Найти в Дзене

Фильм «Великая красота», или как получить удовольствие от чтения текста кино

«Великая красота» (итал. La grande bellezza) 2013 – эпическая киносатира на современное общество от режиссёра Паоло Соррентино, представляющая собой «портрет утопающего в декадентской неге современного Рима». Этот фильм можно считать вольным ремейком знаковой драмы Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Смотреть этот фильм необходимо для того, чтобы, считывая аллюзии и реминисценции, так обширно вплетенные в нарратив фильма, получать удовольствие от раскодировке смыслов. Главным героем этого фильма стал Рим с его «вечной красотой». Герои в сопровождении таинственного Стефано ночью посещают музеи. Соррентино показывает Рим с неожиданных ракурсов, открывая зрителю те места, которые остаются за кадром типичных туристических маршрутов, как это делал Феллини в «Сладкой жизни». Но я не буду пересказывать сюжет, его как такового и нет в фильме. Эстетика фильма затягивает с самого начала. Красота архитектуры и шедевров искусства вечного Рима, лоск, гламур и строгость монашеских песнопений, – все сл

«Великая красота» (итал. La grande bellezza) 2013 – эпическая киносатира на современное общество от режиссёра Паоло Соррентино, представляющая собой «портрет утопающего в декадентской неге современного Рима». Этот фильм можно считать вольным ремейком знаковой драмы Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Смотреть этот фильм необходимо для того, чтобы, считывая аллюзии и реминисценции, так обширно вплетенные в нарратив фильма, получать удовольствие от раскодировке смыслов.

Главным героем этого фильма стал Рим с его «вечной красотой». Герои в сопровождении таинственного Стефано ночью посещают музеи. Соррентино показывает Рим с неожиданных ракурсов, открывая зрителю те места, которые остаются за кадром типичных туристических маршрутов, как это делал Феллини в «Сладкой жизни». Но я не буду пересказывать сюжет, его как такового и нет в фильме. Эстетика фильма затягивает с самого начала. Красота архитектуры и шедевров искусства вечного Рима, лоск, гламур и строгость монашеских песнопений, – все сливается в одну эмоцию восхищения. Это самое настоящее аудиовизуальное пиршество, от которого невозможно оторвать взгляд.

Кроме того, в первых двух сценах фильма режиссёр использует контраст в музыке: фильм открывается под нежную мелодию, напоминающую хоровые духовные песнопения, а прерывается лирический ряд диким воплем и переходом в ритмичную клубную музыку.

«Великая красота» – это фильм, открыто заявляющий о проблемах современного общества и его ценностях: забота о внешней красоте в ущерб внутренней; ориентация на низшие ценности; безразличное отношение к чувствам других людей и одиночество.

«Великая красота» Паоло Соррентино – кино про утраченное время, что осталось позади, и мгновения существования, которые нам только предстоит ощутить.

Да, у европейского кино есть особый стиль, они акцентируют внимание зрителя на деталях, при этом показывают мир откровеннее, реалистичнее, а иногда даже натуралистичнее настолько, что хочется отвернуться от экрана.

-2

Русские кинокритики единодушно полагают, что любой перевод названия, например «Красотища», был бы лучше аморфного и бесчувственного прокатного варианта. Потому что в современном мире изменилось отношение к красоте.

Ценности людей нашего времени отражаются и в некоторых проявлениях современного искусства. Нам показывают претенциозность отдельных «художников»: как за красивыми абстрактными словами скрывается полное отсутствие смысла. Мы видим, какой ценой даются эти произведения искусства. Особенно легко прочитывается эта идея режиссера в сценах перформансов, отсылающих зрителя к знаменитой Марины Абрамович

-3

Формат картины рассчитан далеко не на всех. Тут нет классической структуры фильма, даже нет начала и конца в их классическом понимании. Главный герой, за свою продолжительную жизнь накопил такой объем жизненного опыта, что, кажется, в этой жизни для него не осталось ничего непонятного или удивительного.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ