Наши предки и их водворение на Русской равнине. Статья в ПЯТИ частях о то том, как это было по данным науки
Предыдущие части:
Часть 5. Росы, русы, русские
Росы/русы в сообщениях современников
- Бертинские анналы
Самым первым датированным использованием этнонима «рос» (rhos) является сообщение в Бертинских анналах о том, как 18 мая 839 г. ко двору короля франков Людовика I Благочестивого (814–840) в Ингельгейм (Ингельхайм-ам-Райн) прибыло посольство от византийского императора Феофила (829–842) для переговоров об «утверждении союза и мира вместе с вечной дружбой и уважением между обоими императорами и их подданными».
«[Феофил] направил вместе с послами неких людей, которые говорили, что их, то есть их народ, зовут рос. Их король, как они утверждали, именем Хакан, направил их к Феофилу ради дружбы. <…> Феофил просил, чтобы при благожелательном отношении императора у них была возможность вернуться домой и поддержка во всей его империи. Ибо путь, которым они прибыли к нему в Константинополь, они проделали среди варварских, очень диких и в высшей степени свирепых народов, и он не захотел, чтобы они им возвращались, дабы часом не подверглись опасности. Император, внимательно изучив цель их прибытия, выяснил, что они из народа свеонов. Полагая, что они скорее разведчики греческого и нашего государств, чем просители дружбы, решил удерживать их в своей власти до тех пор, пока не удастся с достоверностью выяснить, честно ли они прибыли сюда или нет. Об этом он незамедлительно постарался конфиденциально сообщить Феофилу через его послов и в письме, а также то, что из любви к нему принял их благожелательно и что если будет найдено, что они честные люди, они будут отпущены и им будет предоставлена возможность, пользуясь поддержкой, безопасно вернуться на родину; в противном же случае они будут с нашими посланниками направлены в его присутствие, чтобы он сам решил, рассудив, что должно быть за такие дела».
Дальнейшая судьба росов, оказавшихся свеонами (шведами), неизвестна. К слову, Западная Европа тогда страдала не от шведских, а от норвежских и датских викингов, нападения которых начиная с 834 г. в тех же Бертинских анналах фиксировались ежегодно. В 841 г. норманны разграбили Руан, а в 845 г. – Париж.
- Житие Георгия Амастридского
Первое упоминание «росов» (Ῥῶς) в византийских текстах встречается в том же IX в. в сообщении о нашествии в 830-х годах на Амастриду, город на Черном море. Вот выдержки из него:
«Было нашествие варваров, росов – народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого <…> Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они - губительный и на деле и по имени народ <…> Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются <…> Убийство девиц, мужей и жен; и не было никого, готового [им] противостоять».
- Аль-Якуби
Самым ранним появлением народа «ар-Рус» (ar-Rūs, русы) в арабских источниках является сообщение о нападении на Севилью, которое оставил историк IX в. аль-Якуби:
«И к западу от города, который называется аль-Джазира, лежит город, который называется Ишбилия [Севилья], на большой реке. И это река Кордовы. В этот город проникли маджусы, которых называют ар-Рус, в 229 [844] году. И они брали в плен, и грабили, и жгли и убивали».
Более поздние арабские авторы называют нападавших на Севилью «аль-урманийун», что историки считают передачей экзонима «норманн».
Кем были «норманны» по свидетельствам современников?
- Эйнхард
Вот сообщение известного франкского историографа VIII–IX вв. Эйнхарда:
«По этому [Венедскому] заливу сидят многие народы. Так, даны и шведы, которых мы зовем норманнами, владеют северным берегом и всеми в нем [заливе] островами. На южном берегу живут славяне, эсты и другие различные народы».
- Адам Бременский
Адам Бременский, цитирующий Эйнхарда в XI в., прибавляет: «Даны и шведы, как и все прочие народы за Данией, франкскими историками именуются норманнами».
- Лиутпранд
На тождественность этнонимов «рос/рус» и «норманн» указывает итальянский историк и дипломат X в. Лиутпранд (Лиудпранд) Кремонский. Вот две цитаты из его труда «Антаподосис»:
«С севера его [Константинополя] ближайшими соседями являются венгры, печенеги, хазары, русь (Rusii), которую иначе мы называем норманнами (Nordmanni), а также болгары».
«Ближе к северу обитает некий народ, который греки по внешнему виду называют русью (ρουσιος), мы же по местонахождению именуем норманнами. Ведь на немецком языке nord означает север, a man – человек; поэтому-то северных людей и можно назвать норманнами».
«Эта народная этимология (<греч. ρούσιος «светлый») принадлежит, видимо, самому Лиудпранду, так как собственно греческим источникам форма этнонима 'Pούσιοι, кажется, неизвестна, да и иные варианты на 'Poυσ- появляются только с XII столетия» (М. В. Бибиков)
- Никита Пафлагон
Первый набег «росов» на окрестности Константинополя датирован 860 г. (ПВЛ связывает его с именами Аскольда и Дира и ошибочно относит к 866 г.). Византийский философ X в. Никита Пафлагон начинает описание этого похода на византийскую столицу словами:
«В то время запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому понту прийдя к Стенону и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия острова, грабя все [драгоценные] сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал».
В ПВЛ «росы» из греческих источников названы «безбожной русью».
Русь и славяне
Как и в прежние века, славяне не чурались ни торговых ни военных дел. Зимой они рубили лес, готовили и продавали руси лодки, а те их оснащали парусами, мачтами, кормилами и уключинами для весел, чтобы по весне использовать в торговых и военных походах. ПВЛ сообщает, что Олег ходил на греков, взяв с собой «много варягов и словен, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев».
Военные походы руси на Константинополь порой считают разбойничьими набегами ради поживы, но, возможно, всё не так однозначно. О чём говорит хронология событий? В 830-х годах строится крепость Саркел и «росы» нападают на Амастриду, а в 838 или 839 году «росов» принимает византийский император и заботится об их благополучном возвращении домой. Не был ли заключен тогда традиционный для Византии тридцатилетний договор «о вечном мире»? Следующее нападение на Византию – 860 г., спустя 22-23 года. Договор плохо работал, и пора было о нем напомнить? Очередная осада – 907 г., через 47 лет после предыдущей. Второй тридцатилетний мир слишком затянулся и потребовалось обновление его условий? Договор с Олегом заключили в 911 г., а через тридцать лет под стенами Царьграда уже стоял Игорь. Результат – договор 944 г. Если гипотеза верна, то с начала своего закрепления в Поднепровье русь стремилась к миру на выгодных для себя условиях, а не просто разбойничала.
Для понимания взаимоотношений руси и славян очень важны сообщения императора Константина VII Багрянородного (905–959 гг.). Древнерусское общество делится у него на дружину (росов) и союзные славянские племена, платящие дань князю и его дружине. Свидетельства языка, отраженные в названиях днепровских порогов «по-росски» и «по-славянски», подтверждают, что словом «рос» Константин обозначает скандинавов.
Подробно о происхождении названий днепровских порогов – здесь
У Константина же впервые встречается слово Ρωσία. Император различает Внешнюю Росию – Северную Русь с Новгородом, и земли под властью киевского князя.
До середины XV в. слово «Россия» так и писалось с одной «с», а написание с двумя «с» стало общепринятым гораздо позже. На червонцах Петра Первого разных лет можно встретить оба варианта.
Опираясь на сообщения середины IX в., арабский географ Ибн Русте в начале X в. оставил такие сведения о руси:
«У них есть царь, называемый хакан-рус <…> У них нет ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочей пушниной <…> Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью <…> Все свои набеги и походы совершают на кораблях. »
«Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются и забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают.»
«Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому-то из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить и ограбить».
Ибн Фадлан, побывавший в 921-922 гг. на берегах Волги, приводит отвратительные подробности пренебрежения купцами-русами элементарной гигиеной.
О славянах (aṣ-Ṣaqāliba) Ибн Русте пишет:
«Они – народ, который пасет свиней, как овец… Все они – почитатели огня... Сеют они более всего просо… Напитки у них из меда. Они радуются во время сжигания умершего, считая, что радуются ради милосердия их бога над ними… У них нет верховых лошадей, кроме как у высокопоставленного лица. Их оружие – дротики, щиты и копья, а другого у них нет».
Снова «просо и мёд». За пятьсот лет гастрономические пристрастия славян совершенно не изменились!
В 907 году киевский князь Олег осуществил описанный в ПВЛ набег на Царьград (Константинополь), после которого, избежав отравления, стал именоваться Вещим. В его договоре с Константинополем 911 г. впервые обо всех подданных князя говорится как о русских, пусть «от рода русского» договор свидетельствуют Карл, Инегелд, Фарлоф, Веремуд и т.д. Всё то же повторилось при князе Игоре в договоре 944 г.
История знает примеры, когда один этнос, вливаясь в другой, передавал ему своё самоназвание: это произошло с германоязычными франками в романской Галлии и тюркоязычными болгарами на славянском Дунае. То же могло случиться и на Руси.
Происхождение этнонима
В работе 1924 г. германист В. А. Брим высказал гипотезу о фонетическом сходстве самоназвания норманнов и местного наименования территории и населения Среднего Поднепровья. В коллективном труде 1965 г. «Древнерусское государство и его международное значение» под редакцией В. Т. Пашуто и Л. В. Черепнина эта гипотеза была актуализирована:
«В последнее время в науке все большее распространение получила теория о южном происхождении Руси. И хотя, по существу, убедительных доказательств в пользу этой теории никто не привел, наличие корня рос на юге в раннее время неоспоримо. Отсюда вытекает теория о разном происхождении термина рос-рус на севере и на юге».
Первое упоминание южных «русов» некоторые авторы склонны видеть в рассказе сирийского писателя второй половины VI–начала VII в. Захарии Ритора (Псевдо-Захария). Однако, источник повествует о соседствующем с амазонками народе ерос/хрос/хрус (имеются разночтения), мужчин которого не могут носить лошади, настолько велики их конечности. По местоположению сейчас их считают сарматами.
В персидском источнике X в. – труде по истории за авторством ат-Табари, обработанном саманидским визирем Балами – в рассказе об осаде Дербента в 643 г. среди врагов, окруживших город, названы «русы». В рассказе историка начала XI в. ас-Саалиби о строительстве Дербентской стены в VI в., наряду с турками и хазарами также упоминаются «русы». В обоих случаях речь идет об аланах.
Аланы – сарматское племя, которое к 4 в. н. э. достигло такого влияния, что всех сарматов начали именовать аланами. Их потомками часто называют осетин, но некоторые исследователи считают осетин потомками скифов.
Принадлежность к аланам правящих кланов антов постулирует Г. В. Вернадский в работе 1943 г. Развивая спорную идею Д. И. Иловайского, среди кочевников Северного Причерноморья он выделяет роксоланов, т.е. «светлых аланов», называемых им, на иранский манер, рухс-асы. Если бы гипотеза о том, что рухс-асы – антский клан нашла подтверждение, это объяснило бы и название народа русь и титул кагана у него. Вот только скандинавских названий порогов Днепра эта гипотеза не смогла бы объяснить.
О происхождении названий днепровских порогов – здесь
Следы бытования в византийской среде X в. этнонима ῥουσ-, по мнению Г. Г. Литаврина, говорят о возможной связи греческого имени Руси с исконным русским термином, однако, М. В. Бибиков относит такие следы к XII в. (см. комментарий выше).
Со времен М. В. Ломоносова для подтверждения местного происхождения слова «рос» с последующим переходом в «рус» используется основа «рос» в гидронимах Рось, Роська и Россава. В этой связи Е. А. Мельникова и В. Я. Петрухин напоминают, что раннее написание названий этих рек начинается на «Ръс», а невозможность перехода «ръс» в «рус» доказана лингвистами.
Наименования "рос" и "рус" возникают почти одновременно: "Рос" - в греческих источниках и Бертинских анналах, "рус" - у всех остальных авторов. До сих пор в слове "Россия" только мы, поляки и греки используем букву "о", а в слове "русский" в первом слоге "о" есть только у поляков и греков. Напрашивается вывод, что даже если первые скандинавы именовали себя "рос", у нас их всегда называли "русью". Заимствовано это слово из финского или родилось само по себе как обозначение русоволосых иноземцев - едва ли мы скоро будем знать это наверняка.
Для князя Киевского в X в. и он и все его подданные были «людьми русской земли». Но быть людьми одной земли и стать одним народом – не одно и то же.
Русские
Этнологи считают, что о сложении этнической общности можно говорить, когда у этой общности появляется самоназвание, а народ Руси оставался кривичами, вятичами и т.д.
Игорь Рюрикович имел обычай, взяв дружину, ежегодно на зиму отправляться в полюдье, на кормление и сбор дани в подвластные ему земли. Летопись сообщает, что такой поход к древлянам стоил ему жизни.
IX-X вв. – время становления славянских государств по всей Европе. Сперва – в Моравии и Хорватии, затем – в Чехии, Польше и на Руси. Помимо Киева, значимой опорой княжеской власти стал главный город кривичей Смоленск. В активно развивающемся Новгороде в 953 г. уже появилась первая деревянная мостовая.
Под влиянием славянского общества формирующаяся династия Рюриковичей быстро утратила скандинавскую идентичность, давая детям славянские имена (если Игорь и Ольга – имена скандинавского происхождения, то имя их сына Святослава, очевидно, – местное).
Схожим образом развивалась ситуация в захваченных викингами окрестностях Руана на севере Франции. Роллону, основавшему Нормандскую династию, для обучения внука «северному наречию» уже пришлось приглашать учителя из Скандинавии.
При Святославе Игоревиче произошло подчинение Киеву вятичей, до этого плативших дань хазарам. Киевский князь Владимир Святославич присоединил полочан, одолев их князя варяга Рогволода. Рассадив сыновей по зависимым славянским землям, Владимир стал первым собирателем Русской земли в единое государство под властью великого князя. Он же первым из князей стал чеканить собственную монету. В конце X в. Владимир вместе со своим окружением крестился по византийскому обряду, что положило начало процессу крещения Руси (традиционная дата – 988 г.).
Вероятно, простой народ не сразу ощутил ценностную разницу между старым и новым культом, и широкое распространение получило «двоеверие». Возглавляемый волхвами бунт в Ростово-Суздальской земле в 1024 г. стал одним из первых, но причиной его была не религия, а голод, который зачинщики связали с насаждением христианства. Киевский князь Ярослав Владимирович (Мудрый) расправился с бунтовщиками, и на долгие годы волнение стихло.
Есть сообщение Татищева о крещении Новгорода «огнём и мечом» основанное, как считается, на несохранившейся летописи, но его достоверность признается не всеми историками.
Вместе с новой религией возросло значение пришедшего ещё при Олеге книжного старославянского языка, оказавшего влияние на все диалекты древнерусского разговорного. Изменение духовного облика населения, безусловно, сказалось на его самосознании, а этногенез русских завершила ассимиляция местных неславянских племен.
Земли мери в Волго-Окском междуречье, веси в районе Белоозера, муромы на нижней Оке, води и ижоры у берегов Невы и Финского залива, голяди на р. Протве вошли непосредственно в государственную территорию Руси (А. А. Горский).
Войдя в состав Древнерусского государства перечисленные этносы утратили культурно-языковую самобытность, приняли христианство и смешались со славянами. К XIII-му веку прекратилось упоминание о кривичах или вятичах, и весь народ на Руси стал русским.
Выводы из части 5:
1. Первое упоминания слова «русь» в форме «рос» зафиксировано в 839 г. Указание некоторых авторов на более раннюю его фиксацию в форме «рус» ошибочно.
2. Русь и славяне сосуществовали в древнерусском обществе, пока осевшая в славянских землях русь не оказалась полностью ассимилирована.
3. Русская нация сложилась к XIII веку, вобрав в себя и местное и пришлое население.
_____
Если вы считаете статью полезной, поставьте лайк и подпишитесь. Вам это никак не навредит, автору будет приятно ваше внимание, а алгоритму Дзена это послужит сигналом к увеличению числа показов другим пользователям.