Найти в Дзене

О герое Отечественной войны 1812 года Степане Мартыновиче Гетмане

Не получатся пока выстроить всю логическую и временную цепочку по родственникам, которых давным-давно не осталось. Но, роясь в записях церковно-приходского прихода Кинель-Черкасс, нахожу интересную информацию о тех, кто когда-то создавал историю нашего отечества. Яркая жизнь Степана началась в 1784 году. Он родился в многодетной семье Мартына Гетмана (в последствии фамилия трансформировалась в Гетмановы). Рослый парень был весьма привлекательным для девок. Но с женитьбой ему не везло. В первый раз Степан женился на Ольге Смолевой. Но прожили совсем недолго. Справив свадьбу в январе, после Крещения, Ольга быстро зачахла. Весной после схода снега её уже хоронили. Парень тяжело переживал раннюю кончину молодой жены. Два года ни одна не привлекала его. Но в молодости горе забывается быстро. Следующая невеста была из Бондаревых. Задорная Прасковья пришлась по душе Степану. Он уже построил новый дом, где им предстояло жить с молодой женой. Но какой-то черный рок преследовал их. Помните песню
Оглавление
Дядьки прибыли в село
Дядьки прибыли в село

Не получатся пока выстроить всю логическую и временную цепочку по родственникам, которых давным-давно не осталось. Но, роясь в записях церковно-приходского прихода Кинель-Черкасс, нахожу интересную информацию о тех, кто когда-то создавал историю нашего отечества.

Степан Гетман становится рекрутом

Яркая жизнь Степана началась в 1784 году. Он родился в многодетной семье Мартына Гетмана (в последствии фамилия трансформировалась в Гетмановы). Рослый парень был весьма привлекательным для девок. Но с женитьбой ему не везло.
Простая русская семья
Простая русская семья

В первый раз Степан женился на Ольге Смолевой. Но прожили совсем недолго. Справив свадьбу в январе, после Крещения, Ольга быстро зачахла. Весной после схода снега её уже хоронили.

Парень тяжело переживал раннюю кончину молодой жены. Два года ни одна не привлекала его. Но в молодости горе забывается быстро. Следующая невеста была из Бондаревых. Задорная Прасковья пришлась по душе Степану. Он уже построил новый дом, где им предстояло жить с молодой женой.

Но какой-то черный рок преследовал их. Помните песню, в которой звучали такие слова: «Сказала не станешь женой казака …», — вот и Прасковье не пришлось выйти замуж за казака. Незадолго до свадьбы пошли они с другими девчатами полоскать белье. Приданное требовалось пересмотреть, перестирать, высушить, а потом в сундуках привезти в дом суженного.

Прасковья полоскала бельё, как неожиданно потерял сознание. Воды Кинеля сомкнулись над нею. Подружки сначала не поняли шутит ил всё по-настоящему — там ведь неглубоко. Но не вынырнула подруга, а потом её тело всплыло в нескольких метрах от места падения.

Побоялись подружки сами лезть в воду, позвали мужиков. Те вынули тело, но оно уже не подавало признаков жизни. Вот и схоронили Прасковью Бондареву — сбылось проклятие песни — «утонешь в день свадьбы своей».

Ранней весной из Санкт-Петербурга со специальной бумагой прибыл «войсковой дядька» — так называли старых солдат, которые уже отслужили свои 25 лет, но из армии не ушли. Именно эти войсковые дядьки направлялись в разные края Российской Империи. Им поручалось набирать рекрутов в армию России.

Не особо торопились отдавать своих сыновей в рекруты, мужики и продолжатели рода нужны самим. Но вот Степан Гетман сам пришел в присутствие к войсковому дядьке: «Забери меня. Не могу я уже быть тут. Жить не хочу, одам жизнь за царя-батюшку».

Услышал парня дядька, записал под номером «один».

Других парней набирали еще с неделю. Тут был особый фокус — в русских семьях привечали подкинутых младенцев. Если девочка, то в будущем становилась невестой кому-то из сыновей. Если подкидыш был мальчиком, то его брали и воспитывали наравне со всеми, но при необходимости отдать в рекруты, отдавали именно найденышей.

У войскового дядьки был индивидуальный план привести в полк не менее десятка рекрутов. Но брали с запасом — вдруг кто-то не дойдет, со всяким может случиться недуг. Вот и собирали 15, а то и 18-20 рекрутов — больше — не меньше.

От поселения выделяли пару повозок со сменными лошадьми. Путь не близкий. А тут совсем далекий полк, аж на западной границе государства Российского — Литовский Гренадерский полк его Величества. Идти до места службы не один месяц.

Переход и обучение будущих солдат

Многим кажется, что рекруты просто плелись по дороге от родного дома до полка, где предстояло служить. На самом деле тут гораздо умнее.

Обучение ходить строем

Дядька был обязан привести в полк не кучу парней, которых надо с нуля обучать воинскому делу. Ему поручалось провести курс начальной военной подготовки. Поэтому сразу перед выходом в левой ноге каждого парубка привязали несколько веточек сена, а к правой — веточки соломы. Право-лево запоминали не все. Зато сено и солома всегда на виду. По ним и ориентировались.

Дядька командовал: «Шагаем с сена, шагом марш!», — потом задавал ритм, — Сено! Солома! Сено! Солома!».

Вот так и вышли из Кинель-Черкасс на запад, отрабатывая шаг. Задача дядькт научить парней шагать в ногу. Не сразу, но уже через пару дней парубки начинали шагать так, как требовалось по уставу.

Еще следовало научить строиться. Сначала всех выстраивали по ранжиру. Слева самые высоки, а справа — те, что меньше.

Учил дядька и считать: «Первый, второй», — потом и более сложный счет, — «Первый, второй, третий, четвертый». — Строил их дядька в колонну по два, а потом и в колонну — по четыре.

Так строем рекруты шли уже, ощущая себя воинами. Теперь — это была не толпа парней, а воинская единица.

Запевай!

Петь так или иначе умели все. Но требовалось петь строевые песни. Самая строевая песня «Ах, вы сени мои сени» четко задавала ритм 110 шагов в минуту. Или еще одна «Три деревни, два селя, восемь девок, один я …». Во с этими песнями уже шли в боевом настроении.

Поселение беспокоилось о своих парнях, отправленных в армию. На каждого выли выделены по две пары валенок, по двенадцать пар лаптей, обмотки, запасные штаны, полушубки, картузы и другие элементы одежды. Казан для приготовления горячей пищи. Копченое сало, репа, брюква, несколько караваев хлеба и даже картофель.

В день команда проходила не менее 30 верст. Потом становились на привал. Если попадался населенный пункт, то дядька приводил команду к главе. Тот изыскивал возможность поселить будущих солдат в сарае, чтобы не составлять их под дождем или снегом.

Обучение

На постое тоже не бездельничали. Изучали счет и грамоту. У дядьки была Библия. Вот по ней учили буквы, составляли слоги, старались выучиться читать. Попутно дядька обучал и основам арифметики. Будущий солдат обязан уметь сосчитать до сотни, сложить и вычитать. Давал основы умножения и деления.

Получалось, что к приходу в полк рекруты становились грамотными людьми.

Боевое обучение будущих воинов

У дядьки имелась сабля и ружье. На постое он давал рекрутам изучать устройство и того, и другого оружия. Ружье разбирали, собирали, изучали последовательность заряжания и разряжения ружья. Саблю тоже разбирали, учились точить.

Обучение владению шашкой
Обучение владению шашкой

По пути у каждого рекрута появлялась деревянная сабля, а также макет ружья. Учились носить и перехватывать оружие. Иногда дядька устраивал обучение фехтованию, а то и рукопашному бою с применением ружей. Учились колоть штыком и бить прикладом. Познавали основы боя на короткой дистанции.

Мы еще продолжим рассказ, как учили будущих солдат по пути в воинскую часть.

Ополченцы перед битвой при Бородино
Ополченцы перед битвой при Бородино