Управление возможно теми процессами, в отношении которых мы знаем законы их динамики, развития. Обостряющийся экологический кризис и растущая угроза экологической катастрофы – следствие пренебрежения этими законами со стороны политических и экономических субъектов.
Какие законы развития биосферы и человечества мы знаем?
1. Закон максимизации жизненных сил.
2. Закон естественно-исторического развития П.Г.Кузнецова.
Стратегия экологического оздоровления должна опираться на эти законы с учетом границ их применимости. Рассмотрим подробно.
1. Закон максимизации жизненных сил и выход за границы его применимости.
Мы принимаем здесь, что Земля – открытая система, и все живое на нашей планете есть космическое явление.
В.И. Вернадский сформулировал закон эволюции систем как принцип максимизации органического вещества на планете. Позднее он был переформулирован Г. и Э. Одумами как закон максимизации жизненного потенциала.
Суть закона в том, что в соперничестве с другими живыми системами (популяциями, видами) выживает (сохраняется) та из них, которая наилучшим образом способствует поступлению к себе энергии, использует максимальное её количество наиболее эффективным способом с наибольшей концентрацией в пространстве и времени.
Советский эколог Н.Ф. Реймерс обобщил этот закон на поступление и использование информации. В его формулировке в эволюционно-биологическом соперничестве выигрывает та сторона, которая максимизирует в использовании плотность потоков энергии, вещества и информации.
Очевидно, что в человеческом обществе мы видим действие этого же экологического закона в формах межплеменной, межэтнической, классовой борьбы, конкуренции предприятий и межгосударственной конкуренции.
Следствие этого закона: кто отказывается от своей доли ресурсов во имя блага всего вида или биосферы, тот уменьшает возможности собственного развития, а также размножения, обеспечения безопасности и развития своих потомков, т.е. оказывается в худшем положении, чем тот, кто максимизирует эксплуатацию биосферы и других людей.
Т.е. самой биосферой предусмотрена положительная обратная связь, стимулирующая её собственное разрушение, пока паразитирующий вид не исчерпает все возможные ресурсы для своего существования.
До человека на Земле было несколько видов, которые также занимали эту вершину трофической цепи в биосфере, а потом вымирали, истощая ресурсы окружающей среды. Человечеству, обладающему разумом, в отличие от разрушителей-предшественников, пора перейти от максимизации энергоинформационной вооруженности к максимизации человечности.
Закон максимизации жизненного потенциала для биологических видов, подчиненных дарвиновскому эволюционному отбору и изменчивости, может не действовать для человека, перешедшего от биологической к социокультурной эволюции, перешедшего от межвидовой и межпопуляционной конкуренции к межпопуляционной и межвидовой взаимопомощи-кооперации. Тем более, что разум открывает для человека иного вида ресурсы информации и знания, недоступные другим биологическим видам и стимулирующие кооперацию, а не конкуренцию: поделившись материальным, вещным ресурсом человек лишается его сам, но поделившись информационным ресурсом-знанием, человек не утрачивает этого ресурса - и даритель, и получатель информации становятся богаче.
Это - стратегический путь нравственного, человечного и справедливого к Земле-Матери развития человечества, впервые обозначенный В.И.Вернадским в форме автотрофного идеала человечества, способного обеспечить свое питание и развитие без использования экосистем продуцентов, т.е. не нарушая потока поступающей в биосферу солнечной энергии. В наиболее сильной форме этот идеал предполагает такого рода существование и развитие человечества, при котором его система управления и саморегуляции хозяйственно-экономической деятельности подчинена системе и механизмам саморегуляции биосферы, обеспечивая замкнутость цикла оборота органического вещества и энергии в биосфере на уровне, характерном до роста антропогенного вмешательства в биосферу, т.е. до XIX века.
Мы находимся в начале пути из «мира вещей» в мир духовных ценностей, из мира, где доминирует потребность «ВЗЯТЬ», в мир, где будет доминировать потребность «ОТДАТЬ» для блага людей и Человечества, для блага Земли-Матери в целом.
Сам Человек и Земля-Матерь становятся главными предметами труда. Соответственно, рост производительности труда в условиях значительной роботизации и автоматизации производств принимает форму роста качества управления человеческим развитием и снижения экологического ущерба, повышения надежности существования земных форм жизни в целом.
Этот стратегический путь духовного и экологического оздоровления и означает переход к устойчивому развитию общества в целом. Именно так предлагала определить понятие «устойчивое развитие» российская делегация ученых на первой конференции ООН по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро в 1992 году, но не была услышана, прежде всего, в силу отсутствия политической воли у российской власти.
Альтернативой этому переходу является неустойчивое развитие, следствием которого является стагнация социальной системы с последующей ее деградацией и гибелью. Существование личностей и объединений людей с целями, которые противоречат целостному историческому процессу, является следствием неадекватного отображения этого процесса в сознании этих субъектов.
Маркс в своей концепции общественно-исторического развития определял классовые противоречия и классовую борьбу как основную движущую силу развития европейской цивилизации. Однако он не спешил распространить действие своей концепции на азиатский способ производства, где наряду с классовыми противоречиями сильно проявлялись и противоречия другого рода: экологические, этнокультурные, демографические. Сведение мирового общественно-исторического процесса исключительно к классовым интересам и борьбе – это вульгаризация марксизма.
Маркс не предвидел в своей концепции, что на протяжении одного века развитие капитализма достигнет такого уровня, что ему уже не хватит одной земли. Не предвидел он и того, что возвещаемое им освобождение человека от оков тяжелого труда и от природы, выход в царство свободы от нужды, могут произойти еще при капитализме, без перехода к коммунизму, ценой биотехнологического устранения лишних людей.
2. Закон естественно-исторического развития П.Г.Кузнецова подтверждает прогноз Маркса об обществе будущего, где главной ценностью становится свободное время и саморазвитие, он подтверждает, что капитализм изжил себя как система расширенного товарного воспроизводства (до капитализма не было других форм расширенного товарного воспроизводства, господствовал натуральный обмен). Он роет могилу не только себе, но и всему человечеству. Он подобен гоночной машине, в которой принципиально не предусмотрены тормоза, а только одна педаль управления наращиванием скорости.
Очевидно, что общественный идеал, представления об Обществе будущего обязательно должны включать в себя требование экологического императива, ответственности перед грядущими поколениями за сбережение биосферы, Земли-Матери. Этот идеал предполагает переход от расширенного товарного воспроизводства к органическому хозяйствованию, в котором экономические законы и принципы управления экономикой, мирохозяйством подчинены законам саморегуляции биосферы, и обеспечивают безусловное восстановление разрушенных экосистем, а денежные единицы перестают быть пустышками, необеспеченными жизненными силами. Переход к новому укладу хозяйствования, в котором конкурентный отбор и кооперация выбирают как экономически эффективные производства и товары, так и экологически эффективные, избирательно свертывая производство вредной для биосферы продукции, – насущная необходимость, требующая незамедлительных и решительных действий, организации нового Интернационала, Интернационала Экологической Цивилизации.
Переход к этому укладу хозяйствования по своему значению сопоставим с неолитической революцией, с революцией печатного станка и с промышленной революцией, когда возникал принципиально новый, преобразующий жизнь человека, предмет труда. Этот переход является выходом из неклассового и неэкономического по своей природе противоречия между потребностью человека в самореализации и ограниченными возможностями производства товаров с учетом требования соблюдения экологического равновесия. В новом укладе главными предметами труда и общественного воспроизводства становятся условия экологического равновесия биосферы, условия жизни для всех биологически видов на планете Земля и сам человек, его качества. Указанные противоречия получают проекцию в классовых отношениях, в межэтнических и межрелигиозных отношениях, в политической и экономической борьбе разных стран.
Классовые противоречия не устраняются, но они перестают быть доминирующими. Тем более, что социальная психология, этология, этнология показывают, что даже при устранении под корень класса эксплуататоров всегда среди человечества будут рождаться люди, склонные к власти и эксплуатации над другими, как и люди, которые всегда готовы отказаться от свободы и быть эксплуатируемыми, лишь бы не брать ответственность за собственную судьбу. Увы, эти естественные свойства людей не могут быть устранимы воспитанием и образованием.
Человек, его природа и способности уже сегодня стали главным предметом труда в развитых странах капитализма.
Капитализм формирует человека-потребителя и космополита, утратившего свои этнические корни и связь с местообитанием, с экосистемой Родной Земли. Он формирует человека, который нужен ему для постоянного расширения товарного производства и свободного перемещения рабочей силы в целях наращивания прибыли. Капитализм, будучи ориентирован на получение максимума прибыли и максимума власти при наименьших усилиях, неизбежно ведет к изменению природы человека, к его принудительной киборгизации и дальнейшему расчеловечиванию. Дешевые роботы и системы искусственного интеллекта будут повсюду замещать людей. Этот процесс будет сопровождаться искусственным сокращением численности человечества до «золотого миллиарда», а затем и до «золотого миллиона». Такой ценой капитализм может отвести угрозу экологической катастрофы, но это будет уже антропологическая катастрофа.
Альтернатива – это предложения, система принципов управления, основанные на концепции устойчивого развития по П.Г.Кузнецову, формирующие новый мировой экологический порядок, переход от расширенного товарного воспроизводства к экологически избирательному воспроизводству, устанавливающему сочетание критериев экономической и экологической эффективности управления и производства, сочетание экологической и социальной справедливости, индивидуальной ответственности за состояние локальных территорий и планеты в целом.