле, поставленном самим Райкиным-старшим в соавторстве с Марком Орловым: «Мир дому твоему» 1987 г. (8).
Это был своего рода сборник миниатюр, которые весело обыгрывали остроактуальные вопросы жизни тех лет. Отец с сыном играли главные роли, причем искрометно, задорно, бодро и весело.
Одними из лидеров по числу совместных работ стали Олег и Филипп Янковские. Если говорить о лентах непосредственно советского периода, то они сыграли вместе, например, в таких известных картинах, как:
- «Зеркало» Андрея Тарковского 1974 г. (9). Олег Иванович вообще был одним из любимых актеров этого режиссера. В данной картине он воплотился в отца главного героя – Алексея. А Филипп Олегович обыграл образ его кино-сына – Алеши в детстве;
- «Под каменным небом» уже неоднократно упомянутого нами Масленникова, а также Кнута Андерсена 1974 г. (10). Янковский-старший воплотился в шофера-одессита Яшку, его сын – в сына норвежской женщины Астрид;
Любопытно, что Масленников получается режиссером, больше всего любившим снимать вместе отцов и их сыновей. А вот собственного сына Никиту он не показал нам нигде. Впрочем, тот сам не захотел становиться актером.
- «Филер» Романа Балаяна 1988 г. (11). Отцу досталась главная роль – преподавателя гимназии Петра Воробьева, а сыну – участие в коротком эпизоде, не обозначенном в титрах.
Наконец, одной из самых плодотворных и в принципе, и конкретно в плане сотрудничества в кино стала династия Бондарчуков. И, пожалуй, всех и вся «переплюнул» советский фильм, где снялись практически все играющие представители этой династии, – «Борис Годунов» 1986 г. (12):
- Сергей Бондарчук (глава династии) выступил сценаристом и режиссером, а также сыграл заглавного героя;
- Елена Бондарчук (дочь Сергея Федоровича) воплотилась в царевну Ксению Годунову (соответственно, дочь заглавного героя);
- Ирина Скобцева (более 30 лет бывшая женой Бондарчука и ставшая матерью их общих детей – Елены и Федора) появлялась в ленте как хозяйка корчмы;
Как и супругу Никулина, жену и дочку Бондарчука мы упоминаем тут ради веселой статистики «внутри» примера с отцом и сыном – Сергеем и Федором.
- Федору Бондарчуку (тому самому, который родился сыном Бондарчука-старшего и в дальнейшем стал известен как постановщик фантастических и прочих фильмов) досталась роль его тезки царевича Годунова (также отпрыска заглавного героя).
Как видите, в картине о русском царе тесно сплелись родственные связи самые разные: реальные и кино-ролевые, между родителями и детьми...
П. с. Дорогие читатели, добавляйте ваши примеры!
И в развитие темы читайте мои посты о том, как режиссеры снимали сами себя, а также своих жен, переписав под них сценарий, и даже собственных животных.
+ отвечайте на тесты «Вспомните, кто из героев кино СССР кому какой родней приходился» и еще «Проверьте, разбираетесь ли вы в родственных связях».
#кино #знаменитости #СССР #актеры #культура #Россия #советскоекино