Умение самостоятельно разбирать новое произведение, это навык. Вырабатывается он в процессе осознанных занятий, как в целом все навыки музыканта-исполнителя. Осознанными занятиями можно считать то время, которое ученик проводит в работе за инструментом, полностью подчиняя свои действия своей воле. Когда каждое движение происходит для чего-то. И главное понимать, для чего и как его воспроизвести.
Здесь можно добавить комментарий относительно бесполезности и даже вредности «бездумной» самостоятельной работы, но боюсь увести мысль в тему для отдельной статьи. Лишь скажу, что тот «автопилот», который может включаться у зрелого, состоявшегося пианиста, отсутствует у начинающих и даже не всегда нарабатывается к относительно зрелому для музыканта возрасту (16-20 лет). Это зависит от многих факторов, прежде всего от качества систематической работы и её количества.
Следовательно, на начальном этапе крайне необходим самоконтроль.
Как упорядочить начальный этап работы над пьесой и прочим, чтобы это стало возможно для ребёнка?
План разбора
1. Название произведения и его автор
Иногда случаются неловкие ситуации в младших классах, когда ребёнок теряется при вопросе: «Что будешь играть, кто автор?»
Если ученик совсем юный, важно разъяснить ему значение заголовка произведения, которое ему предстоит разобрать. Если это жанр, конкретная форма, например, этюд – следует рассказать, что есть «этюд» и для чего. Если речь о каком-либо образе (природы, предметного мира, абстрактных понятий), значит, необходимо поговорить об этом. Найти обратную связь с ребёнком, дать ему возможность конкретизировать в своём уме тему, о которой он будет «рассказывать» своим исполнением.
И, конечно, важно познакомить ученика с образом композитора. По крайней мере объяснить, из какого он времени, из какой страны, культуры и т. д., так как всё это естественно может отражаться в музыке.
Для более взрослых всё проще. Ищущему информацию в наше время, открыты многие пути к её нахождению.
2. Темп, размер, тональность
При непосредственном разборе нотного текста, на первом месте важно понять хотя бы приблизительно, какого плана музыка перед глазами. Что-то подвижное, или же спокойное. Какого типа размер: трехдольный, двудольный. А также тональность. Сфера мажора или минора.
Всё это элементарно определить исходя из показателей темпа, размера, указанного в самом начале произведения.
Как узнать тональность? (на всякий случай)
В большинстве случаев об этом говорят знаки при ключе. В соответствии с количеством диезов или бемолей (или их отсутствием), есть только два варианта, две связанные параллельные тональности. Мажор или минор. Уточняется это посредством финального звука, точнее гармонии, завершающей музыкальное произведение.
3. a. Определить структуру
К примеру: [ (2 +2) + (2+2) ] + [ (2 +2) + (2+2) ] / разъяснение ниже
b. Работать с материалом фрагментарно
c. Собирать отработанные фрагменты
Иногда я использую определение: «музыкальная математика». Возможно, я не первая пришла к этому термину, ведь связь музыки с математикой совсем не секретна.
Музыка, несмотря на свою чувственную, эмоциональную природу достаточно логично устроена и поддаётся анализу. Сложно говорить «на пальцах» о том, что по факту невозможно увидеть, невозможно потрогать. Говорить о музыке. Но в цифрах говорить о ней гораздо проще! По крайней мере о её структурной части.
Таким образом, важно с первых шагов научиться видеть, слышать, определять эту структуру, что в значительной мере облегчает процесс разбора и в целом запоминания нотного текста.
Существует конкретная система деления музыки внутри себя на музыкальные мотивы, фразы, предложения, периоды. Здесь можно сравнить музыку с человеческой речью. Фразы состоят из мотивов, затем фразы складываются в предложения, которые формируют период (что можно сравнить, наверное, с абзацем).
Существует понятие «музыкальных квадратов». Большая часть традиционной музыки состоит из них. Именно благодаря их логичной последовательности возможно воспринимать музыку как гармоничную, уравновешенную звуковую материю, в которой ощутимы «запятые», «двоеточия», «точки», «многоточия» …
К примеру, одна музыкальная фраза может состоять из 2 тактов, две фразы складываются в предложение длиной в 4 такта, в конце обозначающееся музыкальной «запятой», так называемой серединной каденцией. Затем всё происходит ещё раз, и вот она – «точка», заключительная каденция, завершающая второе предложение периода, состоящего из двух предложений.
Таким образом, разбор музыкального произведения чем-то напоминает процесс выучивания стихотворения.
Также, в большинстве случаев, разбор может облегчить плановая проработка произведения.
То есть, сначала важно рассмотреть сам нотный текст, ноты определённой части, например одного периода или же одного предложения. Желательно сразу же закрепляя за нотой палец. Продумать аппликатуру.
Затем желательно подробно разобраться со штрихами для нахождения верного приёма игры, и исследовать динамический план в соответствии с редакцией.
❗❗ Всё и сразу охватить крайне сложно и особенно тяжело для ребёнка ❗❗
В целом, намного легче процесс осваивания произведения продвигается в режиме дифференцированной работы над каждым планом:
Ноты-аппликатура, штрихи-динамика и т. д. ; затем ноты-аппликатура + штрихи-динамика и т. д.
После тщательной проработки суммировать эти планы окажется несложно.
В ситуации, когда ученик пытается соединить одну ноту с другой к тому же верными пальцами, чаще не желательно встраивать в этот процесс что-то вроде: «Ну что ты так громко стучишь, здесь же пиано! Да ещё и легато, сделай плавную линию!»
В этот момент ребёнок просто теряет тонкую ниточку, сложный логический процесс прерывается и в итоге ученик сбивается и ещё может получить соответствующую реакцию нетерпеливого преподавателя. Это нормально, так бывает. Но, запасёмся терпением! И всё обязательно получится.
Все вышеперечисленные пункты предложены в качестве общего плана разбора. Возможны уточнения и множественные детали.
В завершение статьи, хочу пожелать успехов в творческом музыкальном труде всем учащимся и преподающим!
Всегда рядом,
Ваша Школа музыкальной эстетики и фортепианного исполнительства
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статья:
И другие материалы о музыкальной профессии:
О педагогике:
Методические материалы: