Человеческая память — сложный механизм, зависящий от множества факторов, поэтому практические советы по обучению не всегда очевидны. Однако известно, что обучение наиболее эффективно, когда мы извлекаем материал из памяти, а не просто перечитываем его, и когда учебные сессии распределены во времени, а не, например, накапливаются в течение одного вечера перед экзаменом. Но можно ли сделать обучение еще более продуктивным? Как показало исследование Евы Бутовской-Бучиньской и ее коллег из университетов Варшавы и Познани, ключом к этому является так называемое вариативное обучение. Этот подход подразумевает, что изучаемый материал следует осваивать с разных сторон, в различных контекстах и с использованием разных способов его извлечения из памяти. В рамках исследования участникам предложили изучить иностранные (финские) слова, помещенные в предложения на их родном языке. Например: «Папа подметает lattia» (финское слово lattia означает «пол»). Участников разделили на две группы: одна изучал