Универсалы на базе люксовых и спортивных автомобилей - это редкий и малоизвестный класс машин, сочетающий практичность семейного транспорта с имиджем и динамикой элитных моделей.
В разные годы ведущие мировые производители и ателье экспериментировали с созданием таких необычных версий, которые приобрели статус коллекционной экзотики.
Давайте познакомимся с самыми яркими представителями породы роскошных универсалов из Британии, Италии, Германии и США.
Bentley val d'isere
Bentley Val d'Isere - это практичный универсал, созданный на базе седана Bentley Turbo R 1985 года.
Над его разработкой трудился известный автомобильный дизайнер Роберт Янкель. Автомобиль отличался повышенной вместимостью по сравнению с исходной моделью.
Существовали как заднеприводные, так и полноприводные версии Val d'Isere. Всего было выпущено около 10 экземпляров этой уникальной модели.
Универсал сохранил роскошный интерьер и мощный двигатель от Bentley Turbo R.
Val d'Isere пользовался популярностью у состоятельных охотников и людей, ведущих активный образ жизни, благодаря просторному багажнику и высокой проходимости полноприводных версий.
Aston Martin Lagonda Shooting-brake
Aston Martin Lagonda Shooting-brake - роскошный универсал, созданный швейцарской компанией Roos Engineering в единственном экземпляре в 1998 году.
За основу был взят седан Aston Martin Lagonda 1987 года выпуска. Мастера Roos Engineering значительно переработали заднюю часть кузова, создав просторный багажник, характерный для универсалов.
При этом автомобиль полностью сохранил узнаваемый стиль Aston Martin тех лет. Салон отделан высококачественной кожей и деревом.
Заказчиком уникального Lagonda Shooting-brake выступил один из клиентов швейцарского ателье, пожелавший получить роскошный и практичный автомобиль для поездок с семьей.
Ferrari 365 GTB/4 Shooting Break
Ferrari 365 GTB/4 Daytona Shooting Brake - уникальный спорткар, построенный британской компанией Panther Westwinds в единственном экземпляре по заказу американского архитектора Боба Джиттлмана в начале 1970-х.
За основу был взят Ferrari 365 GTB/4 Daytona.
Оригинальный дизайн кузова Shooting Brake c сильно удлиненной задней частью и двумя дополнительными посадочными местами разработал сам Джиттлман.
Автомобиль сохранил фирменный 4.4-литровый V12 от Ferrari и развивал максимальную скорость около 280 км/ч.
После продажи частным лицам, этот необычный Ferrari появляется на публике крайне редко и считается одним из самых ценных универсалов в мире.
Aston Martin DB5
В 1965-1967 годах известная британская фирма "Harold Radford" изготовила около 12 универсалов на базе купе Астон Мартин DB5.
Один из них был сделан специально для Дэвида Брауна - владельца Aston Martin и заядлого охотника.
Он пожелал получить практичный автомобиль для поездок с собаками и снаряжением. Radford полностью переработала заднюю часть кузова, расширив проем и создав огромный багажник.
Другие элементы DB5, включая роскошный салон и 4-литровый двигатель, остались без изменений. Универсалы DB5 Shooting Brake высоко ценятся коллекционерами и считаются одними из самых элегантных Aston Martin классической эпохи.
Ferrari 456 GT Venice
Этот уникальный четырехместный универсал был создан ателье Pininfarina в 1996 году по специальному заказу Султана Брунея для его огромной автомобильной коллекции.
За основу взяли серийное купе Ferrari 456 GT.
Дизайнеры Pininfarina разработали новый длинный кузов с увеличенной колесной базой и дополнительной парой дверей.
Большое заднее стекло и длинная крыша создали фирменный силуэт shooting brake.
Автомобиль оборудовали 5,5-литровым V12 мощностью 436 л.с., роскошным кожаным салоном и массой эксклюзивных опций.
По некоторым данным, Султан заказал сразу семь экземпляров Ferrari 456 GT Venice, но достоверно известно лишь о четырех выпущенных универсалах.
Austin Mini Countryman
Austin Mini Countryman - один из первых универсалов, построенных на базе культового компактного хэтчбека Mini.
Выпускался британской компанией BMC с 1960 по 1969 год. От обычного Mini универсал отличался увеличенной до 2140 мм колесной базой, приподнятой крышей, более просторным салоном и большим багажником с деревянной отделкой.
Под капотом размещался стандартный 850-кубовый моторчик мощностью 34 л.с. Несмотря на скромную динамику, Mini Countryman пользовался хорошим спросом благодаря практичности, обаянию и доступной цене.
Всего было продано порядка 108,000 экземпляров этого симпатичного малыша.
Mustang Sport-Wagon 1965
В 1965 году компания Ford наняла итальянское ателье Intermeccanica для постройки необычного концепта Mustang Sport Wagon.
За основу взяли серийное купе Mustang с 4,7-литровым V8. Кузов полностью переработали, создав удлиненную крышу и дополнительную пару дверей в задних стойках.
Большое заднее стекло, покатая линия крыши и оригинальные фонари сформировали элегантный силуэт в стиле shooting brake.
Единственный прототип Mustang Sport Wagon после постройки отправился в США, где даже засветился на обложке журнала Car and Driver в октябре 1966 года.
Руководство Ford решило не запускать эту модель в серию, сочтя рынок подобных автомобилей слишком узким.
PORSCHE 924/944 Estate
В начале 1980-х небольшое немецкое ателье DP Motorsport прославилось созданием универсалов на базе спортивных Porsche 924 и 944.
Специалисты DP полностью переделывали заднюю часть кузова купе, устанавливая массивную стеклянную крышку в стиле хэтчбека и объединяя ее с удлиненными задними крыльями.
Линия остекления плавно сопрягалась с рамками дверей, создавая эффектный силуэт.
В зависимости от пожеланий заказчиков, багажник мог быть отделан кожей, деревом или алькантарой.
Всего DP Motorsport изготовила около 15 универсалов на базе Porsche 924 и 944, каждый из которых отличался уникальным оформлением экстерьера и интерьера.
Pontiac Firebird Trans Am Type K
В 1977 году на автосалоне в Нью-Йорке Pontiac показал сразу несколько концептуальных универсалов на базе культовой модели Firebird Trans Am, получивших общее название Type K.
Самым эффектным из них был пятидверный Firebird Trans Am Kammback - радикальный спортивный универсал, сохранивший оригинальный передок, но щеголявший длинной покатой крышей с панорамным остеклением и массивным задним бампером.
Автомобиль оснастили 6,6-литровым двигателем мощностью 220 л.с. и роскошным кожаным салоном.
Увы, несмотря на восторженную реакцию публики, Pontiac не решился запустить Firebird Type K в серию.
Единственный универсал так и остался шоу-каром.
Cadillac Eldorado TAG Sbarro Function
В начале 1990-х известная часовая компания TAG Heuer заказала у швейцарского кузовного ателье Sbarro постройку уникального автомобиля для рекламных нужд.
Франко Сбарро взял за основу люксовое купе Cadillac Eldorado и превратил его в необычный трехдверный универсал в духе традиционных shooting brake.
При этом задняя часть кузова получила ярко-выраженный клиновидный профиль с узкой линией остекления, контрастирующий с массивной вертикальной кормой.
Внутри установили мягкие ковшеобразные кресла и оригинальную аудиосистему. После завершения работ заказчик остался не вполне доволен результатом.
В итоге в 1996 году единственный Cadillac Eldorado TAG Sbarro Function был куплен бизнесменом из Саудовской Аравии.
Rolls-Royce Silver Shadow Estate
Универсалы на базе роскошных седанов Rolls-Royce Silver Shadow строились штучно с середины 1960-х до конца 1970-х годов.
Этим занимались как сторонние кузовные ателье типа Panelcraft и Crayford, так и отделение специальных проектов самой компании Rolls-Royce.
Переделка предусматривала удлинение колесной базы на 200-250 мм, установку длинной покатой крыши и дополнительной пары дверей.
Особое внимание уделялось отделке интерьера с применением ценных пород дерева и кожи. Силовые агрегаты оставляли стандартными.
Большинство Silver Shadow Estate строились для нужд отелей, охотничьих хозяйств и прочих организаций, хотя известно и несколько экземпляров для частных владельцев.
Всего за полтора десятилетия было изготовлено порядка двух десятков таких универсалов.