Найти в Дзене
Band Coach

Студийная запись начинающей группы: пошаговый гид от А до Я

Выступать на сцене - это круто и важно. Но рано или поздно любая группа приходит к мысли о студийной записи своего материала. И здесь встает множество вопросов: зачем это нужно, как подготовиться, что делать на студии и чего ожидать от результата? Давайте разбираться по порядку. Шаг 1: Определите цель записи
Прежде чем бронировать студию, четко сформулируйте, для чего вам нужна эта запись. Варианты могут быть разные: Если вы начинающая группа и делаете это впервые - не ставьте сверхзадач. Вряд ли с первого раза вы запишете хит, который попадет на радио или взорвет чарты. Пусть целью будет сам процесс и знакомство со студийной "кухней". А коммерчески успешные релизы - это следующий этап. Шаг 2: Выберите студию и обсудите условия
Определились с целью - пора искать место. Вариантов масса, от домашних студий до профессиональных комплексов. Что выбрать - зависит от бюджета и амбиций. Но в любом случае, прежде чем бронировать, обсудите с владельцем студии и звукорежиссером все нюансы: Лучше

Выступать на сцене - это круто и важно. Но рано или поздно любая группа приходит к мысли о студийной записи своего материала. И здесь встает множество вопросов: зачем это нужно, как подготовиться, что делать на студии и чего ожидать от результата? Давайте разбираться по порядку.

Шаг 1: Определите цель записи
Прежде чем бронировать студию, четко сформулируйте, для чего вам нужна эта запись. Варианты могут быть разные:

  • Промо-материал для рассылки организаторам концертов и клубам
  • Демо для потенциальных спонсоров и инвесторов
  • Контент для социальных сетей и музыкальных платформ
  • Просто для себя, в качестве творческой вехи и опыта

Если вы начинающая группа и делаете это впервые - не ставьте сверхзадач. Вряд ли с первого раза вы запишете хит, который попадет на радио или взорвет чарты. Пусть целью будет сам процесс и знакомство со студийной "кухней". А коммерчески успешные релизы - это следующий этап.

Шаг 2: Выберите студию и обсудите условия
Определились с целью - пора искать место. Вариантов масса, от домашних студий до профессиональных комплексов. Что выбрать - зависит от бюджета и амбиций. Но в любом случае, прежде чем бронировать, обсудите с владельцем студии и звукорежиссером все нюансы:

  • Стоимость. Почасовая или фиксированная за трек? Входит ли в цену сведение и мастеринг?
  • Оборудование. Какие инструменты и аппарат предоставляет студия? Что нужно привезти самим?
  • Время. Сколько часов потребуется на запись одной песни? Сколько дней/смен нужно забронировать?
  • Формат сессии. Будете записываться все вместе или по отдельности? Сколько дублей включено в стоимость?

Лучше уточнить все эти моменты заранее, чтобы потом не было сюрпризов и разногласий. Профессиональные студии обычно сами предоставляют подробный прайс-лист и договор, но лишним не будет и самим проявить осведомленность.

-2

Шаг 3: Подготовка материала и партий
Итак, студия забронирована, время согласовано. Пора готовиться к записи. И здесь главный совет - отрепетируйте свои партии до автоматизма! На студии не место для импровизаций и экспериментов. Все должно быть отточено и выверено до ноты.

Что это значит на практике:

  • Знать структуру песни от и до. Вступление, куплеты, припевы, мосты, соло, коду. Сколько тактов где, в каком темпе, с какими акцентами.
  • Идеально владеть своей партией. Каждый проигрыш, каждый брейк, каждый нюанс. По 10 раз прогнать под метроном, пока не будет получаться на автомате.
  • Избегать сложных приемов, которые выходят через раз. Студия это не место для показухи, здесь важны стабильность и надежность.
  • Быть готовым играть в наушниках. На студии музыканты часто записываются по отдельности со специальным "минусом" в ушах. Отрепетируйте так заранее.

Особенно это касается ритм-секции. Барабанщик, басист - вы фундамент всей записи. От вас зависит, насколько плотно и качающе будет звучать трек. Уделите своим партиям максимум внимания.

Шаг 4: Выбор песен для записи
Технически подготовились, разобрались с аранжировками. Теперь о главном - что именно будем записывать? Какие песни выбрать для первой студийной сессии? Тут все зависит от цели. Если хотите промо-материал - возьмите 2-3 самых мощных и показательных трека. Если демо для лейблов - подберите разноплановые песни, чтобы показать весь спектр возможностей. Ну а если запись чисто для себя - тогда то, что нравится и от души.

Одна рекомендация - отдайте предпочтение авторскому материалу, а не каверам. Даже если это будут самые ранние и сырые песни. Во-первых, каверы все равно будут сравнивать с оригиналом, и не факт, что в вашу пользу. А во-вторых, авторский трек, пусть и не идеальный - это ваше лицо, ваша уникальность. С этого и начинается настоящий творческий путь.

-3

Шаг 5: Процесс записи
Ну что, вот он - день Х. Волнуетесь? Это нормально. Запись в студии всегда вызывает мандраж, даже у бывалых музыкантов. Главное - не дать нервам взять верх.

Несколько советов, как провести сессию максимально продуктивно:

  • Приезжайте заранее. Лучше посидеть лишние полчаса в студии, чем опоздать и выбиться из графика. Плюс вам нужно время настроиться, разложиться, попривыкнуть к обстановке.
  • Будьте в форме. Полноценно выспитесь накануне, не злоупотребляйте алкоголем и тяжелой пищей. На записи нужна ясная голова и четкая координация.
  • Разогрейтесь. Распойтесь, разыграйте пальцы и руки. Сделайте несколько пробных дублей вхолостую, чтобы поймать ощущения.
  • Не бойтесь ошибаться. В отличие от концерта, в студии всегда можно остановиться и переписать неудачный фрагмент. Главное - не зацикливайтесь, а отмечайте косяк и двигайтесь дальше.
  • Следите за временем. Студия это вам не репточка, где можно джемовать до утра. У вас ограниченный слот, цена идет поминутно. Так что не разводите демагогию, а работайте четко и по делу.

В среднем на запись одной песни уходит от 3 до 8 часов. Зависит от сложности аранжировки, количества инструментов и, чего уж греха таить - уровня подготовки музыкантов. Но в любом случае, постарайтесь отнестись к процессу не как к повинности, а как к увлекательному приключению. Получайте кайф и позитивный опыт!

Шаг 6: Сведение и мастеринг
Записали все партии? Отлично, но расслабляться рано. Впереди не менее важный и трудоемкий процесс - сведение и мастеринг. Если объяснить совсем просто:

  • Сведение - это когда все записанные треки соединяют в единый микс, выравнивают по громкости, тембру и панораме.
  • Мастеринг - финальная обработка уже готового микса, чтобы он звучал четко, мощно и в то же время органично на любых устройствах.

Технически это целая наука, постичь которую за один присест не получится. Сведением и мастерингом занимаются отдельные специалисты, и от их профессионализма зависит, как ваша запись будет звучать в итоге.

Опционально можете попросить саунд-продюсера разрешить вам поприсутствовать на сведении. Многие студии идут навстречу исполнителям и пускают понаблюдать за процессом. Так вы сможете подсмотреть некоторые профессиональные хитрости и лучше понять, как и из чего складывается звук.

-4

Шаг 7: Оцениваем результат
Ну вот, запись готова и сведена. Волнительный момент - первое прослушивание того, что получилось. Главный совет здесь - будьте готовы к тому, что это может вам не понравиться. И вот почему:

  1. Студийная запись беспощадна. Она как увеличительное стекло, под которым видны все огрехи и шероховатости. Неточности в игре, помарки в пении, общий балансовые нестыковки - все это будет слышно гораздо отчетливее, чем на репетиции или концерте.
  2. Вы слышите песню по-новому. В хороших наушниках или студийных мониторах трек раскрывается совсем иначе, чем в домашних колонках или плеере. Какие-то партии могут показаться тише или громче, чем вы ожидали. Какие-то frequencies вылезут на первый план, хотя раньше вы их и не замечали. Это нормально, так и должно быть.
  3. Сравнение с референсами. После прослушивания собственной записи может возникнуть соблазн сравнить ее с треками любимых грандов. Мол, у нас бас не такой жирный, гитары не такие зубастые, вокал не так качает. Будьте осторожны с такими сравнениями. У топовых групп за плечами годы студийного опыта, целые команды саунд-продюсеров и немалые бюджеты. Вы же пока только в начале пути.

Так что не судите себя слишком строго. Для первого блина нормально быть немного комом. Главное - что вы сделали этот важный шаг и получили бесценный опыт. Поверьте, уже на второй-третьей записи вы будете звучать в разы лучше и увереннее.

Шаг 8: Учимся и развиваемся
Разобрали запись с группой, с звукорежем, сами с собой. Выделили сильные и слабые стороны, поняли, над чем работать дальше. Это и есть главный профит первой студийной сессии - обратная связь и четкий вектор для роста.

Так что зафиксируйте для себя основные инсайты:

  • Какие моменты в аранжировках нужно доработать или пересмотреть?
  • В чем конкретно улучшать технику игры и пения?
  • Как сделать партии и инструменты лучше читаемыми в миксе?
  • Что добавить в плане саунд-дизайна и общей атмосферы?

И вперед - репетировать, сочинять, экспериментировать. Смело пробуйте новые подходы и фишки, не бойтесь выходить из зоны комфорта. Чем больше нового опыта вы наберетесь "в поле" - тем круче будет звучать ваша следующая запись.

-5

Параллельно советую расширять и теоретическую базу. Читайте профильную литературу по звукозаписи, сведению, аранжировке. Смотрите туториалы на YouTube, ходите на мастер-классы, общайтесь с опытными музыкантами. Чем больше вы будете понимать технические нюансы - тем осознаннее станете подходить к студийной работе.

Ну и конечно - не затягивайте со следующим визитом на студию. Пусть запись станет для вас не разовой акцией, а регулярной практикой. Глотнули свежего студийного воздуха - и снова в бой, пока глаза горят и идеи переполняют.

Помните: даже у великих The Beatles первые блины были далеки от идеала. Прослушайте их легендарный дебютник Please Please Me из 1963-го. Вы будете поражены, насколько наивно и старомодно он звучит по меркам последующих шедевров группы.

Так что все в ваших руках, и микрофонах. Творите, пробуйте, ошибайтесь, записывайтесь снова. И пусть уже ваш первый EP или альбом станет для кого-то той самой вехой, с которой все началось. Тем самым моментом, когда будущие фанаты скажут: "Вот! Я был с этой группой с самого начала". А главное - получайте удовольствие от процесса. Ведь если творчество не приносит кайфа, то зачем вообще всем этим заниматься? Так что фанатейте от своей музыки. Кайфуйте от каждой написанной песни, от каждого удачного дубля, от каждой записанной партии. И тогда все сложности и страхи первой записи покажутся лишь забавным эпизодом большого пути. Который привел вас из небольшой студии к по-настоящему большой сцене. Так что дерзайте, пишитесь и читайте мой Дзен - здесь еще много всего интересного о музыке и творчестве. Продолжение следует!

-6