в новом фильме Стивена Содерберга
Увлекательный камерный триллер Стивена Содерберга «Присутствие» появился в кинотеатрах, представляя собой изящный творческий эксперимент с переосмыслением классических историй о призраках. Фильм подкупает своей утонченной режиссурой и неординарным подходом к знакомому жанру.
Стивен Содерберг принадлежит к особой категории режиссеров, для которых любые технические рамки становятся источником вдохновения. Его путь в кинематографе начался с триумфа — дебютная картина «Секс, ложь и видео» (1989) завоевала главный приз Каннского фестиваля. Однако вместо того чтобы идти проторенной дорогой, режиссер выбрал путь постоянного творческого поиска, чередуя масштабные проекты с камерными экспериментальными работами.
Его творческая смелость проявилась в целом ряде нестандартных проектов. Он создал искрометную комедию о Голливуде с участием звезд первой величины при минимальном бюджете в $2 млн («Во всей красе», 2002). Впервые применил инновационную цифровую камеру в двухчастном байопике о Че Геваре («Че: Часть первая. Аргентинец» и «Че: Часть вторая», 2008). Новаторски использовал iPhone для съемок двух полнометражных фильмов («Не в себе» и «Птица высокого полета», 2018). Превратил трансатлантический круиз в съемочную площадку, где монтаж происходил по ночам, а актеры получили простор для импровизации («Пусть говорят», 2019). Даже пандемийные ограничения вдохновили его на создание напряженного триллера о женщине с агорафобией («Кими», 2021).
Над сценарием «Кими» работал признанный мастер Голливуда Дэвид Кепп, сотрудничавший с такими легендами как Спилберг, Финчер и Сэм Рейми. «Присутствие» стал их вторым совместным проектом с Содербергом, где режиссер традиционно выступил и как оператор, превратив камеру в полноценного участника повествования.
«Присутствие» представляет собой оригинальный взгляд на историю о призраках, рассказанную от лица самого духа. Действие разворачивается в великолепном старинном особняке, расположенном в престижном американском пригороде. Режиссер мастерски передает «взгляд» призрака через длинные кадры, снятые на широкоугольный объектив, где сцены плавно переходят в темноту.
Бестелесный наблюдатель, лишенный возможности говорить и действовать напрямую, следит за жизнью новых обитателей дома, изредка проявляя себя через небольшие сверхъестественные явления — падающие предметы, самопроизвольно перемещающиеся книги, мерцающее освещение.
В центре повествования находится семья: волевая мать Ребекка (Люси Лью), занятая в финансовой сфере, ее покладистый супруг Крис (Крис Салливан) и их дети-подростки — Тайлер (Эдди Мадэй) и Хлоя (Каллина Лян). Ребекка явно благоволит сыну — успешному спортсмену и отличнику. Тонкая душевная организация дочери, переживающей утрату близкой подруги, остается без должного внимания. Отец, несмотря на любовь к Хлое, не имеет решающего голоса в семейных делах.
Хлоя первой улавливает присутствие потусторонней силы в доме, но ее интуиция встречает скептицизм даже со стороны отца. Девушка верит в появление духа погибшей подруги, пытаясь разгадать смысл посланий с того света. Даже приглашенный медиум (Натали Уоламс-Торрес) оказывается бессилен объяснить происходящее, что лишь укрепляет домочадцев в мысли о богатом воображении Хлои.
«Присутствие», облаченное в форму мистического триллера, раскрывается как глубокая семейная драма о разобщенности близких людей, сложностях взаимопонимания и борьбе за контроль над собственной жизнью. К финалу эта современная интерпретация классического сюжета о призраках обретает неожиданно актуальное звучание, затрагивая важные социальные темы.
Источник: www.kommersant.ru