Форд Мэдокс Браун (англ. Ford Madox Brown; 1821–1893) — один из виднейших английских живописцев. Его имя ассоциируется с самым важным художественным движением Великобритании девятнадцатого века — братством прерафаэлитов, для которого он был скорее наставником и соратником, чем "официальным членом". Подобно молодым бунтарям из братства, Браун выступал против "искусственных" исторических картин, одобренных Британской академией, придерживаясь бескомпромиссного реализма. Но в отличие от прерафаэлитов, которые тяготели к религиозным и средневековым сюжетам, живопись Брауна была ориентирована преимущественно на проблемы современного мира.
Форд Мэдокс Браун родился в 1821 году в Кале, Франция в семье англичан, Форда Брауна, корабельного казначея, и Кэролайн Мэдокс.
Будучи ещё подростком, он поступил в голландскую Академию искусств De Vrije Academie (существующую до сих пор как De Stedelijke Academie). Затем учился у Питера ван Ханселера — известного портретиста, и у Густава Вапперса, знаменитого художника, который считается первым известным художником-романтиком в Бельгии.
Отражая несколько личных трагедий, его ранние работы были выполнены в приглушённых цветах и мрачных тонах. Но после его встреч с Гансом Гольбейном и с членами движения святых назарян, его палитра стала включать более широкую цветовую гамму, которую он использовал, чтобы вдохнуть новую жизнь в рассказы о жизни обычных граждан Викторианской эпохи. Все последующие работы, включая пейзажи, он выполнил в более живом реалистическом стиле.
На этой пасторальной картине изображены женщина и ребёнок в солнечный день, кормящие ягнят, в то время как служанка набирает в корзину траву. Это безмятежное изображение семейной жизни, драгоценной и спокойной.
Фон картины "Возьмите своего сына, сэр!" роскошно украшен, а голова дамы, как у Мадонны, обрамлена нимбом, образованным зеркалом. Женщина выглядит бледной, на щеках у неё розовые пятна. Её бледный цвет лица говорит о том, что она, возможно, недавно родила и сейчас находится в крайне слабом состоянии. Браун был реалистом: он даёт нам образ женщины этого мира в интерьере своего времени — и таких грубых изображений родов очень мало. Зеркало показывает нам отражение интерьера с мужской фигурой слева. Он протягивает руки, чтобы принять новорождённого ребёнка, тем самым принимая на себя роль отца.
Браун оказал большое влияние на братство прерафаэлитов. Наставник Данте Габриэля Розетти, друг Уильяма Холмана Ханта, он был сторонником и вдохновителем братства, которое бросило серьёзный вызов излишествам исторической живописи Академии. Исследование живописного реализма группой предвосхитило отход от академической живописи.
На этом тондо (круглой картине) изображена пара, отправляющаяся в путешествие (позади них — знаменитые белые скалы Дувра) в далёкие земли Австралии. Главные герои одеты в добротную зимнюю одежду. Когда мы приглядываемся, то видим, как из-под женской шали выглядывает маленькая ручка. На переднем плане — капуста, которой, вероятно, пользовались для профилактики цинги и рахита. В этой картине чувствуется его невероятное внимание к деталям, и не в последнюю очередь к естественному освещению серого и неспокойного моря, которое напоминает о предстоящем нелёгком путешествии. Стойкость этих людей перед лицом неизвестности завоёвывает симпатии зрителей.
На этом портрете девушка погружена в свои мысли. Она сжимает в руках два синих василька, которые выделяются на фоне роскошного красного цвета шали девушки и тёмно-красного фона картины. Румянец подчеркнут слегка поджатыми губами девушки — она полна жизни, и мы не можем ей не восхищаться.
Эта картина стала центральным экспонатом его персональной выставки. Браун организовал её в знак протеста против контроля Академии над современной живописью, и ему широко аплодировали за его смелость и успех в создании прецедента для выставок искусства вне Академии. На этой залитой солнцем картине множество людей из всех слоёв общества заняты различными делами. В центре изображены рабочие, которые, закатав рукава, трудятся под полуденным солнцем. Дети пробираются сквозь сцену, а старшая девочка с младенцем на руках, кажется, пытается их удержать. Браун более подробно описал детей на картине в своём выставочном буклете. Он объяснил, что дети были сиротами, их мать умерла из-за отсутствия санитарных условий в лондонском водопроводе, а отец бросил их из-за проблем с алкоголем.
Браун сотрудничал в нескольких проектах с Уильямом Моррисом, движущей силой движения за искусство и ремесла. Вместе с ним он основал дизайнерскую компанию Morris, Marshall, Faulkner & Co. Под её эгидой он создал ряд витражей и предметов мебели ручной работы. Эти работы были такого качества, что его репутация специалиста по декоративному искусству лишь подтверждала его репутацию, пожалуй, самого разносторонне одарённого художника Англии.
Браун не только своим реалистичным подходом нанёс удар по стандартам Академии, но и взял организацию выставки своих работ в свои руки. Он создал новый прецедент, став первым британским художником, организовавшим и продвигавшим успешную независимую выставку своих работ.
Браун был одним из самых выдающихся английских художников девятнадцатого века и знаковой фигурой в социальной истории викторианского искусства. Несмотря на то что многие считают движение прерафаэлитов исключительно британским, историки, такие как Ротенштейн, утверждают, что они, и особенно Браун, заслуживают похвалы за то, что они предвидели сдвиг в сторону реализма, который поглотит художников на европейском континенте в конце девятнадцатого века.
Основав Хогарт-клуб, Браун создал место встречи и проведения выставок для тех художников и интеллектуалов, которые хотели бросить вызов господству "официальной" Академии искусства. Среди своих коллег он был признан первопроходцем за смелый шаг по организации первой в стране художественной выставки формата "один человек". Тем самым он фактически создал прецедент независимой художественной выставки в Великобритании. Его картины, которые он сочетал с весьма успешным погружением в декоративное искусство, лишь подтвердили его репутацию одного из самых выдающихся английских художников второй половины девятнадцатого века.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.
Источники:
1. Искусство Форда Мэдокса Брауна, автор Кеннет Бендинер
2. Форд Мэдокс Браун: пионер прерафаэлитов, автор Джулиан Треухерц
3. Список картин Форда Мэдокса Брауна
🖼 На канале "Русская и мировая живопись" начал свою работу платный раздел - Премиум, в котором вы найдёте дополнительные материалы по творчеству художников. В основном это описания картин и мнения историков, искусствоведов.
Первая опубликованная статья - "Форд Мэдокс Браун – первопроходец пленэрного стиля". Основной, бесплатный канал будет продолжать свою работу в прежнем режиме.