Найти в Дзене
Дмитрий Семенов

Композиции из суккулентных растений: другой взгляд на миникомпозиции. Часть 5. Кактусы.

Уже почти год, как я представлял эту тему, часть 4? Невероятно! Как быстро летит время (хоть и банальность это)! Но тема/рубрика еще не закрыта! Отнюдь! Просто прошлогодняя весна увлекла меня в сторону, всевозможными событиями и впечатлениями. А еще был/остается критический момент: собрался поговорить о миникомпозициях с кактусами, а фотографий сохранилось до печального мало. Подумал, ну найдутся еще при случае. Одна особенно – прямо клином на ней сошелся. Но последняя так и не нашлась. Ее придется представлять словами и на пальцах. Ну и еще: эта 5-я часть будет покороче на примеры. Нумерацию же примеров продолжу сквозную. Впрочем, важнейшая для меня сложность в этом разделе – специфическое/трепетное отношение именно к кактусам. Эстетику их воспринимаю как самодостаточную, тем более, если растения в коллекции. И каждый вид (разновидность/вариация/сорт) кактусов по-своему дискретен, уникален, достоен специального внимания. И практически каждый экземпляр индивидуален, самобытен. Тем

Уже почти год, как я представлял эту тему, часть 4? Невероятно! Как быстро летит время (хоть и банальность это)!

Композиции из суккулентов | Дмитрий Семенов | Дзен

Но тема/рубрика еще не закрыта! Отнюдь! Просто прошлогодняя весна увлекла меня в сторону, всевозможными событиями и впечатлениями.

А еще был/остается критический момент: собрался поговорить о миникомпозициях с кактусами, а фотографий сохранилось до печального мало. Подумал, ну найдутся еще при случае. Одна особенно – прямо клином на ней сошелся. Но последняя так и не нашлась. Ее придется представлять словами и на пальцах.

Ну и еще: эта 5-я часть будет покороче на примеры. Нумерацию же примеров продолжу сквозную.

Впрочем, важнейшая для меня сложность в этом разделе – специфическое/трепетное отношение именно к кактусам. Эстетику их воспринимаю как самодостаточную, тем более, если растения в коллекции. И каждый вид (разновидность/вариация/сорт) кактусов по-своему дискретен, уникален, достоен специального внимания. И практически каждый экземпляр индивидуален, самобытен. Тем более, что кактусы – даже самые по природе своей крошечные – растения много-многолетние, как деревья. И именно с возрастом – при достойном, конечно, уходе – полностью свою самобытную индивидуальность раскрывают. Не нужно им для этого ни компании, ни «декоративного» обрамления.

Это, знаете, как береза, например. Одиночно растущая – скульптурное произведение Природы, не налюбуешься. А в массовых шеренгах – роща, в которой отдельное дерево не различишь, не почувствуешь.

Или еще пример, представляется уместным. Вот коллекционируете вы произведения Искусства. Живопись, например, или нэцке. Не придет же вам в голову составить из коллекционных полотен или фигурок декор-инсталляцию?!

Впрочем, повторюсь, это мое личное к кактусам отношение. Широко и массово их разводят/производят сейчас именно для декоративного/орнаментального использования. Первое время меня от такого к ним кощунства коробило, но сколько можно – привык. И сам использовал.

Но не часто.

Но только если в руках оказывался избыточный посадочный материал.

Но только хоть с каким-то смыслом, пусть и самым очевидным/непритязательным.

Про это мой сегодняшний очерк.

Впрочем, начну не со своей кактусовой композиции, а с авторской работы замечательного фитодизайнера Лены Люборевой.

При всем моем предубеждении к профессиональным фитодизайнерам, признаю: среди них немало не только понахватавшихся ремесленников. Не говоря уж о том, что среди них немало моих хороших приятелей. Лена – дипломированный специалист. И диплом не от каких-нибудь безликих годичных курсов, а настоящий, английский. Как и опыт работы. Но главное, на мой взгляд, неподдельный интерес и понимание именно растений, живых, а не элементов инсталляций.

И вот, как раз 20 лет назад, они с мужем поехали в Нидерланды и накупили там всего суккулентного, что их профессионально-художественным взглядам приглянулось. Чтобы потом в Москве создать, полагаю, первый-уникальный в то время зимний сад суккулентов. А я им под руку подвернулся, поскольку сами они выращиванием тропических суккулентов до этого не занимались.

Представляю фотографию одной из суккулентных миникопозиций Лены. Которая на меня впечатление произвела и с которой началось мое опасливое знакомство с композированием суккулентов (заодно подобрал еще несколько ее «кактусовых» композиций – любопытно было вспомнить, но про них как-нибудь отдельно).

55. Фотографии в тексте - из моего фотоархива. Кроме последней - про нее там указано.
55. Фотографии в тексте - из моего фотоархива. Кроме последней - про нее там указано.

И конечно тут на первом плане и в глаза бросаются «цветные» кактусы.

Про них все-таки нужно пояснить, хотя это и общеизвесно.

Что такие кактусы – результат мутаций, препятствующих образованию хлорофилла. И поэтому носители таких мутаций а) окрашены в какие получится цвета, кроме зеленого; б) нежизнеспособны, что очевидно. Но это они по природе нежизнеспособны, а если их вовремя привить на другой кактус – вполне могут жить и удивлять. И даже почти полноценно жить: расти-куститься, цвести-плодоносить. Если о них заботиться, как об инвалидах. При этом все-равно не долговечны.

"Цветной" гимнокалициум (при достойном уходе) ...
"Цветной" гимнокалициум (при достойном уходе) ...
... "цветной" хамецереус.
... "цветной" хамецереус.

Когда в середине прошлого века кактусоводы научились выявлять, сохранять и размножать такие бесхлорофилльные вариации, то были дорогие и особо ценимые редкости. Но потом разведение «редкостей» приобрело масштабы конвейерного производства, и «цветные» кактусы были отданы на откуп всеядному фитодизайну.

Мои первые кактусовые композиции тоже были из «цветных» экземпляров.

Коллекционной ценности у них в то время уже практически не оставалось (да и век их короток), но оставалась/остается познавательное и эстетическое значение. К тому же растения эти небольшие, а потому в композициях более уместные.

Вот тут – самая незамысловатая группа, просто из того, что было.

56.
56.
Она же - в более приглядном ракурсе.
Она же - в более приглядном ракурсе.

А вот тут уже с некоторыми извращениями. Хотя, признаю, вакханалия красок и праздник дурновкусия.

57.
57.

Но сколько можно о «цветных» кактусах, о которых можно бесконечно!

Давайте теперь о некоторых полноценных видах.

_____________

Матукана Matucana madisoniorum. Па-атрясающий кактус! Особенно ценю такие – особенные, узнаваемые, удивляющие. Ух, как можно долго о нем/о ней!

Но про композицию. Оказалось как-то в руках сразу несколько прекрасно выращенных сеянцев бесколючковой вариации этого кактуса. В коллекции уже есть, и не одна. Эти же вроде лишние. Решил посадить в декоративной композиции. С простеньким замыслом: подчеркнуть округлой галькой поразительный гладкий-окатанный облик матукан, с их благородно-матовой бархатистостью.

58.
58.

Даже самому понравилось. Но композиция эта еще не раз порадовала.

Потому что матуканам в ней расти пришлось по душе! И росли они дружно, синхронно. Пропорции изменялись – камни-то за ростом кактусов не поспевали. Менялась и художественная выразительность композиции.

Тут - немного подрасли матуканы.
Тут - немного подрасли матуканы.

А потом в один прекрасный сезон вся эта компания так же дружно расцвела. Ни одна достойно выращенная коллекционная матукана не производила при цветении такого праздничного впечатления!

Готовятся к цветению.
Готовятся к цветению.
Триумф цветения.
Триумф цветения.
Цветение коллекционной зрелой матуканы - для сравнения.
Цветение коллекционной зрелой матуканы - для сравнения.
Прощаясь с этим чудесным кактусом - его "колючая" вариация.
Прощаясь с этим чудесным кактусом - его "колючая" вариация.

_________

У следующей композиции посыл был совершенно иным. Тут – достойнейшие кактусы астрофитумы.

Кактусовые аристократы, про которых знать должно всем – далеко не только кактусистам, не только цветоводам/ботаникам – всем. У меня уже второй год лежит заготовка дзен-публикации с чудесным названием «А-С-Т-Р-О-Ф-И-Т-У-М-Ы» - достойнейшие же кактусы.
А среди них есть наидостойнейший – Astrophytum asterias. Заметьте, «астер» - «звезда», здесь и в родовом, и в видовом названии: звездно-звездный это кактус. По одной из версий, название - не от звезд небесных, а по сходству со звездами морскими.

Ну да, название захотелось обыграть. Хотя использовал не звезду морскую, а ежа морского. Но главный все-таки месседж – как поразительны бывают природные аналогии и сходства.

59. Познавательная композиция.
59. Познавательная композиция.
Другой ракурс.
Другой ракурс.
И еще один - не удержусь.
И еще один - не удержусь.
Астрофитумы астериас в коллекции.
Астрофитумы астериас в коллекции.

_______

Теперь тоже не очень широко известный кактус и тоже оказалось несколько экземпляров. Эпителанта Epithelantha micromeris neomexicana. Кактус не броский и крошечный, но полный элегантного изящества. Довольно непростой в культуре. Одна из сложностей его выращивания связана с тем, что в природе растут эпителанты на голимых известняках, а потому требуют необычного для кактусов высокого рН.

Вот эту их экологическую особенность и отражает композиция с эпителантами.

60.
60.

Кстати сказать, цветки у эпителант тоже скромные и малозаметные. Зато яркие плоды, похожие на ягоды маммиллярий.

-18

-19

_________

Возвращаюсь к мутациям.

Только теперь – фасциации.

Фасциации фантастическим образом разнообразят кактусовый мир и мир кактусоводства. Огромное количество популярных культиваров – результат тех или иных проявлений фасциации. Но вперед не забегаю – большой обзор про фасциацию тоже готовлю.

Здесь же пример с одной из наиболее распространенных фасцио-вариаций: Mammillaria elongata ‘Cristata’ (сейчас мне непременно кто-то радостно напишет: «мозги/мозг!» - не пишите, я знаю и много раз слышал).

-20

Восхитительное растение! Увлекательно наблюдать, как растет/изменяется, напоминая живое существо. Печаль в том, что эта мутация недолговечна: легко теряет корни и подгнивает (у нее же нет обычного для кактусов мощного/защищенного основания стебля – черте-что у нее в основании, придавленном бесконтрольно разрастающейся массой).

Маленькая компенсация: если отмирание основания кактуса вовремя заметить, его можно разделить на бессчетное количество кусочков, причем даже с ищущими корешками уже. И вот скоро у вас уже будет целый выводок жизнерадостно извивающихся кристатных маммиллярий.

Но выводок не нужен. И поэтому лишние саженцы я отправил вот в такую композицию. Совершенно искусственную и этой нарочитой искусственностью подчеркивающую не-природность, фантастичность такой маммиллярии, да и фасциации как явления.

61.
61.

______________

Еще одна композиция сложилась как-то сама собой. Просто сеянцы разных видов кактусовых карликов - фрайлей.

Хоть и маленькие кактусы - но целый особый мир и особая эволюционная ветвь. С их привередливой клейстогамией и странным родством с упомянутыми астрофитумами. Да может быть, и расскажу о них при случае.

Не люблю это слово, но детишки фрайлей удивительно орнаментальны. Чем-то весьма напоминают литопсы (про которых следующая часть этого цикла).

И как замечательно смотрится их "детский сад", даже если они просто рядами посажены.

62.
62.

_______________________________

Перехожу к очень ответственному примеру.

Ответственному, поскольку объект тут кактус заклеймённый, вычеркнутый законом из списка разрешенных к жизни, разведению/и выращиванию.

Я даже названия не приведу – тьфу-тьфу, плохой он, бяка. Закон тут, конечно, дует на воду. Но я же не законы обсуждаю, а композиции из кактусов. Поэтому просто именно эти не называю и никаких характеристик не даю. К тому же сам их не содержу, а там, где эти росли, их уже давно не осталось.

И тем не менее. Совсем не из-за запретности, а из-за уникальной самобытности, биологического своеобразия и исключительно эстетики, мексиканские эти кактусы привлекают внимание увлеченных кактусоводов. К тому же заметим, Закон такой строгий – он наш закон. Во многих странах никаких подобных ограничений нет.

И вот попал к нам в коллекцию не просто этот кактус – а целая коллекция его форм.

Дело в том, что природный биологический его вид – единственный. А вот различных природных вариаций у него немало, и имеющих ботанические названия и номерных (про номерные растения тоже хочу/нужно подготовить отдельное сообщение). Мой хороший знакомый серьезный коллекционер когда-то постарался добыть и вырастить из семян большинство таких природных форм. Умер знакомый, а эта его удивительная-уникальная коллекция досталась в наследство. Вот и посадил эту обширную семью «головок» в простую композицию – с маскирующей их галькой и с аккуратными ботаническими этикетками.

63.
63.
Живописный фрагмент.
Живописный фрагмент.

Композиция символизирует природно-ботаническую коллекцию, да таковой и является.

Как я сказал, запрещенный кактус тихой сапой растет у коллекционеров. И когда еще одна компания этого вида попала к нам по наследству, сделал еще одну композицию. Простенькую совсем и подчеркивающую лишь приятную голубоватость шелковистой шкурки кактуса.

64.
64.

_________

И вот представьте себе – это все на сегодня. Почти все. Поскольку еще одну композицию я представлю словесно – не сохранилось фотографий.

Среди попадающих в ботсадовскую коллекцию по наследству растений оказались как-то прививки одного достойного кактуса-гимнокалициума на перескиопсисы.

Перескиопсис – тоже кактус (нужно будет как-нибудь про него здесь рассказать). Но совсем не-кактусового облика: кустик с тоненькими стебельками и толстенькими листочками. Легко и интенсивно растущий. Его практически не выращивают как кактус, но широко используют в качестве простого подвоя для быстрого подращивания кактусовой мелюзги: быстренько подрастят и определяют на постоянное жительство. А подвой-стебелек, с тонкий карандашик, - выбрасывают.
Прививки кактусят на перескиопсис. С Пинтрест.
Прививки кактусят на перескиопсис. С Пинтрест.

В этом же случае руки у прежнего владельца до определения привитых гимнокалициумов на постоянное жительство не дошли, и гимнокалициумы – вполне уже матерые – остались на этих палочках-ходулях безо всякой жизненной перспективы. Вот их-то я и определил в совершенно невероятную композицию: привычные кактусы непривычно вознесенные (как домик на сваях над водой). Эту вознесенность подчеркивали дизайнерские тростинки, воткнутые между кактусами-на-стебельках, и такие же тростинки были уложены горизонтально на поверхность грунта. Совершенно ошарашивающее впечатление производила эта композиция из прививок на неподготовленных зрителей!

Эту статью заканчиваю. Но не цикл! Еще несколько осталось подборок. Надеюсь, раньше, чем через год их выложу.