Найти в Дзене
Про жизнь

Дамаск стал великим городом

Разгром Египта и скоропостижный захват Вавилоном Финикии и Иудеи были восприняты в Сирии и во всей Передней Азии как трагедия, города и княжества были в состоянии шока. Образный язык Ветхого Завета сравнивает государства мира с деревьями разной величины, и называет Египет самым крупным из них. «Шумом падения его я привел в трепет народы...», – пишет в своем пророчестве Иезекииль, и добавляет: “Царь Египетский не выходил более из земли своей, потому что взял царь Вавилонский все от потока Египетского до реки Евфрат, что принадлежало царю Египетскому...” В 605 году до н.э. Вавилон поставил гарнизон в Халебе, в 604 в Ромите (Латакии). Цари новой империи были заинтересованы в развитии караванной и морской торговли. Города внутренней Сирии поднимаются из руин, восстанавливаются храмы и дома. Правда, теперь по всей стране кроме Баала, Иштар, Хаддада поклоняются еще и вавилонскому Мардуку. Но восстановление это идет очень медленно, ибо все самое хорошее тут же забирается в Вавилон (независимо
Навуходоносор II (аккад. Набу-кудурри-уцур, букв. «Набу, защити старшего сына») — царь Нововавилонского царства с 7 сентября 605 до н. э. по 7 октября 562 до н. э. из X Нововавилонской (халдейской) династии.
Навуходоносор II (аккад. Набу-кудурри-уцур, букв. «Набу, защити старшего сына») — царь Нововавилонского царства с 7 сентября 605 до н. э. по 7 октября 562 до н. э. из X Нововавилонской (халдейской) династии.

Разгром Египта и скоропостижный захват Вавилоном Финикии и Иудеи были восприняты в Сирии и во всей Передней Азии как трагедия, города и княжества были в состоянии шока. Образный язык Ветхого Завета сравнивает государства мира с деревьями разной величины, и называет Египет самым крупным из них. «Шумом падения его я привел в трепет народы...», – пишет в своем пророчестве Иезекииль, и добавляет: “Царь Египетский не выходил более из земли своей, потому что взял царь Вавилонский все от потока Египетского до реки Евфрат, что принадлежало царю Египетскому...”

В 605 году до н.э. Вавилон поставил гарнизон в Халебе, в 604 в Ромите (Латакии). Цари новой империи были заинтересованы в развитии караванной и морской торговли. Города внутренней Сирии поднимаются из руин, восстанавливаются храмы и дома. Правда, теперь по всей стране кроме Баала, Иштар, Хаддада поклоняются еще и вавилонскому Мардуку. Но восстановление это идет очень медленно, ибо все самое хорошее тут же забирается в Вавилон (независимо, золотое ли это украшение, или это мастер-камнерез).

Финикийцы восприняли вавилонское владычество довольно флегматично, за исключением Тира, могущество которого просто не укладывалось в ограниченных головах владык империй. Тир давно перестал быть просто городом: это была метрополия, центр торговой империи, включавшей в себя Средиземноморье. Корабли Карфагена и Гадеса приходили в Тир с дарами и помогали в случае опасности. В армии Карфагена даже были слоны, о чем и понятия не имели в Передней Азии.

Навуходоносор осадил Тир. Он произвел огромные строительные и инженерные работы: насыпал горы земли в виде валов, окружил часть города рвом. Однако с островной, главной частью Тира он сделать ничего не мог, хотя и использовал финикийское флотилии Ромиты, Арвада и Сидона. Царь стоял вокруг Тира 13 лет (586 – 573 гг. до н.э.) и так и не взял его. Фактически, Тир в течение всего Нововавилонского царства находился на осадном положении и поддерживал хорошие отношения с Египтом. Именно в это время, в конце царствования Фараона Нехо, несколько кораблей финикийцев по царскому приказу вышли из египетских гаваней на берегах Тростникового моря и отправились в путешествие вокруг Африки. Геродот утверждает, что они плыли три года и к всеобщему изумлению, вернулись в Египет не с востока, а с запада.

Несмотря на открытия и удачные войны, Тир сталкивался со многими трудностями: в западном Средиземноморье тирийцы и карфагеняне вели ожесточенные морские войны с пиратами-тирренами (этрусками); на востоке Средиземного моря с греками, которые усилились, в большом числе выводили свои колонии по берегам и даже в Дельте Нила построили свой порт Навкратис, вытесняли финикийцев. Война с Вавилоном уносила много золота, торговля Тира захирела.

Другие сирийские города находились в различном положении: иные продолжали лежать в руинах, иные медленно оправлялись, а некоторые, типа Тадмора в пустыне, усилились и возвысились. Это было связано как с политический ситуацией, так и с дальнейшим иссушением климата: старые торговые центры были разрушены, а наступление пустыни постоянно смещало караванные пути на север. Ранее путь из Персидского залива из торгового города Герры проходил прямо в южную Сирию – теперь он стал проходить по Евфрату и далее через цепь оазисов в пустыне, самым большим из которых был Тадмор, в Дамаск. Дамаск стал великим городом, его сады славились по всей Сирии, в городе был построен громадный храм бога Хаддада, место паломничества со всей Внутренней Сирии.

Бог Хаддад
Бог Хаддад

Именно тогда были заложены крепостные стены, остатки которых мы видим сейчас в Старом Дамаске. Арамейская культура и арамейский язык получили всеобщее признание, центром и того, и другого был Дамаск.

Ново-вавилонское царство со дня своего основания начало борьбу за захват всей территории бывшей Ассирийской империи, а затем и окружавших ее стран. Здесь Вавилон с самого начала потерпел неудачу: даже все владения Ассирии занять не удалось. Царство вело ожесточенные войны с Египтом и Тиром, но особенно на восточных границах: с колоссальным Мидийским царством, своим недавним «вечным» союзником, с сильным государством Элам на юго-западе Ирана. Эти войны препятствовали караванной торговле, а морская торговля частично переместилась на линию Индия – Южная Аравия – Красное (Тростниковое) море – Египет. Кратковременный подъем торговли в ряде сирийских городов быстро сменился упадком.

Владык державы, однако, это не слишком заботило. Все их мысли были направлены лишь на грандиозное строительство в Вавилоне и на войны с соседями.

Продолжение следует Начало здесь

Книга "Три власти" здесь и здесь