Здравствуйте, дорогие читатели канала "Назад в СССР"! Сегодня я вновь приглашаю вас окунуться в удивительный мир советского кинематографа — яркого, трогательного, многогранного. Это фильмы, которые дарят нам радость, заставляют смеяться до слез, переживать и восхищаться. Это картины, которые мы знаем наизусть и всё равно продолжаем их пересматривать.
Михаил Светин — мастер эпизодов
Родился Михаил Светин в Киеве в декабре 1929. Семья его жила вполне зажиточно: отец работал на производстве, а мать трудилась воспитательницей в детском доме. По рассказам, дедушка по отцовской линии, до революции владевший бакалейной лавкой в Крыжополе, обеспечивал семье безбедное существование.
Юмор и артистизм проявились у Михаила с ранних лет. Окружающие, включая родных и случайных знакомых, не могли не восхищаться его умением копировать Чарли Чаплина. Однако детство будущего артиста омрачила болезнь: в 11 лет ему поставили диагноз — туберкулез. Лечение в Крыму прервала Великая Отечественная война. Михаил с матерью и братом эвакуировались в Ташкент.
В 1944 году семья вернулась в Киев. Михаил пошел в школу, но вскоре его исключили за шалости. Даже учителя не могли справиться с неугомонным и остроумным юношей. Затем он поступил в музыкальное училище и освоил гобой. После службы в военном оркестре Светин успешно завершил обучение и стал преподавателем музыки.
Однако музыкальное поприще не могло удовлетворить творческие амбиции Михаила. Он пробовал поступить в театральные вузы Москвы, но его попытки не увенчались успехом: низкий рост и дефекты речи стали преградой. Несмотря на это, мечта о сцене не угасла. Вскоре Михаил попал в театр Аркадия Райкина, где недолго проработал в вспомогательном составе. Руководство расценило его поведение как несерьезное, и артисту пришлось уйти. Позже он с иронией говорил, что «учил Райкина, как играть».
Настоящая слава пришла к Светину лишь в 45 лет. Его дебют в фильме Леонида Гайдая в роли комичного соседа сделал актера узнаваемым. Образ забавного, немного наивного человека с необычной дикцией стал визитной карточкой Михаила. За его эпизодическими ролями следила вся страна. Однако характер Светина не всегда способствовал карьерным успехам. Он ссорился с режиссерами, включая Георгия Данелию и Гайдая, из-за своей импульсивности и несговорчивости.
Особенно памятен случай на съемках фильма «Афоня», когда Данелия с заботой относился к молодому актеру. Но просьба задержаться на один день вызвала у Светина раздражение. Уехав раньше времени, он лишился возможности вновь сотрудничать с этим режиссером.
Во второй половине 1970-х годов Михаил Светин стал настоящим украшением советского кинематографа, сыграв множество запоминающихся ролей. Его талант раскрылся в таких картинах, как режиссёрский дебют Михаила Козакова «Безымянная звезда», где зрители увидели глубину и трогательность его игры. Также он украсил своим присутствием комедийный сериал «12 стульев», снятый по бессмертному произведению Ильфа и Петрова, и молодежную драму «Не болит голова у дятла», где его персонажи запомнились зрителям своей неподражаемой харизмой.
Настоящим расцветом творческой карьеры Михаила Семеновича стали 1980-е годы. В этот период актер проявил себя как универсальный мастер, одинаково успешно справляясь с ведущими ролями и эпизодическими появлениями. За десятилетие Светин принял участие более чем в двадцати фильмах, каждый из которых стал частичкой золотого фонда советского кино. Среди них такие культовые работы, как «Будьте моим мужем», в которой актёр раскрыл комедийный талант, «Человек с бульвара Капуцинов» – признанная классика о силе искусства, и романтическая драма «Любимая женщина механика Гаврилова», ставшая настоящим гимном любви. Не менее значимыми стали его роли в фильмах «Она с метлой, он в черной шляпе», «Предчувствие любви», «Жизнь и приключения четырех друзей», «Светлая личность», «Частный детектив, или Операция “Кооперация”», «Русь изначальная» и «Сирано де Бержерак».
Однако талант Михаила Светина был не ограничен кинематографом. Он активно снимался и в телевизионных проектах, многие из которых также стали любимыми миллионами зрителей. Среди его работ того периода — популярные музыкальные комедии «Чародеи» и «Только в мюзик-холле», наполненные волшебной атмосферой и яркими образами. Актер также блеснул в «Дон Сезаре де Базане», где он в полной мере продемонстрировал свое мастерство перевоплощения. Его участие в детективной ленте «Криминальный талант» придало фильму особую выразительность, а такие работы, как оперетта «Сильва» и сериал «Трест, который лопнул», закрепили за ним статус всенародного любимца.
Вопреки веселому образу, Михаил Светин был человеком глубоко одиноким. Единственной, кто по-настоящему понимал его, стала супруга Бронислава. Пара прожила вместе более полувека, воспитав дочь и внуков.
Светин не дожил несколько месяцев до своего юбилея. Его настоящее рождение в документах отмечено ошибочно: из-за войны год записали как 1930-й вместо 1929-го. Последнюю неделю жизни артист провел в больнице, а 30 августа, за несколько дней до спектакля в театре имени Н. П. Акимова, он скончался.
Прощание с Михаилом состоялось 2 сентября, а место его упокоения — Серафимовское кладбище в Санкт-Петербурге. Над могилой возвышается памятник, созданный по эскизу внучки Анны: грустный клоун, опустивший голову в задумчивости, словно воплощение самого Светина — артиста, дарившего смех, но таившего в себе драму.
Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:
20 вопросов — это возможность освежить воспоминания о полюбившихся фильмах и героях. Вопросы касаются всего: знаменитых актрис, памятных фраз, необычных деталей из культовых кинокартин.
Отвечайте честно и с удовольствием! Возможно, вы найдете вдохновение пересмотреть старые фильмы и вновь окунуться в их атмосферу. Ведь эти шедевры — частичка души, которая будет с нами всегда.
Итак, начнем? Присоединяйтесь к нашему тесту и покажите, насколько глубоко ваше знание великого советского кино!