Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Искусство Форда Мэдокса Брауна

Форд Мэдокс Браун (англ. Ford Madox Brown; 1821–1893) — один из виднейших английских живописцев. Его имя ассоциируется с самым важным художественным движением Великобритании девятнадцатого века — братством прерафаэлитов, для которого он был скорее наставником и соратником, чем "официальным членом". Подобно молодым бунтарям из братства, Браун выступал против "искусственных" исторических картин, одобренных Британской академией, придерживаясь бескомпромиссного реализма. Но в отличие от прерафаэлитов, которые тяготели к религиозным и средневековым сюжетам, живопись Брауна была ориентирована преимущественно на проблемы современного мира.

Форд Мэдокс Браун: Автопортрет, 1877
Форд Мэдокс Браун: Автопортрет, 1877

Форд Мэдокс Браун родился в 1821 году в Кале, Франция в семье англичан, Форда Брауна, корабельного казначея, и Кэролайн Мэдокс.

Будучи ещё подростком, он поступил в голландскую Академию искусств De Vrije Academie (существующую до сих пор как De Stedelijke Academie). Затем учился у Питера ван Ханселера — известного портретиста, и у Густава Вапперса, знаменитого художника, который считается первым известным художником-романтиком в Бельгии.

Форд Мэдокс Браун: "Манфред на Юнгфрау", 1841, холст, масло
Форд Мэдокс Браун: "Манфред на Юнгфрау", 1841, холст, масло

Отражая несколько личных трагедий, его ранние работы были выполнены в приглушённых цветах и мрачных тонах. Но после его встреч с Гансом Гольбейном и с членами движения святых назарян, его палитра стала включать более широкую цветовую гамму, которую он использовал, чтобы вдохнуть новую жизнь в рассказы о жизни обычных граждан Викторианской эпохи. Все последующие работы, включая пейзажи, он выполнил в более живом реалистическом стиле.

Форд Мэдокс Браун: Симпатичные Баа-ягнята, 1851, масло, дерево
Форд Мэдокс Браун: Симпатичные Баа-ягнята, 1851, масло, дерево

На этой пасторальной картине изображены женщина и ребёнок в солнечный день, кормящие ягнят, в то время как служанка набирает в корзину траву. Это безмятежное изображение семейной жизни, драгоценной и спокойной.

Форд Мэдокс Браун: Возьмите своего сына, сэр!, 1851-56, холст, масло
Форд Мэдокс Браун: Возьмите своего сына, сэр!, 1851-56, холст, масло

Фон картины "Возьмите своего сына, сэр!" роскошно украшен, а голова дамы, как у Мадонны, обрамлена нимбом, образованным зеркалом. Женщина выглядит бледной, на щеках у неё розовые пятна. Её бледный цвет лица говорит о том, что она, возможно, недавно родила и сейчас находится в крайне слабом состоянии. Браун был реалистом: он даёт нам образ женщины этого мира в интерьере своего времени — и таких грубых изображений родов очень мало. Зеркало показывает нам отражение интерьера с мужской фигурой слева. Он протягивает руки, чтобы принять новорождённого ребёнка, тем самым принимая на себя роль отца.

Форд Мэдокс Браун: Английский осенний полдень, 1852-1853, х.м.
Форд Мэдокс Браун: Английский осенний полдень, 1852-1853, х.м.

Браун оказал большое влияние на братство прерафаэлитов. Наставник Данте Габриэля Розетти, друг Уильяма Холмана Ханта, он был сторонником и вдохновителем братства, которое бросило серьёзный вызов излишествам исторической живописи Академии. Исследование живописного реализма группой предвосхитило отход от академической живописи.

Форд Мэдокс Браун: Прощание с Англией, 1856, дерево, масло, Бирмингемский музей
Форд Мэдокс Браун: Прощание с Англией, 1856, дерево, масло, Бирмингемский музей

На этом тондо (круглой картине) изображена пара, отправляющаяся в путешествие (позади них — знаменитые белые скалы Дувра) в далёкие земли Австралии. Главные герои одеты в добротную зимнюю одежду. Когда мы приглядываемся, то видим, как из-под женской шали выглядывает маленькая ручка. На переднем плане — капуста, которой, вероятно, пользовались для профилактики цинги и рахита. В этой картине чувствуется его невероятное внимание к деталям, и не в последнюю очередь к естественному освещению серого и неспокойного моря, которое напоминает о предстоящем нелёгком путешествии. Стойкость этих людей перед лицом неизвестности завоёвывает симпатии зрителей.

Форд Мэдокс Браун: Ирландская девушка, 1860
Форд Мэдокс Браун: Ирландская девушка, 1860

На этом портрете девушка погружена в свои мысли. Она сжимает в руках два синих василька, которые выделяются на фоне роскошного красного цвета шали девушки и тёмно-красного фона картины. Румянец подчеркнут слегка поджатыми губами девушки — она полна жизни, и мы не можем ей не восхищаться.

Форд Мэдокс Браун: Труд, 1852-65, холст, масло, Городская галерея искусств, Манчестер
Форд Мэдокс Браун: Труд, 1852-65, холст, масло, Городская галерея искусств, Манчестер

Эта картина стала центральным экспонатом его персональной выставки. Браун организовал её в знак протеста против контроля  Академии над современной живописью, и ему широко аплодировали за его смелость и успех в создании прецедента для выставок искусства вне Академии. На этой залитой солнцем картине множество людей из всех слоёв общества заняты различными делами. В центре изображены рабочие, которые, закатав рукава, трудятся под полуденным солнцем. Дети пробираются сквозь сцену, а старшая девочка с младенцем на руках, кажется, пытается их удержать. Браун более подробно описал детей на картине в своём выставочном буклете. Он объяснил, что дети были сиротами, их мать умерла из-за отсутствия санитарных условий в лондонском водопроводе, а отец бросил их из-за проблем с алкоголем.

Форд Мэдокс Браун: Уолтон-он-Наз, 1860, х.м.
Форд Мэдокс Браун: Уолтон-он-Наз, 1860, х.м.

Браун сотрудничал в нескольких проектах с Уильямом Моррисом, движущей силой движения за искусство и ремесла. Вместе с ним он основал дизайнерскую компанию Morris, Marshall, Faulkner & Co. Под её эгидой он создал ряд витражей и предметов мебели ручной работы. Эти работы были такого качества, что его репутация специалиста по декоративному искусству лишь подтверждала его репутацию, пожалуй, самого разносторонне одарённого художника Англии.

Форд Мэдокс Браун: Разноцветное пальто, 1864, холст, масло
Форд Мэдокс Браун: Разноцветное пальто, 1864, холст, масло

Форд Мэдокс Браун: Судебный процесс над Уиклиффом, 1893, фреска
Форд Мэдокс Браун: Судебный процесс над Уиклиффом, 1893, фреска

Браун не только своим реалистичным подходом нанёс удар по стандартам Академии, но и взял организацию выставки своих работ в свои руки. Он создал новый прецедент, став первым британским художником, организовавшим и продвигавшим успешную независимую выставку своих работ.

Форд Мэдокс Браун: Букет цветов, 1865
Форд Мэдокс Браун: Букет цветов, 1865

Форд Мэдокс Браун: Ромео и Джульетта, 1870 (масло)
Форд Мэдокс Браун: Ромео и Джульетта, 1870 (масло)

Браун был одним из самых выдающихся английских художников девятнадцатого века и знаковой фигурой в социальной истории викторианского искусства. Несмотря на то что многие считают движение прерафаэлитов исключительно британским, историки, такие как Ротенштейн, утверждают, что они, и особенно Браун, заслуживают похвалы за то, что они предвидели сдвиг в сторону реализма, который поглотит художников на европейском континенте в конце девятнадцатого века.

Форд Мэдокс Браун: Путешественник, 1868
Форд Мэдокс Браун: Путешественник, 1868

Форд Мэдокс Браун: Хаида находит Дона Жуана, 1873, 173×215 см, холст масло
Форд Мэдокс Браун: Хаида находит Дона Жуана, 1873, 173×215 см, холст масло

Основав Хогарт-клуб, Браун создал место встречи и проведения выставок для тех художников и интеллектуалов, которые хотели бросить вызов господству "официальной" Академии искусства. Среди своих коллег он был признан первопроходцем за смелый шаг по организации первой в стране художественной выставки формата "один человек". Тем самым он фактически создал прецедент независимой художественной выставки в Великобритании. Его картины, которые он сочетал с весьма успешным погружением в декоративное искусство, лишь подтвердили его репутацию одного из самых выдающихся английских художников второй половины девятнадцатого века.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.

Источники:

1. Искусство Форда Мэдокса Брауна, автор Кеннет Бендинер

2. Форд Мэдокс Браун: пионер прерафаэлитов, автор Джулиан Треухерц

3. Список картин Форда Мэдокса Брауна

🖼 На канале "Русская и мировая живопись" начал свою работу платный раздел - Премиум, в котором вы найдёте дополнительные материалы по творчеству художников. В основном это описания картин и мнения историков, искусствоведов.

Первая опубликованная статья - "Форд Мэдокс Браун – первопроходец пленэрного стиля". Основной, бесплатный канал будет продолжать свою работу в прежнем режиме.