После захвата немецко-фашистскими войсками в 1942г. части Воронежской области на оккупированной территории установлен «новый порядок» – режим кровавого террора, насилия, грабежей, пыток, расстрелов.
Мирных жителей с первых дней оккупации фашисты выселяли из родных домов, подвергали издевательствам и унижению, а их имущество грабили. Часть населения была угнана на принудительные работы в Германию. Для местного населения были введены повсеместно штрафы, телесные наказания, налоги.
На территории Воронежской области немецко-фашистское командование создало целый ряд концентрационных лагерей для военнопленных и мирного населения. Подобные лагеря существовали почти во всех захваченных районах области. Некоторые из них располагались в административных постройках, другие - просто под открытым небом. Сюда направляли попавших в плен красноармейцев, а также мирное население. Заключенные подвергались жестоким пыткам и издевательствам, их морили голодом. Медицинская помощь узникам не оказывалась. Немецкие изверги не жалели ни женщин, ни стариков, ни детей. За малейшую провинность гитлеровские палачи казнили беззащитных людей.
Человеку свойственно забывать тяжёлые события прошлого. Может быть, поэтому мы представляем лишь небольшую долю тех ужасов, которые происходили на воронежской земле в 1942-43г. И речь не идёт о случайных жертвах: «цивилизованные европейцы» наладили здесь механизм массового убийства людей. Одним из его приводных ремней стала система лагерей, которых у нас было больше, чем в любом другом оккупированном регионе страны, ведь через область проходила линия фронта.
Оккупация Воронежской области началась 1 июля 1942г. с хутора Широкий в современном Нижнедевицком районе. К концу месяца фронт стабилизировался: северная часть области вместе с Воронежем оказалась под контролем немцев, от устья реки Воронеж до Подгоренского района расположилась венгерская армия, юг региона оккупировали итальянцы.
Один из первых лагерей организовали на станции Латной. Сначала он занимал территорию автобазы, затем – два двухэтажных дома завода № 8. Вокруг протянули колючую проволоку, поставили часовых. Всего там содержалось около 500 военнопленных.
На юге тогда же, в июле, был создан большой лагерь в кантемировском колхозе «Красный партизан». Воспоминания о нём оставил один из заключённых – Наум Фишман. Чтобы выжить, мужчина назвался при регистрации Михаилом Васильевым. «Охранную и административную службу несло не армейское подразделение, а СД, - вспоминал очевидец. – Лагерь был обнесён двумя рядами колючей проволоки и частично – каменной стеной. Расположен он был, видимо, на бывшем колхозном дворе с постройками и прилегающим полем. Огромное количество военнопленных лежало и сидело на земле».
В Острогожске нацистами были созданы два лагеря: на территории Кирпичного завода и в Покровской церкви.
1 июля 1942г. создан лагерь на территории колхоза «Парижская коммуна», а 3 июля – в урочище Двойки: в лесу было вырыто пять землянок длиной 15 метров и шириной три-четыре метра каждая. 7 июля были организованы лагеря в селе Семидесятном и на окраине Россоши, в колхозе «Путь Ленина» - там пленных держали в конюшне и коровнике. В посёлке Терновое Подгоренского района заключённых поместили в свинарнике.
Архивные данные говорят о том, что всего с июля по сентябрь в Воронежской области были созданы 55 лагерей. И в отличие от других оккупированных регионов страны туда попадали не только военнопленные, но и мирное население.
В Воронеже был, как минимум, один лагерь для пленных – в июле он располагался в Чижовке. Кроме того, на Новостроящемся кладбище – сейчас это район цирка – находился лагерь для мирных граждан.
Безусловно, речь идёт об осознанном геноциде. Палач Воронежа гауптштурмфюрер СС Вольдемар фон Радецкий прямо утверждал, что если люди за 40 ещё способны оказывать какое-то содействие немецкой власти, то студентов и комсомольцев нужно рассматривать как «коммунистических фанатиков, которые полностью развращены жидо-большевистской идеологией», подлежащих уничтожению наряду с комиссарами, партийными и советскими работниками, евреями и цыганами. Уничтожению подлежали старики и инвалиды.
Зимой, когда оккупантам стало понятно, что область не удержать, расстрелы только участились. А после того, как Красная армия перешла в наступление, пленных стали перегонять под Курск, убивая по дороге. Так, на Латной больных и обмороженных заключённых погрузили в эшелон. Конечной станцией оказалось Курбатово: вагоны закрыли и сожгли вместе с людьми.
А в землянском лагере перед погрузкой пленные восстали: большинство погибло в бою, остальных немцы расстреляли. Можно представить, как истощённые и замёрзшие люди сражались с вооружённой охраной. Но подробностей этого подвига мы не знаем – сохранилось лишь несколько скупых строчек в архивном акте.
Бзежинка… Аушвиц… Освенцим…
Названий много, суть одна:
Уж если не родился немцем,
Ты – узник, здесь – твоя тюрьма.
Там казни, рабский труд и пытки,
И холода стальной капкан,
Побегов редкие попытки
И смерть от голода и ран.
Здесь целый день трудились печи
И сутками косила Смерть,
Людские жизни, словно свечи,
Не успевали догореть.
Здесь – словно ад. Конец здесь света,
И страшно с этим дальше жить.
Невыносимо знать про это,
Но и нельзя про все забыть!
И сквозь года слышны здесь стоны
И детский непрерывный плач.
Фашизма жертвы – миллионы,
Нацизм – чудовищный палач!
23 декабря 1942г. по решению Воронежского облисполкома была создана областная комиссия по установлению и расследованию зверств и злодеяний немецко-фашистских войск, ущерба, причиненного от их действий. После освобождения области от захватчиков в каждом районе действовали уполномоченные комиссии. Сбором данной информации занялась и созданная в феврале 1943г. по решению Воронежского обкома ВКП(б) Областная комиссия по истории Великой Отечественной войны. В результате работ этих комиссий был накоплен огромный материал, свидетельствующий о преступлениях оккупационного режима не территории Воронежской области. Публикуемые материалы составлены на основе показаний очевидцев трагических событий в истории воронежского края. Представленные документы приведены в соответствие с правилами современной орфографии и пунктуации с сохранением стиля источника.
АКТ об организации немецко-фашистскими захватчиками концентрационного лагеря на территории колхоза «Путь Ленина» в Россошанском районе Воронежской области
5 июня 1943 г. В первый день занятия немецко-фашистскими войсками гор. Россоши немецкое командование 7 июля 1942 года организовало здесь концентрационный лагерь для военнопленных. Концлагерь был организован на окраине города, в усадьбе колхоза «Путь Ленина». В тот же день сюда были помещены свыше 500 пленных красноармейцев и несколько эвакуированных семей (женщины и дети), перехваченных немцами у переправы через Дон. К 10 июля 1942 года в лагерь уже были заключены около 10-11 тысяч военнопленных и гражданских лиц, включая женщин и детей. Режим в концлагере был исключительно жестоким, обращение с заключенными зверское. Один из пленных за то, что попросил вторую порцию жидкой болтушки, был повешен среди лагеря. Труп его висел 2 суток. Очевидцы колхозники колхоза «Путь Ленина» В.С. Скориков и др[угие] подтверждают такой факт. В лагере показался немец в одних трусах, его сопровождала охрана. Раздалась команда: «Встать!» Все поднялись. Только четверо больных и истощенных от голода не могли быстро подняться. Их моментально избили и силой заставили встать на ноги. Потом всех четырех тут же направили в помещение бывшей колхозной кухни. Это была камера смертников. Отсюда пленных направляли только на расстрел. В этот раз один пленный красноармеец хотел поднять больного товарища. За это он и больной [красноармеец] были отправлены в камеру смертников. Пленных командиров немцы выделили в особую группу. Им не разрешали принимать передачи. Из лагеря они сумели послать записку такого содержания: «Группа комсостава, 380 человек, лишена питания. Помогите. Наша группа постепенно тает». Колхозники, наблюдавшие за лагерем, видели, что командиров первыми направляли в камеру смертников. Немецкие изверги заставляли пленных красноармейцев работать, возводить оборонительные укрепления, разминировать участки земли, разряжать невзорвавшиеся бомбы. На работе их вовсе не кормили. В 50-100 метрах от лагеря гитлеровские бандиты производили ме¬тодическое уничтожение военнопленных.
Начиная с 10 июля 1942 г. к траншее, что была в 50 метрах от лагеря, ежедневно, одну за другой, выводили группы пленных, по 6-11 человек. Там красноармейцев расстреливали по одному. Бешеные собаки - гитлеровские выкормыши - издевались над своими жертвами. Из приведенных к траншее военнопленных одному приказывали немедленно раздеться, спуститься в яму, лечь лицом к земле, а палач стрелял лежащего в затылок. Потом тоже повторяли с каждым из оставшихся. Ожидающие смерти видели казнь своего товарища. Каждого обреченного заставляли ложиться рядом с еще горячим трупом расстрелянного. Когда ряд трупов доходил до противоположной стенки ямы, очередные жертвы заставляли ложиться на трупы ранее расстрелянных. Эта траншея была заполнена за три недели. Там нашли могилу сотни пленных красноармейцев. После этого пленных стали расстреливать в силосной яме диаметром 5 метров и глубиной в 4 метра. Эта яма наполнена расстрелянными доверху, вровень с краями. Затем гитлеровские людоеды производили расстрел военнопленных и мирных граждан в другой силосной яме, объемом в 103,25 куб[ических] метров. Эта яма также наполнена трупами доверху. Всего на месте расстрела, недалеко от усадьбы колхоза, нами об¬наружено 5 ям с трупами убитых и замученных немцами советских граждан. В них не менее 1500 казненных красноармейцев и мирных жителей, в том числе женщин и детей. Это чудовищное злодеяние фашистских головорезов – только часть тех огромных и кровавых преступлений, которые они совершили в гор. Россошь. Мы, кто видел казнь наших людей, кто видел трупы расстрелянных, никогда не простим немецким варварам и их вдохновителям кровь замученных и расстрелянных советских граждан. Смерть немцам, всем до последнего, пробравшимся в нашу страну для ее порабощения.
СПРАВКА о зверствах оккупантов в Воронеже и районах области
19 мая 1943 г. После освобождения города Воронежа от немецких оккупантов в домах, подвалах и блиндажах было обнаружено 184 трупа из числа мирного населения г. Воронежа, большинство трупов принадлежат людям, зверски замученным немецкими оккупантами. Так, например: по ул. Кирова, дом № 26, в подвале обнаружен труп женщины, глаза которой были выколоты, изнасилована и удушена, установить личность женщины не представилось возможным. По ул. Пролетарская в коридоре дома 48 обнаружен труп женщины 20-22 лет, которая до наступления смерти была изнасилована. Нос и рот жертвы завязан одеялом, на шее имеются следы удушья. В погребе дома № 11, по ул. Трудовая, обнаружен труп гр[аждан] ки ТРЕТЬЯКОВОЙ Варвары Аристарховны, при осмотре которого обнаружена масса ножевых ранений и признаки изнасилования. По ул. Кирова, дом № 17, обнаружен труп неизвестной женщины изнасилованной и удушенной. По ул. Дурова, дом № 31, обнаружен труп неизвестной женщины с отрубленной головой. По ул. Бехтерева в сарае дома № 5 обнаружен труп мужчины с отрубленной головой. Во временно оккупированных районах Воронежской области коварный враг творил произвол, грабежи и насилия под флагом так называемого «нового порядка», например: В сл. Монастырщина Радченского р[айо]на во время грабежа мирного населения немецкие войска за оказание «сопротивления» расстреляли публично 10 колхозников и изнасиловали 50 девушек. В сл. Терешково того же района зверски были замучены 10 колхоз¬ников. Все трупы были изуродованы до неузнаваемости. У всех распороты животы, выколоты глаза, сломаны руки. Все население сл. было выгнано в поле, а их имущество разграблено немецкими войсками. В с. Поповка Россошанского р[айо]на комендант согнал 40 человек молодежи в сарай, который был облит керосином и зажжен. Молодежь, обреченная на явную гибель, была спасена вошедшими в село частями Красной Армии. В Гремяченском р[айо]не немецкие бандиты расстреляли 700 человек больных в лечебнице Орловка. Фашисты зверски расправлялись и с детьми. Например: По ул. Цюрупы, д. № 10, в квартире гр[аждани]на Теплова обнаружен труп девочки в возрасте 12 лет, которая была убита фашистами выстрелом в грудь. По ул. Дурова, д. № 38, обнаружен труп мальчика в возрасте 12 лет, который был убит фашистами выстрелом в голову. ЗАМ. НАЧ. УНКВД по МИЛИЦИИ КОМИССАР МИЛИЦИИ III РАНГА /НОСКОВ/ НАЧАЛЬНИК ОСБП УМ УНКВД по В/О МАЙОР МИЛИЦИИ /ШОСТАЦКИЙ/
ГАОПИВО. Ф 1691. Оп. 1. Д. 31. Л. 4, 4 об. Копия.
АКТ о зверствах, учиненных фашистами над мирным населением села Монастырщина Радченского района Воронежской области декабря 1942 г.
Мы, нижеподписавшиеся граждане села Монастырщина: председатель колхоза МЕРКУЛОВ П.И., колхозники ЧУДАКОВ А.И., ТРОФИМОВ И.М., РЯСКИНА Е.Е. и красноармеец МУДРЫНИН составили настоящий акт в нижеследующем: Фашистские звери при занятии нашего села чинили зверства, насилия над мирным населением, ограбили имущество и скот. За время нахождения в нашем селе они зверски убили ЧЕРНОВА Ивана Васильевича 70 лет, КАШИРИНУ Марию Константиновну 45 лет, у которой осталось двое детей, НАСОНОВУ Анну Макаровну 60 лет, СБОЙЧАКОВУ Наталию Александровну 46 лет, НЕКРАСОВУ Марфу Ивановну 45 лет. Зверски забили до смерти 6-летнего Витю УДОВИЧЕНКО за то, что при грабеже их квартиры он назвал немцев гадами. Убили также ГРЕЧИШНИКОВУ Пелагею 75 лет, ПЕШКОВУ Екатерину 75 лет, СИДЯНКОВУ Дарью Ивановну 80 лет. Искалечена КАРТАШЕВА Марфа Дмитриевна 32 лет. Били и издевались над колхозницей КОЗЛОВОЙ Анной Петровной. Кроме того изнасиловали и обесчестили до 50 человек женщин и девушек. Угнали весь общественный скот колхоза и большинство личного скота колхозников, забрано имущество. В чем и составлен настоящий акт.
Председатель колхоза: Меркулов Колхозники: Чудаков Трофимов Ряскин Красноармеец Мудрынин.
ГАОПИВО. Ф. 1691. Оп. 1. Д. 31. Л. 5. Копия.