За две недели я снова не смог написать ни одной новой статьи, поэтому и превью к этому материалу особого не требуется. Ссылки на другие эпизоды про альбомы 1999 года ждут вас в конце этой статьи.
На чём мы там остановились?
10 место. Земфира* – «Земфира»
Кто такая: главная фрэшвумен 1999-го для нашей родины
В каком стиле альбом: поп-рок, инди-поп, инди-рок
В 1997 году возник Мумий Тролль, в 1998 году на первый план вышла группа Сплин. В 1999-м был год Земфиры Рамазановой*. Каждый год кто-то яркий в России да возникал. И это особенно актуально в период финансового кризиса, когда работать поначалу зачастую приходилось на голом энтузиазме, а песни выстреливали без интернета.
Открытие таланта тогда никому не известной радиоведущей из Уфы приписывают Илье Лагутенко и Леониду Бурлакову. Отчасти из-за этого и наличия на альбоме приглашённых музыкантов можно считать дебютник Земфиры* своеобразным дамским ответом Мумий Троллю. Только текущая героиня пишет чуть-чуть менее абстрактные тексты и вообще не стесняется англицизмов. Вот бы нам сейчас их камбэки...
* – признана в РФ иноагентом.
9. Michael Hutchence – «Michael Hutchence»
Кто такой: харизматичный лидер одной из главных групп 80-х и 90-х
В каком стиле альбом: поп-рок
В середине 90-х вокруг группы INXS витало какое-то незримое ощущение скорейшего заката – продажи альбомов стремительно падали, туры перекочевали со стадионов на маленькие клубные площадки. Да ещё и психологическое здоровье её вокалиста оставляло желать лучшего. Тем не менее Майкл Хатченс полагал, что его потенциал не до конца раскрыт и в перерывах от работы с INXS начал потихоньку собирать материал для своего сольного альбома.
К моменту его трагической смерти в ноябре 1997 года на руках у продюсера Энди Гилла (культовая личность из Gang of Four, на минуточку) был незаконченный материал, с которым провозились ещё почти два года. Результат, увы, почти не заметили за пределами фан-базы INXS, но так-то получился достаточно эклектичный альбом, не зажатый в рамки определённого стиля.
Лучшая песня – «Slide Away». Она завершает пластинку и здесь присутствует закономерный дуэт с другом Хатченса, Боно. Советую.
8. Blink-182 – «Enema of the State»
Кто такие: второе из двух самых известных поп-панк трио
В каком стиле альбом: поп-панк (внезапно!)
Всё в этом мире логично. В какой-то момент молодые слушатели устали от Green Day (до выхода в 2004-м их камбэк-альбома группу считали списанной) и им аккурат на замену поспешили новые герои. Причём имена Марка Хоппуса, Тома ДеЛонга и Трэвиса Баркера звучат даже погромче, нежели у их «конкурентов». Жаль, что от них действительно хороших альбомов получилось совсем мало.
«Enema of the State», само собой, стоит особняком. Перспективная группа нашла нужного барабанщика, продюсера (Джерри Финн был правой рукой Роба Кавалло, ковавшего (извините) студийные успехи Green Day) и нуждавшуюся в них аудиторию. Баланс между панком и мелодикой был соблюдён идеально и это слышно даже по синглам: насколько «Adam's Song» грустна и как весела стоящая за нею «All the Small Things».
Журнал Rolling Stone определил «Enema of the State» на второе место в списке лучших поп-панк альбомов. Выше, как вы понимаете, только «Dookie».
7. Sigur Rós – «Ágætis byrjun»
Кто такие: электронщики будущего из Исландии
В каком стиле альбом: пост-рок
Однажды люди узнали, что в Исландии есть не только Бьорк и холод собачий.
«Хорошее начало» – именно так на русский язык переводится название второй пластинки культового коллектива Sigur Rós. Символично, ведь первый альбом им известности совсем не дал, тогда как с выходом второго международное признание постепенно находило к группе дорогу.
На сайте RateYourMusic именно «Ágætis byrjun» лучше всех оценён среди альбомов 1999 года и это можно понять – красоту тех же «Svefn-g-englar» и «Starálfur» оценить способен даже человек, далёкий от пост-рока и эмбиента. У меня только седьмое место, но лишь за счёт недостаточной наслушанности. Убеждён, что эту пластинку (несмотря на хронометраж в 71 минуту) можно слушать и несколько раз в неделю.
6. ДДТ – «Мир номер ноль»
Кто такие: признанные ветераны, переживавшие вторую молодость
В каком стиле альбом: альтернативный рок, арт-рок
Широко распространено мнение, что лучший альбом ДДТ – это «Актриса Весна». Почему так? Очевидно, из-за всенародно любимых песен. Я считаю, что пора сменить приоритеты.
В 1999 году в России, похоже, всё работали в долг. Вот и Юрий Юлианович Шевчук со своим тогдашним составом музыкантов столкнулся с трудностями при создании концептуальной программы «Мир номер ноль». Но она всё-таки увидела свет и результатом явился не только лучший альбом ДДТ (на мой взгляд), но и один из главных релизов русского рока.
Причём из традиционного русского рока здесь, если прислушаться, остались лишь привычно абстрактные тексты Шевчука. Музыка, пережившая огромное влияние западных коллег, разительно отличалась от всего выходившего тогда у нас. Ну разве что «Метель» и «Расстреляли рассветами» – знакомый многим ДДТ. Музыкальные образы, в одном из которых и вовсе играют зацикленные рекламные отрывки, я считаю не филлерами, а неотъемлемой частью альбома.
5. Korn – «Issues»
Кто такие: тяжёлые герои молодёжи, пытавшиеся справиться с навалившейся славой
В каком стиле альбом: ню-метал
Совпадение или нет, но мой любимый альбом группы Korn тоже был издан в 1999 году. Это «Issues». Более мрачный и тёмный последователь блокбастерного «Follow the Leader».
Многие из нас привыкли к тому, что лучшие альбомы музыканты записывают под влиянием веществ (странно, но такое мнение нередко попадается в интернетах). Что ж, во время записи «Issues» лично Джонатан Дэвис был трезв, но совершенно неспокоен. Это как всегда отразилось на его текстах – кто знаком с Korn, тот о темах догадается.
Удивительно, но длительность в 16 песен мне совершенно не надоедает (даже интерлюдии), а «Falling Away from Me», «Trash», «Make Me Bad» и «Wake Up» стоят особняком.
4. Nine Inch Nails – «The Fragile»
Кто такие: Трент Резнор, его команда и его внутренние демоны
В каком стиле альбом: индастриал-рок, арт-рок, альтернативный рок
Разговоры о ментальном здоровье музыкантов в этой части рассказа про 1999 год снова актуальны. Нет, после релиза триумфального «The Downward Spiral» пятью годам Трент Резнор не пропал намертво, ведь как можно пропасть, задружившись с такими мэтрами, как Дэвид Боуи (совместный тур и участие на его альбоме) и Дэвид Линч (работа над гениальным саундтреком к его фильму «Шоссе в никуда»). Но как-то Nine Inch Nails возрождать Резнор совсем не спешил.
Я тут часто при рассмотрении альбомов говорю о длительности. Что ж, «The Fragile» в этом плане у нас чемпион среди чемпионов – 103 минуты, классический двойной альбом. Трент замахнулся на всё, не пожалев для слушателей даже инструменталов (их тут предостаточно и они даже не скучны). Выделять что-то отдельно не хотелось бы, ведь я скорее предоставлю вам классическое «любителям любых жанров здесь найдётся место».
Что касается ментального здоровья – «The Fragile» крайне достойный преемник «Спирали» по части спуска на дно жизни. Только более разнообразной дорогой, как вы уже догадались.
3. The Chemical Brothers – «Surrender»
Кто такие: дуэт двух электронщиков-тихонь, постепенно ставших законодателями мод в жанре
В каком стиле альбом: биг-бит, нео-психоделия
Успех альбома «Dig Your Own Hole» развязал химикам руки по части экспериментов и это привело к созданию разностороннего «Surrender», который удачно занимает место в этой необъявленной дилогии. Всё-таки и там, и там ярким участником проекта является Ноэл Галлахер. И нет, это не главный плюс «Surrender». Главный плюс – это лучший альбом 1999 года с участием Бернарда Самнера.
Ладно, я шучу. Но представьте, что в 1969 году на «Вудстоке» хиппи слушают не модные тогда рок и фолк-группы, а электронную музыку (если бы это было возможно). «Surrender» с его кислотными мотивами был бы среди обязательных хедлайнеров эпохи. Под «Hey Boy Hey Girl» там явно отрывались бы не только скелеты.
Я из тех немногих слушателей, кто считает всю дискографию The Chemical Brothers более-менее ровной и удачной. Само собой, что даже в таком описании «Surrender» выгодно выделяется целостностью и качеством.
2. Blur – «13»
Кто такие: лондонские пижоны, пижонами быть переставшие
В каком стиле альбом: альтернативный рок, арт-рок, экспериментальный рок, нео-психоделия
Во втором моём альбомном рейтинге подряд Blur занимают уверенное второе место. Но давайте я сразу скажу честно – первые два места между собой сильно близки и в любой момент времени второй может стать первым, а первый – вторым. Просто какой-то музыке потребовалось больше лет на раскрытие и понимание.
Речь в этом абзаце идёт про «13» – пиковый релиз в дискографии бывших героев брит-попа, под конец 90-х окончательно сместивших свой вектор в сторону более экспериментальных пассажей и поисков себя. Наверное, традиционных песен здесь всего две: любимая нами из-за видеоклипа «Coffee and TV» (в которой главный вокал, вообще-то, исполняет гитарист Грэм Коксон) и «No Distance Left to Run» (просто в медленной балладе экспериментально не сильно разгуляешься). Всё остальное – результат расширения музыкальных границ прежде всего Коксона и Деймона Албарна, конечно.
Слушая абсолютно неожиданные в контексте творчества Blur, но чертовски качовые «Trailerpark» и «Trimm Trabb» тяжело отделаться от мысли, что уже через два года на сцене появятся Gorillaz. А когда я пишу о «много лет на раскрытие и понимание», то здесь на ум приходит госпельная «Tender». Ребёнку всё же больше нужна «Song 2», а не камон-камон-камон, гет труит.
«13» в целом настолько вдохновляет, что ему требуется отдельный пост в другое время и (пожалуй) в другом месте. Фристайл, форти-файв.
1. Moby – «Play»
Кто такой: неудачник, с наступлением 2000-х неожиданно проснувшийся звездой
В каком стиле альбом: даунтемпо
Многим поварам, помимо таланта, для приготовления хороших блюд не обойтись без поваренной книги – это абсолютно нормально, тут нечего стесняться. В музыке, как и в кулинарии, одного таланта мало, может понадобиться и своя поваренная книга.
Для Ричарда Мелвилла Холла, на тот момент буквально прозябавшего в родном Манхэттене, его поваренной книгой стал сборник «Sounds of the South: A Musical Journey from the Georgia Sea Islands to the Mississippi Delta». Это бережно собранные и выпущенные энтузиастом олдовые записи различных блюзовых артистов первой половины 90-х. Моби использовал некоторую часть из них в качестве вокальных сэмплов (поскольку сам больше не особо хотел петь) и это дало плоды. Но не сразу. Как и Дайдо из прошлой части, альбом «Play» долго пробивался к слушателям.
Это сейчас «Natural Blues», «Porcelain», «Why Does My Heart Feel So Bad?» и «Bodyrock» без труда узнают меломаны, а тогда без поддержки своего менеджмента и грамотной рекламы сделать что-либо было бы невозможно. По состоянию на 2025 год Моби всё ещё выпускает новую музыку и гастролирует, но без успеха блестящего альбома «Play» это бы не случилось. Эта музыка со мной уже более 20 лет и я не рассматриваю пока что какой-либо альбом (кроме «13», конечно) в конкуренты для «Play» за 1999 год.
Спасибо за внимание! Не забудьте ниже написать список из ваших любимых альбомов 1999 года. Мне будет очень интересно почитать все комментарии.
Ссылка на первую часть, где я рассказываю про альбомы, занявшие места чуть пониже, будет далее:
Мой Телеграм-канал, в котором вы найдёте другую полезную информацию по теме и не только:
Моя подборка с похожими материалами по теме прямо в Дзене: