Найти в Дзене
Телепрограмма

«Агния»: фильм о ледяной печнице, который уже называют российскими «Паразитами»

Разбираем фильм о противоречивой героине, моральном выборе и обманутых ожиданиях.

Кадр из фильма «Агния»
Кадр из фильма «Агния»

Сразу скажу, что от ученицы Юрия Арабова и Павла Лунгина ждешь чего-то эдакого, близкого к корням, к русскому фольклору. И в какой-то мере фильм «Агния» эти ожидания оправдывает, но совсем не так, как можно было предположить.

Главная героиня, Агния (ее играет Евгения Громова), словно сошла со страниц сказки – настоящая Снежная королева. Она как будто не чувствует ничего человеческого. Она – печник, и просит называть себя только так, словно отказывается от всего женского.

Вокруг нее то и дело бегает сосед Борис (Михаил Тройник), а ее сын Максим (Нил Бугаев) даже ломает ногу, чтобы привлечь внимание матери. Но Агния неприступна, она как будто живет в своем ледяном замке.

Вместе с сыном они ютятся в аварийном доме без отопления, а на проблемы властям наплевать. Агния, кстати, хоть и выходит с другими жильцами на пикеты, делает это без особого энтузиазма. Она живет по каким-то своим, никому не понятным принципам.

Кадр из фильма «Агния»
Кадр из фильма «Агния»

Но привычный ход ее жизни нарушается, когда будущий глава местной администрации, Борис (Сергей Гилев), просит ее выложить ему печь. И тут начинается самое интересное! В доме у этого политика свое странное царство: его жена Настя (Александра Виноградова) практикует странные медитации для «связи с космосом», а дочка Василиса (Александра Бабаскина) готовится подстрелить лося.

Агния задерживается на работе, и вскоре вместе с сыном она уже живет в доме Бориса. Ну, тут сразу на ум приходят «Паразиты», но если у Пон Джун-хо намерения бедной семьи были ясны с самого начала, то здесь режиссер как будто играет со зрителем, сначала показывая «отмороженных» жителей Севера, а потом предлагая погадать, кто из них останется в тепле.

Главная беда «Агнии» в том, что ее моральный компас явно сломан. Сначала героиня предстает этакой строптивой одиночкой, которая не желает идти на поводу у чинуши. Ее сопротивление как бы говорит, что лучше жить в холоде, но по совести.

Но потом, если верить синопсису, Агния влюбляется в Бориса, хотя на экране никаких признаков этого чувства нет. Сам же Борис похож на «голого короля», который создал себе образ влиятельного политика и главы семейства, но оба этих образа не работают. Его тяга к печнице вполне понятна, а вот поведение Агнии вызывает вопросы.

Кадр из фильма «Агния»
Кадр из фильма «Агния»

На протяжении всего фильма мы наблюдаем за продуманной игрой. Сначала она кладет печь, потом сближается с Василисой, а затем вызывает ревность у жены Бориса.

По идее, в конце она должна поставить всех на место, но Агния внезапно сближается с Борисом, и все заканчивается тем, что она радуется новой квартире без окон и верит в то, что материнский капитал покроет ремонт. Где же ее принципы? Выходит, что она отказалась от них в угоду традиционным ценностям и государственным субсидиям.

Режиссер вроде и подготовил все фигуры к шахматной партии, но почему-то не довел ее до конца. Противостояние двух семей выглядит вяло, потому что у всех свои цели.

В результате все выбирают смирение: Борис свыкается с жестокостью дочери, Настя – с чужой женщиной, Максим – с отстраненностью матери, а Агния – с тем, что в одиночку ей не справиться. В итоге, вера в русский дух как-то теряется, когда понимаешь, что его можно купить материнским капиталом.