Здравствуйте, коллеги-киноманы.
Ошибки — это просто часть процесса создания фильма, которая совершенно неизбежна. Даже самый одержимый режиссёр, снимающий с самыми преданными актёрами на самой контролируемой съёмочной площадке, не может избежать ошибок. И это совершенно нормально.
В то время как большинство ошибок в фильмах — скучные, обыденные, например, ошибки в хронологии, — иногда мы видим настолько странные ляпы, что недоумеваем, как они вообще туда попали.
Это в полной мере относится к следующим ошибкам, каждая из которых сбивает с толку уже самим своим существованием. Как тем, что они произошли, так и тем, что они оказались в финальной версии фильма, и никто этого не заметил. Это однозначно те моменты, которые невозможно не заметить, если вы их увидели, поэтому они навсегда изменят ваше восприятие этих сцен. Но если уж на то пошло, они являются свидетельством того, насколько странным и нелепым занятием является кинопроизводство и каким чудом является то, что вообще что-то снимается.
Генри Кавилл отращивает бороду — «Миссия невыполнима: Последствия»
Давайте начнём с по-настоящему странной сцены, о которой люди до сих пор спорят. Мало кто из тех, кто смотрел «Миссия невыполнима: Последствия», забудет культовую сцену в туалете, особенно потрясающий момент, когда Август Уокер (Генри Кавилл) собирается дальше сражаться.
Однако во время этого кадра, если присмотреться, можно заметить весьма необычную «ошибку» — кажется, что борода Кэвилла становится гуще по мере того, как он идёт к камере.
Как только это было замечено в трейлере фильма, фанаты начали спорить о том, была ли это причудливая игра света или же волосы на лице Кэвилла были обработаны цифровым способом. Это особенно странно, учитывая, что Кэвиллу, как известно, не разрешали отращивать усы и бороду во время пересъёмок для «Лиги справедливости». Так что, похоже, здесь было какое-то цифровое вмешательство.
Член экипажа протирает объектив — «Бездна»
Даже такой известный своей скрупулёзностью режиссёр, как Джеймс Кэмерон, не может не допустить одну-две странные ошибки, о чём свидетельствует эта крайне странная оплошность в его шедевре «Бездна».
Во время напряжённой сцены, в которой Бад (Эд Харрис) пытается убедить Линдси (Мэри Элизабет Мастрантонио) надеть водолазный костюм, на долю секунды можно заметить, как один из членов съёмочной группы небрежно протирает объектив камеры — точнее, подводный корпус, закрывающий объектив камеры.
Это одна из тех вещей, которые трудно заметить, не зная о них заранее, потому что это происходит во время одной из самых напряжённых сцен в фильме, и наш мозг может легко отмахнуться от этого как от висящего на экране мусора.
Оператор фильма Микаэль Саломон прокомментировал ошибку на недавнем показе «Бездны», выразив удивление тем, что этот дубль был использован в финальной версии.
Лумис сделал семь выстрелов — «Хэллоуин 2»
Оригинальный «Хэллоуин» Джона Карпентера заканчивается тем, что доктор Лумис (Дональд Плезенс) шесть раз стреляет в Майкла Майерса (Ник Касл), тем самым выводя его из строя и позволяя спастись Лори Строуд (Джейми Ли Кёртис).
«Хэллоуин 2» начинается с краткого пересказа оригинального фильма, в котором Лумис снова стреляет в Майкла, хотя и с новым кадром, показывающим, как Майкл падает с балкона дома. Но здесь есть одна ключевая ошибка — мы слышим, как Лумис делает семь выстрелов, несмотря на то, что в оригинальной версии сцены он сделал только шесть выстрелов.
Кроме того, Лумис стреляет из шестизарядного револьвера, так что он просто не сможет выстрелить седьмой раз без перезарядки, которая занимает много времени. Но это никого бы не удивило (мы много видели фильмов, где из 9-зарядного пистолета без перезарядки выстреливают порядка двух сотен раз), если бы на этом впоследствии не делали акцент.
В «Хэллоуине 2» неоднократно упоминается, что Лумис выстрелил в Майкла шесть раз, и всё же команда звукорежиссёров допустила небрежность при воссоздании одного из самых знаковых моментов оригинального фильма. Всё, что им нужно было сделать, — это пересмотреть 10 секунд из первого фильма или даже просто послушать реплики Лумиса.
Обратный водопад — «Анаконда»
Ошибки монтажа — одни из самых распространённых в любом фильме, и часто это происходит из-за того, что режиссёр отдаёт предпочтение блестяще сыгранному моменту, благодаря которому можно простить небольшую ошибку в сюжете. А вот нарушающий законы физики ляп из культового фильма 1997 года «Анаконда».
В третьем эпизоде, когда Терри (Дженнифер Лопес) помогает раненому доктору Кейлу (Эрик Штольц), мы переключаемся на внешний вид их лодки, плывущей вниз по реке мимо водопада. Но, очевидно, съёмочная группа забыла снять лодку, плывущую в этом направлении, и поэтому отснятый материал пришлось перевернуть в монтажной.
Этот простой трюк с монтажом, вероятно, сработал бы, если бы не водопад в кадре, так как видно, что вода течёт вверх по водопаду, что, конечно, совершенно бессмысленно. Учитывая, насколько фильм перегружен компьютерной графикой, удивительно, что водопад не был просто изолирован и снова повёрнут, чтобы течь вперёд, — сегодня любой начинающий художник по визуальным эффектам мог бы сделать это за час на своём домашнем компьютере.
Удар камеры — «Любовь, сбивающая с ног»
Пол Томас Андерсон — ещё один режиссёр, который уделяет пристальное внимание деталям, и всё же он не только допустил эту техническую ошибку в своём фильме, но и настоял на её повторении.
Во время незабываемой неловкой сцены, когда главный герой Барри (Адам Сэндлер) звонит в секс по телефону, есть момент, когда он сидит на диване, и камера внезапно теряет фокус, а затем резко дёргается в сторону.
Это странный момент, который выделяется в середине сцены, и на самом деле это объясняется просто: камера оказалась слишком близко к столу перед диваном, ударилась о него и на мгновение сдвинулась, прежде чем оператор вернулся на место.
По словам оператора-постановщика, он ожидал, что Андерсон выбросит этот кадр, но режиссёру понравилось это техническое упущение, и он даже настоял на том, чтобы его повторили в последующих дублях.
Неясно, был ли использован первоначальный дубль, но в любом случае это самая странная ошибка, которая была намеренно оставлена в финальной версии одним из лучших режиссёров современности.
Кстати, нечто подобное было в фильме «Бойцовский клуб». Там во время съёмок одной сцены оператор так засмеялся, что легонько дёрнул камеру.
Видимый член экипажа — «Бордерлендс»
Недавняя экранизация «Бордерлендс» — это, конечно, полный провал, но даже в этом случае странно, что такая простая ошибка попала в финальную версию фильма.
Даже если вы видели только трейлер к фильму, вы, скорее всего, запомните характерный кадр, где Криг (Флориан Мунтяну) открывает люк сверху, прежде чем все герои фильма присоединяются к нему и смотрят в дыру. Но если присмотреться, можно увидеть, как член съёмочной группы помогает актёру Флориану Мунтяну открыть люк.
Хотя мы не можем разглядеть члена съёмочной группы в деталях, он, кажется, в какой-то кепке, и, учитывая, что каждый актёр в этой сцене появляется в кадре примерно через секунду, это явно кто-то, кто не должен там находиться.
Эта оплошность была замечена ещё до выхода фильма на экраны, но Lionsgate не стала исправлять её в финальной версии, хотя закрасить члена съёмочной группы на несколько кадров — это не так уж дорого для фильма стоимостью 120 миллионов долларов.
Забавно, что создатель «Бордерлендс» Рэнди Питчфорд заявил, что речь идёт о персонаже по имени Брик, который в итоге был вырезан из фильма, но, учитывая, что в интернете нет информации о том, что Брик когда-либо был частью сценария, он почти наверняка шутит.
«Мёртвый» парень жив — «Патриот»
В начале военной эпопеи «Патриот» мы видим, как Бенджамин Мартин (Мэл Гибсон) и его младшие сыновья убивают группу солдат, которые планируют повесить старшего сына Бенджамина Габриэля (Хит Леджер).
В конце душераздирающей сцены, когда семья Бенджамина осознаёт всю жестокость ситуации, мы видим, как Бенджамин уходит с места событий, но если вы присмотритесь очень внимательно, то заметите, что один из «мёртвых» солдат в красном мундире забавно шевелится.
Очевидно, статист, игравший труп, немного раньше времени сдвинулся с места, прежде чем Роланд Эммерих скомандовал «снято», и это движение не было учтено при монтаже. Однако в расширенной версии фильма этот кадр заменён на совершенно другой, что, возможно, говорит о том, что режиссёр в конце концов узнал об ошибке и решил убрать её из окончательной версии фильма.
Глаза Леголаса меняют цвет — «Властелин колец»
Какой бы невероятной ни была трилогия «Властелин колец» Питера Джексона, даже эти фильмы не идеальны. Например, в глазах Леголаса (Орландо Блум) есть очень странная непоследовательность: в трёх фильмах они то голубые, то карие.
Этому нет фантастического объяснения во вселенной. Скорее всего, кареглазому Блуму было крайне неудобно носить голубые контактные линзы Леголаса в течение длительного времени, поэтому приходилось снимать многие сцены без них.
По собственному признанию Джексона в комментариях к расширенной трилогии на DVD, он иногда забывал следить за тем, носит ли Блум линзы, из-за чего цвет глаз Леголаса менялся. Но, учитывая великолепные достижения трилогии в области визуальных эффектов и очевидно скрупулёзный подход Джексона практически ко всему, удивительно, что он не исправил это на этапе постобработки и не сделал глаза Леголаса голубыми с помощью компьютерной графики.
В конечном счёте именно такой подход Джексон использовал в трилогии «Хоббит», где глаза Блум были изменены с помощью цифровых технологий и стали ярко-голубыми. Несмотря на все ошибки, допущенные в серии «Хоббит», в этом она, вероятно, преуспела больше, чем трилогия «Властелин колец».
Благодарю за внимание.