Идея продать квартиру в Болгарии появилась, когда, постепенно стали меняться условия жизни в Болгарии после 2014 года.
Первое очарование стало проходить через несколько лет. Мы на себе проверили поговорку «не путать туризм с эмиграцией» и «розовые очки» постепенно меняли свой цвет.
Положительные стороны Болгарии я уже освещала в своих предыдущих статьях. Поэтому хочу рассказать о Болгарии, с точки зрения ее недостатков, порой незаметных обычным туристам.
Постепенно стали видны недостатки жизни в НРБ (Народная Республика Болгария). То, что вначале восхищало из-за того, что было новизной, превратилось в обыденность.
Конечно Болгарии, до развитых европейских стран очень далеко.
Неразвитая инфраструктура и сервис. Например, чтобы понять, что такое банки в Болгарии, нужно вспомнить отделения Сбербанка в начале 90-х годов в России.
Маленькие помещения, большие очереди и очень медленная работа персонала (всего несколько человек). При этом, персонал держится важно и высокомерно, чувствуя себя «хозяином положения», как бы делая одолжение для посетителей. Это характерно для разных городов на побережье.
Обслуживание в банках отстает от того уровня, к которому привыкли россияне. Онлайн-банкинг с достаточно скудными возможностями.
Оплата картой может быть сопряжена с техническими накладками. Присутствовали в крупном магазине, где россияне скандалили с болгарским кассиром, из-за того, что сумма была списана два раза. А где то продавец может и «ошибиться» введя для оплаты «лишний нолик» к цифре. Придется потом долго разбираться и доказывать, чтобы вернули деньги.
В Болгарии нет электронных госуслуг, поэтому решать вопросы через интернет не получится: все справки и документы нужно собирать лично.
Обсуждать с госслужащими какие-либо детали формально должны на болгарском языке. В некоторых вопросах, чтобы разобраться в нюансах, иностранцам нужно нанимать местного помощника или юриста, которые могут решать вопросы (например, получение карты Булстат и т. п.).
Обычно, их офисы находятся рядом с болгарскими государственными учреждениями. Наш знакомый, по совету которого мы купили квартиру в НРБ, так и не смог зарегистрировать и получить номера на свой мотоцикл, который привез из России.
Интернет, например, в Равде нестабильный. Не редки аварии, влекущие его отключение на несколько часов.
Что касается продуктов, то Болгария когда-то считалась сельскохозяйственной страной, а теперь во всех сетевых магазинах продаются помидоры-мячики, французский картофель и другие привозные овощи и фрукты. Болгарские овощи и фрукты можно купить только в небольших местных лавочках. Никакого изобилия фруктов и овощей, сравнимых хотя-бы с Фуд-Сити в Москве, в Болгарии нет.
Также ранее, эта страна считалась "бюджетной", что в настоящее время уже совсем не так. Например, на момент покупки квартиры в Болгарии цены на продукты и вещи были существенно ниже, чем России. Например, стоимость персиков в переводе на рубли была 45-50 рублей за килограмм, а осенью 2021 года 200 рублей за килограмм. То же касается и других групп товаров.
Цены постоянно растут, и Болгария уже совсем не воспринимается страной с выгодными ценами, в том числе и для самих болгар. Выгоднее покупать турецкие товары.
Поэтому сами болгары часто едут на шопинг в Турцию, с помощью регулярно организованных приграничных поездок в Эдирне и Кыркларели.
Дома, которые строятся на болгарской побережье достаточно низкого качества.
Несмотря на внешнюю привлекательность строений, стены домов очень тонкие.
Отсутствует центральное отопление и вентиляция. В окнах квартиры, как правило, нет поворотного механизма, позволяющего приоткрывать их на нужную степень доступа воздуха. Из-за чего, вследствие высокой, морской влажности и образующегося конденсата, в закрытой квартире возникает плесень.
У нас, со времени постройки дома, за 10 лет дважды случались протечки с 4 до 1 этажа от сильных ливней. Строители даже надстроили над лоджиями 4 этажа металлический козырек, потому, что гидроизоляция не выдерживала больших потоков воды.
Водопроводные трубы, в квартирах, почему-то были замурованы строителями в стену дома, и когда одну из них прорвало, то затопило две квартиры на первом этаже. Управляющая компания отказалась устранять аварию и возмещать убытки. Поэтому жильцам-россиянам пришлось делать его за свой счет.
Еще один известный пример. В апартаментах Лолиты Милявской, проживающей в недалеко расположенном от нас комплексе "Эмиральд" прорвало трубу, и залило несколько квартир на нижних этажах. При этом ее квартира была застрахована от подобных случаев.
Однако страховая компания отказалась возмещать убытки, из-за того, что собственница жилья долго отсутствовала в своей квартире, и поэтому не могла претендовать на возмещение материального ущерба. И это даже несмотря на запрет для россиян въезда в Болгарию, в ковидный период и отсутствие прямого авиасообщения.
Вообще-то, это распространенная модель поведения не только со стороны болгарских, но и российских страховых фирм.
Как говорит муж, в России страховые компании, чтобы создать условия, при которых не придется выплачивать страховое возмещение, стараются в своих правилах страхования завуалировать лазейки для себя. Например, в одной части страховых правил, мелким шрифтом указывается, что страхователь обязан при наступлении страхового случая, в течение одного часа сообщить о нем на горячую линию страховой компании или подать письменное заявление об этом.
В другой части правил указано, что страхователь, нарушивший свои обязательства, теряет право на страховое возмещение. Нужно сопоставить эти положения многостраничных правил, что достаточно затруднительно для многих. Да и люди, которые находятся в стрессе от наступления страхового случая (разбили авто и др.) могут не сразу вспомнить, что им сразу же нужно было срочно обращаться в страховую компанию.
Что уж говорить о болгарских страховых компаниях, с их «кривым» переводом страховых правил и договоров.
Продолжение следует…