На наши вопросы отвечает участник СВО, позывной «Чекист».
Имя, звание и должность мы не разглашаем по понятным причинам. Чекист является действующим бойцом и находится в расположении боевой части.
Боевая биография Чекиста чрезвычайно богата, он на себе испытал недостатки и преимущества современной брони в разных условиях, несколько раз был ранен, имеет большой боевой опыт, а потому для интервью мы выбрали именно его.
Скажи, пожалуйста, откуда у тебя такой харизматичный позывной?
- Позывной «Чекист» мне дал командир разведроты, так что я его не сам себе придумал, мне его, так сказать, назначили, и оно как-то в народ уже пошло, я менять не стал.
Расскажи немного о своем боевом пути.
- Я ушел на СВО добровольцем в октябре 2022 года. С тех пор в течение полутора лет участвовал в боевых действиях по всей линии фронта, в составе различных подразделений в том числе штурмовых, последнее время неоднократно ездил в командировки в Курскую область. Мы проходили подготовку у инструкторов ЧВК Вагнер, также я работал со специалистами ГРУ, Росгвардии, МВД, даже самому приходилось работать инструктором групп огневой поддержки. Сейчас я отвечаю за боевую и политическую подготовку прибывшего пополнения.
Ты активный участник боевых действий и несколько раз был ранен, так?
- Да. За все время имею три тяжелые контузии, осколочные ранения то же были, разные травмы, не без этого. Последнее тяжелое - зацепило голову осколком «полькой», минометной мины. Суммарно в госпиталях провел порядка 4-х месяцев. Далее с учетом тяжести и количества ранений был переведен в другую войсковую часть, где и был назначен замкомандиром батальона по военно-политической работе.
У тебя колоссальный опыт ведения боевых действий. Скажи, пожалуйста, с какими угрозами и трудностями сталкивается боец на фронте и как от них нужно защищаться и их преодолевать? Основные понятны, но наверняка есть особенности, о которых может рассказать только человек, испытавший их на себе.
- Ну, давай по порядку. Первый фактор, который очень важен, это психологический. Потому что человек, который замотивирован патриотическими побуждениями или даже прошедший чеченские компании, здесь порой впадает в ступор. Потому что эта война имеет совсем другой толк. Не каждый к этому готов. Раньше боевая обстановка менялась каждый месяц, а сейчас, во время активизации боевых действий, она меняется каждую неделю. Меняется фронт, личный состав, взаимодействие с подразделениями, армия все время в движении, фронт меняется и в технологическом плане. Когда мы зашли в 22-ом мы были не готовы к тому, с чем столкнемся. Потому нам приходилось изучать войну методом погружения. Нам помогала опора на базу: дисциплина и слаженность, мы семьей были. Держались друг друга.
Главная угроза всегда – БПЛА. Мы постоянно мониторим окружающее пространство. Кроме того, боец должен обладать и другими навыками, знать, например саперное дело, потому что попадаются мины-ловушки, лепестки и нарезывавшиеся боеприпасы от кассет могут быть разбросаны по кругу. Бывали случаи, когда противник разбрасывал с БПЛА разные элементы бронезащиты, саперные лопатки, аптечки в которых находились взрывчатые вещества. Много что можно вспомнить….
При передвижении необходимо визуализировать пространство возле ног, не только себя, но и товарища, потому что часто ходим там, где еще не работали инженеры… Ты не знаешь, что у тебя может оказаться под ногами в любой момент... Передвижение всегда в группах, в основном осуществляется двойками на равноудаленном расстоянии. Это банальная техника безопасности, от соблюдения которой зависит жизнь любого бойца. К сожалению, не все к этому готовы, не все это понимают. У нас Командира всегда прикрывает хотя бы один боец. Это обязательно. Например, даже когда мы шли по минному полю, впереди шел боец, который прикрывал меня, потому что я был старшим группы, к тому же имел больший опыт, знал местность. Моральные, этические нормы отходят на второй план в таких ситуациях.
Это банальность….
Когда у тебя каждый день погибают товарищи, ты постоянно в состоянии стресса, ни одна психика этого не выдержит. Очень тяжело потом вернуться обратно в мир.
Подожди, давай перейдем к бронезащите. Какие трудности в этом плане есть у бойцов?
- Да, трудности с оснащением, конечно, присутствуют. В момент захода на позиции в 22-ом году нельзя сказать, что ничего не было, но это было не то. Тогда мы этого еще не понимали. Да у кого-то была своя экипировка. Но во время начала боевых действий цены на бронезащиту взлетели до небес и не всем это было по карману. А пресловутые выплаты – они приходили позже. На сегодняшний день тыл обеспечен всем. На передке выдают бронежилеты Модуль-Монолит и в другой экипировке относительно начала боевых действий дефицита нет. Есть гуманитарка, и какое-то другое обеспечение все равно присутствует. Просто меняется интенсивность боев и само «устройство» войны. Больший акцент делается уже на БПЛА, отдельно формируются БПЛА подразделения. Кстати, для этих подразделений актуально крепление для смартфона на бронежилет. Элементарная конструкция крепится на систему МОЛЛЕ. То же касается планшетов и электронных карт, бумажными сейчас уже никто не пользуется.
Я знаю, что у бойцов на СВО было немало претензий к броне НПО Специальных Материалов, не мог бы ты поподробней рассказать об этом?
- В основном были тяжелые бронежилеты Модуль-Монолит, стандартное на тот момент оснащение. Даже когда мы получали элементы бронезащиты мы уже понимали, что нам дают явно что-то не то. Когда мы начали вешать на них подсумки, снарягу вес бронежилета увеличивался настолько, что ноги просто не могли ходить. Мы это ощутили при первом же выходе на позиции, когда ты идешь по мокрому чернозему, так называемая чма, чача, ты тяжеленный в этом просто тонешь. Сутки находиться в этом бронежилете на морозе очень проблематично. Многие ребята просто выкидывали плиты. Но достать в то время что-то другое было сложно. Выживали как могли, за счет гуманитарки в том числе. Те бронежилеты, которые приходили с гуманитаркой типа Шторм-М были легче, но они были неудобны в плане передвижения, и хуже подходили для штурмовых операций, потому многие оставляли плитники Монолит из-за удобства его чехла, но с другими плитами, потому что для штурмовых подразделений этот чехол удобен. Даже китайцы специально под этот чехол разработали керамические плиты.
Ну, хорошо, а что-то позитивное, что сейчас по-настоящему используется бойцами на фронте из экипировки НПО Специальных Материалов есть?
- Могу говорить о том, что использовал сам. Лично у меня есть бронежилет Модуль-Кокон К3К1 действительно инновационный, интересный и отличающийся от того, что есть на рынке. Кроме большой площади защиты он имеет малый вес, всего 4,5 кг, что критически важно при выполнении боевого задания. Он удобно сидит и его легко подгонять. Это действительно качественный продукт. Конечно, есть моменты, над которыми надо поработать с учетом практического применения, но это есть всегда.
Противоосколочные противодроновые покрывала Стелс с теплозащитой очень актуальны, и я сразу их взял, потому что этого очень не хватает. И почти нет аналогов плащ-палатке современного образца Мираж с защитой от тепловизора и тоже с противоосколочной защитой. Все это сейчас очень востребовано. Есть опыт, когда нужно укрыться бойцу при скрытном передвижении, когда нужно закрепиться, окопаться. Раньше это приходилось делать своими силами в полевых условиях, сшивать спасательные фольгинированные одеяла и укрываться с помощью плащ-палатки. А Мираж еще и обладает противоосколочной стойкостью, и это та продукция, которая не так распространена либо вообще недоступна.
Есть еще маскировочные сети Крона. Причем маскировочные сети должны быть определенной конфигурации и та продукция, что есть у вас она оптимальна.
Также есть у меня рюкзак Мул-70 – это отличное соотношение по литражу для своих вещей, он удобен для транспортировки, учитывает анатомические особенности, его удобно носить, он не мешает на броне, разгружает спину – спина после него не болит, а под ним не потеет и лямки удобные. На рынке огромное количество продукции такого плана, но именно таких рюкзаков мало, видно, что он сделан специалистами.
Хочу сказать: когда цель компании – не просто нажиться, а создать продукт для солдата, внедрить, реализовать его, и когда этот инновационный продукт мы массово наблюдаем на бойцах, то это о многом говорит.
Спасибо, Чекист, было очень интересно с тобой поговорить.
- С продукцией, о которой рассказано в статье, можно познакомиться на сайте компании "Пересвет" - торговом подразделении НПО Специальных Материалов www.pr-svet.ru или получить консультацию по телефону 8 800 550 65 85.