Как хорошо вы фотографируете! Наверное, у вас крутой фотоаппарат!
- А вы прекрасно готовите. Наверное, у вас шикарные кастрюли.
Успех любого корабля зависит от капитана и команды. О команде первого из кораблей известно очень мало, так что сначала поговорим о капитане.
Роман Васильевич Кроун (урожденный Roberth Crown)
21 декабря 1753 года в графстве Перт, в Шотландии, родился мальчик Роберт. Его семья, Кроун, была связана с шотландским кланом Грегор (Макгрегор). Несколько столетий Кроуны арендовали ферму Мортун, и Роберту предстояло продолжить семейное дело. Правда вышло немного иначе – упрямый шотландский мальчик не хотел вникать в тонкости земледелия, и был влюблён в море.
В одиннадцать лет Роберта заслали на обучение в купеческую контору. То ли обучение не задалось, то ли мечты оказались сильнее чувства долга – но Роберт Кроун сбежал. И неплохо так сбежал – мальчишка добрался до Эдинбурга. В Лейте (тогда это был небольшой городок рядом с Эдинбургом, сейчас- район и порт шотландской столицы) Роберта изловили посланные отцом работники с фермы. Понимая, что упрямца не вразумить, отец всё же отдал единственного ребенка в морской флот.
Начал службу Роберт на фрегате «Одеон», дослужившись на нем до штурмана, служил в эскадрильях в Индии под руководством адмирала Эдварда Вернона. В 1775 году наш герой женился. В 1778 году Роберт Кроун числился штурманом на британском фрегате «Диана» и участвовал в Американской войне за независимость (естественно, не на стороне штатов). Капитан Джонстон, командир фрегата, оценил способности шотландца, и произвел его в лейтенантский чин и назначил первым лейтенантом на фрегате. Что бы не было путаницы: лейтенант — это звание, а вот первый лейтенант – должность. Фактически, старший помощник командира корабля и его заместитель.
В 1780 году Роберт овдовел – его первая жена умерла в Лондоне от чахотки.
Не смотря на старания ближайшего руководства, Кроун так и не получил повышения и собственный корабль.
4 февраля 1788 года Роберт Кроун перешел на службу в Российский Императорский Флот с сохранением чина и сменой имени - английский лейтенант Роберт Кроун стал русским лейтенантом Романом Васильевичем Кроуном.
Спустя неделю Роберт женился на вдове, Марте Найт – это был единственный шанс забрать женщину с собой в далекую Россию.
10 марта Роберт Кроун был возведен в чин капитан-лейтенанта, и назначен в эскадру фице-адмирала Фондезина, в Средиземное море. Погреться в средиземноморье шотландцу в тот раз не удалось – по прибытии в Копенгаген Кроун был назначен командиром катера «Меркурий».
Стоит заметить – Кроун числился первым капитаном этого судна, купленного в Англии. Не исключено, что возведение в чин капитан-лейтенанта в марте было нужно, что бы отдать «Меркурий» под его руководство (лейтенант не мог командовать военным судном), и именно под его командованием катер и совершил переход из Англии в Данию.
Катер «Меркурий».
В далёком 1788 году в Англии был построен парусно-гребной катер «Меркурий». Это была посудина длиной 29,4 метра, и несла на борту она 22 орудия. Катер имел парусное вооружение брига - две мачты, фок и грот. На грот-мачте, как и у брига, позади грота есть грот-гаф-трисель.
Почему этот «Меркурий» называют катером, а не бригом?
Потому, что корабельные мастера со всего мира не догадались собраться вместе и создать единую систему классификации кораблей. Это раз.
Два - потому что в Англии классификация мелких кораблей тоже была далеко не в полном порядке. Кроме классификации по количеству пушек и палуб, классификации по количеству мачт и по парусному вооружению у корабелов туманного Альбиона была ещё несколько важных характеристик для классификации, и одна из них - обвод корпуса. У военных кораблей в то время обводы были, как правило плавные, покатые. «Мирные» же корабли нередко имели острые или прямые носы. Корабли с «острым» носом называли «clipper», что переводится как «режущий». Корабли с «прямым» носом же называли «Cutter», что переводится тоже как «режущий».
На самом деле, если углубиться в переводы, то «clipper» - «рассекающий», а «cutter» - «обрезанный».
Так вот, «Меркурий» 1788 года выпуска имел прямой нос, и это отличало его от стандартного брига с его плавными или острыми обводами. В общем, тонкости терминологии.
Вместо небольших пушек на «Меркурий» были установлены 24хфунтовые карронады. Для тех, кто не изучал историю флота, артиллерии и не играл в «Naval Action», поясняю. Карронады - это более легкие орудия, короткие относительно калибра. Карронады стреляли тяжелыми ядрами на небольшое расстояние, и были довольно страшными крушилками в бою на небольшой дистанции - но абсолютно бесполезными на большом расстоянии.
С июня 1788 года «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Романа Васильевича Кроуна вошел в состав Балтийского Флота, и с июля того же года выходил в крейсерство.
Стоит уточнить: крейсерство - это, фактически, свободная охота в море. Цель крейсерства - подрыв торговли у противника, захват или потопление торговых и военных кораблей вражеской державы. Естественно, корабли старались захватывать - за захваченный корабль противника выплачивалось особое вознаграждение, «призовые».
Для тридцатипятилетнего Кроуна, который в британском флоте не мог рассчитывать на повышение и назначение на собственный корабль переход в военный флот давал некоторые возможности. Европейцев, поступивших на службу в русский флот было немало - и, возможно, Роман Васильевич и смог бы стать протеже того же адмирала Грейга (старшего), если бы на то была необходимость. Но Кроун, дорвавшийся до командования собственным судном, отличился.
Роман Васильевич Кроун был горячо нелюбим шведами. Он прекрасно маскировал свой кораблик под торговый - в этом помогал тот самый «тупой» нос - и шведы понимали, что дело плохо, когда уже глядели в жерла русских пушек.
К 29 апреля 1789 года Кроун захватил 29 шведских коммерческих судов.
Непосредственно, 29 апреля 1789 года около острова Борнгольм «Меркурий» атаковал шведский катер «Снапоп» и взял его на абордаж. Найти подробности этого боя не получилось, что не удивительно - «Снапоп» хоть и был вооружён, и даже некоторыми любителями приукрасить историю назывался «военным бригом» - он имел всего 12 орудий. Почти в два раза меньше, чем у «Меркурия». Победа, захваченный корабль - но это не тот подвиг, которым можно гордиться.
Меркурий и Венера
16 мая 1789 года катер «Меркурий» вышел в очередное крейсерство в составе группы кораблей в пролив Скагеррак. 20 мая русская эскадра блокировала шведскую эскадру из двенадцати кораблей в Христиан-фьорде (ныне Осло-фьорд). Внезапный штиль не позволил кораблям вступить в бой.
Одним из кораблей шведской эскадры был фрегат «Venus». 46 метров длиной, 342 человека на борту. Около 1350 тонн водоизмещение. 44 орудия. Фрегат был третьим в серии Bellona шведского корабела Фредерика Хенрика Чапмана - кораблём новаторским, прекрасной постройки и отличной мореходности. В общем, одним из лучших кораблей в шведском флоте.
21 мая, пока обе эскадры ждали ветер, в Христиан-фьорд на веслах зашел торговый кораблик. На палубе спокойно ходила женщина, судно выглядело так, будто слова «дисциплина» и «порядок» для него в лучшем случаене знакомы, в худшем являются страшным проклятием. Безнаказанно подойдя к корме этого прекрасного фрегата, «торгаш» скинул черную ткань, прикрывающую форменную белую полосу на уровне орудийных портов.
Одиннадцать 24хфунтовых стволов «Меркурия» жахнули сзади Венеру (Venus - Венера). Первый бортовой залп «крушилок» разнес корму фрегата. Дальше начались танцы на воде - экипаж фрегата попробовал послать русский военный корабль, и дать отпор из кормовых (ютовых) шестифунтовок картечью - безуспешно. Юркий катер держался в «слепой зоне» шведского фрегата - между кормовыми орудиями и бортом, прицельным огнем расстреливая из карронад рангоут, лишая фрегат остатков маневренности и возможности поставить паруса при появлении ветра. Загнав команду противника на палубу, капитан-лейтенант Кройн решил рискнуть - подставился под кормовые пушки и дал по фрегату продольный залп. Это, что бы вы понимали - несколько прикольных шариков диаметром около пятнадцати сантиметров и весом одиннадцать килограмм пролетают вдоль палубы как шары для боулинга, радостно разбрасывая вокруг щепки (острая и опасная штука), детали корабля и детали людей.
Третий залп не понадобился. На «Венусе» спустили флаг. Вместе с командиром корабля сдалось 280 человек экипажа (по другим данным 302).
Вот такой вот подвиг катера «Меркурий» и капитан-лейтенанта Р.В. Кроуна. Я бы постарался растянуть описание боя, что бы он не был короче предисловия - но я пишу эту статью дольше, чем Роман Васильевич провел в бою. Всё сражение заняло полтора часа, русский катер потерял четырёх человек экипажа убитыми и шестерых ранеными. Из серьёзных повреждений корабля стоит упомянуть потерянную фор-стеньгу.
Дальнейшая судьба
Фрегат «Венус» был доставлен в союзный Копенгаген, где базировался русский флот.
За эту операцию Роман Васильевич Кроун был произведен Екатериной II в капитаны второго ранга и награжден Орденом Святого Георгия IV степени. Марфа Ивановна Кроун (урожденная Марта Найт), та самая женщина с палубы, была награждена Орденом Святой Екатерины - второй по старшинству награды в Российской Империи. Марфа Ивановна ухаживала за приболевшим мужем, была важной частью маскировки корабля и после боя с «Венусом» ухаживала за ранеными матросами. К слову - это единственный случай награждения этим орденом за военные заслуги.
После ремонта на «Venus», а точнее «Венусъ», был назначен капитан 2го ранга Р.В.Кроун. Недолго предприимчивый шотландец командовал этим фрегатом - 23 июня 1790 года, на следующий день после Выборгского сражения, Р.В. Кроун захватил 64хпушечный линейный корабль «Ретвизан» и получил очередное повышение. А «Венус» прослужил в русском флоте восемнадцать лет, поучаствовав в пяти войнах, и был разобран на Сицилии в 1814 году.
Роман Васильевич Кроун стал полным адмиралом в 1824 году.
Катер «Меркурий» был разобран после 1805 года в Кронштадте. Он был первым боевым кораблём с этим именем в русском флоте. Имя сочли счастливым, и после разбора катера несколько кораблей назвали в его честь - пока один из них не затмил славу парусно-гребного катера.
- Все даты указаны по старому стилю.
- На начало XIX века кораблей с названием «Меркурий» в Российском флоте было несколько. Был пакет-бот где-то в XVIIIвеке, были две галеры, был госпитальный корабль - ровесник описанного катера. Тем не менее, первым военным кораблём с таким именем в русском флоте считается именно этот катер. Причина кроется в том, что он был первым кораблём с развитым парусным вооружением и числился именно как боевая единица. Пакет-бот и госпитальный корабль не считались военными кораблями, а отношение к галерам было примерно такое же, как к большим гребным лодкам. Некоторым галерам даже имена не давали.
- В оформлении обложки использована картина «Захват катером „Меркурий“ шведского фрегата „Венус“ 21 мая 1789 года» Алексея Петровича Боголюбова, написанная в 1845 году
P.S.
Уважаемый читатель) Я всегда рад ответить на вопросы в комментариях, и приветствую обратную связь.
Мои статьи на остальные темы, а так же статьи других авторов и многое другое можно найти в паблике "Исторический Угар" в соцсети "Вконтакте.
Поддержать автора можно лайком, подпиской или чеканной монетой.
В формате книги мои статьи (и не только про флот,и не только статьи) можно прочитать на моей авторской странице на author.today.
Спасибо за внимание!