Если кто-то вдруг пропустил первую и вторую части обзора картин российского художника Михаила Врубеля, он может начать изучать его биографию и искусство вот на этих страницах: первая часть обзора и вторая часть обзора.
21 картина. «Девочка на Фоне Персидского Ковра»
- Дата создания: 1886 год
- Размеры: 104,5 х 68,4 сантиметров
- Место нахождения: Киевская Картинная Галерея (Киев, Украина)
Перед зрителем предстаёт красочная и яркая картина. В самом центре полотна – юная девочка, на вид ей 12-13 лет. Девочка ярко выраженной восточной внешности, у неё смуглая кожа, тёмные глаза и чёрные густые длинные волосы. На героине яркое, цветастое атласное платье – оно перегружено и цветом, и формой, что свойственно по большей мере для цыганской национальной одежды. Вся картина наполнена достаточно мрачным светом – это связано с тем, что из-за нарушения техники высыхания краски на холсте со временем они потемнели и потускнели.
За спиной девочки висит большой и яркий персидский ковёр. Он вышит восточными узорами и цветами. Ковёр очень большой, он тяжёлыми складками ложится на пол, на котором и сидит юная героиня. Волосы девочки вьются, они не уложены в причёску, а легко и свободно падают на плечи ребёнка. У девочки тёмные густые брови и большие глаза с пышными ресницами. Лицо девочки выражает грусть и усталость.
На шее у ребёнка несколько тяжёлых нитей жемчуга, которые в несколько витков обвивают тонкую юную шею. Под тяжестью этих бусин, как кажется, шея вот-вот переломится. Руки дитя украшены дорогими большими перстнями и кольцами с натуральными камнями. Такие украшения несоизмеримы с возрастом девочки, она выглядит нарочито роскошно и совершенно нелепо. Её руки сложены так, что одна из них накрывает собой розу розового цвета – символ любви. Руки перекрещены на бёдрах, и вторая рука девочки держит кинжал, богато украшенный драгоценными и полудрагоценными камнями – неизбежный символ смерти. Сама же девочка – непререкаемый символ жизни, как чадо, для которого жизнь ещё только впереди, а также как и женщина, внутри которой когда-то зародится новая жизнь.
22 картина. «Принцесса Грёза»
- Дата создания: 1896 год
- Размеры: 750 х 1 400 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Михаил Врубель написал панно «Принцесса Грёза» в начале 1896 года, в создании работы ему помогали Константин Коровин и Василий Поленов. Сейчас эта крупномасштабная работа вывешена в Третьяковской Галерее. Её размеры впечатляют – ширина картины достигает четырнадцати метров, а высота составляет семь с половиной метров. Холст написан с помощью художественной пастели и угля. К сожалению, во время дебюта полотно не имело особенного признания, при жизни художника критика не обнаружили в ней оригинальности и душевной силы. Ценители искусства посчитали холст руки Врубеля излишне декоративным.
Работа поразила своей нетривиальностью и смелостью, что отнюдь не приветствовалось. Всё это произошло, несмотря на большую популярность творения среди обычной публики. Художник изображает на полотне сцену из произведения Эдмона Ростана, написанного в форме стихотворной драмы. История повествует зрителям о платонической любви между трубадуром Жоффруа Рюделем и принцессой Мелисандрой. Молодой человек слышал множество рассказов о несравненной красоте и великодушии царевны, что заставило его влюбиться в неё. Он отправляется в путь через моря, чтобы впервые встретиться с возлюбленной и открыть ей свои чувства. Но по дороге молодой человек заболевает неизлечимым недугом. Он всё-таки достигает её дворца и в момент их первой встречи умирает. Тогда принцесса принимает решений уйти в монахини.
Панно написано очень необычно. Среди оттенков можно обнаружить изобилие золотистого, серо-перламутрового и оливкового цветов. Все эти неясные полутона создают впечатление сказочности происходящего. Картина поражает своими масштабами и мистичностью. В центре мы наблюдаем фигуры плывущего на корабле юноши в красном, который протягивает руки к своей прекрасной принцессе, но этим двум чистым душам суждено соединиться только на короткий миг.
23 картина. «Розы и Орхидеи»
- Дата создания: 1894 год
- Диаметр: 135 сантиметров
- Место нахождения: Омский Областной Музей Изобразительных Искусств имени Михаила Александровича Врубеля (Омск, Россия)
Картины не были единственным увлечением Михаила Врубеля, он создавал великолепные скульптуры, витражи, монументальные панно. Принимая участи в оформлении интерьера, он пишет восхитительный триптих «Цветы» для росписи потолка в особняке семейства Дункер. Перед нами левая, круглая часть плафона, названная им «Розы и Орхидеи», хотя вместо орхидей живописец рисует лилии. На заднем плане картины предгрозовое бирюзово-синее небо, которое понемногу затягивают клубящиеся серебристо-серые облака. Благодаря этому фону кажется, что каждый цветок в букете сияет прохладным перламутровым светом. Неяркие, пастельные оттенки бледно-лиловых, светло-розовых, сливочно-кремовых роз гармонично перекликаются между собой. Тёмно-оливковые и сине-зелёные листья подчёркивают хрупкую прелесть цветов. Гордо возвышаются над ними великолепные белоснежные лилии, слегка дрожат в воздухе изящные тычинки. Цветы на полотне невероятно реальные, живые.
Солнечные лучи дробятся на тонких упругих лепестках, и мастер передаёт игру теней и света в своей любимой технике: чёткие грани, строгость и графичность линий. Художник накладывает мазки, словно составляя картину из драгоценных камней. И, конечно же, ещё одна тревожная нотка, присущая Врубелю – рядом с романтичными и нежными цветами в букете есть две тёмно-фиолетовые, почти чёрные розы. Прекрасные и совершенные, они напоминают нам о другой, печальной стороне жизни.
24 картина. «Демон и Ангел с Душой Тамары»
- Дата создания: 1891 год
- Размеры: 55,1 х 40 сантиметров
- Место нахождения: Музей Русского Искусства (Ереван, Армения)
С юных лет Михаил Врубель зачитывался произведениями своего тёзки – Михаила Лермонтова, и когда в 1891 году его пригласили принять участие в создании иллюстраций к юбилейному изданию произведений поэта, он с увлечением берётся за работу. И, конечно же, начинает с поэмы «Демон», ведь уже несколько лет пытается написать его образ. Перед нами одна из самых известных иллюстраций – спор за душу Тамары. В потоке призрачного, зеленовато-серого света, спокойно и величественно стоит ангел, расправленные крылья за спиной которого растворяются в этом неземном сиянии. К его груди, ища защиты, доверчиво прильнула девушка. На её красивом, печальном лице видны следы страданий и сомнений, тонкие хрупкие руки в отчаянной надежде крепко держатся за одежды посланника.
Склонив к ней голову, бережным, успокаивающим, но в тоже время уверенным жестом прижимает её к себе ангел. Отрешённое и прекрасное лицо его почти безмятежно, и только лёгкая грусть и сочувствие оживляют его. Воплощение высшей, божественной справедливости. У его ног сидит страдающий, побеждённый демон. В жесте отчаяния обхватил он голову сильными руками. Непокорные густые волосы спадают на мрачное лицо. Однако в его позе не чувствуется покорности. Да, он проиграл, но не смирился. Бунтарский, свободный и мятежный дух.
Они похожи между собой, эти божественные сущности, как две стороны одного целого: одно и то же неземное, возвышенное лицо, прямой тонкий нос, густая копна волос. Но если один наполнен величием, светом и любовью, то в другом чувствуется огромная мощь, внутреннее напряжение и неукротимость. Извечный выбор: власть над миром и одиночество или исполнение божественной воли и милосердие? Живописец пишет ангела с душой Тамары полупрозрачными, лёгкими, незаметными мазками, тающими в воздухе, выбрав холодные оттенки бледных синевато-зелёных и дымчато-серых цветов. Зато для образа демона он выбирает приглушённую серо-чёрную гамму, правда, чёрная краска здесь не даёт ощущения безнадёжности и неотвратимости. Иллюстрации Врубеля по праву считаются лучшими, передающими всю глубину чувств и замысла произведений Лермонтова.
25 картина. «Видение Пророка Иезикииля»
- Дата создания: 1905 год
- Размеры: 102 х 55 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Последние годы жизни Михаила Врубеля. Наступило небольшое улучшение после тяжёлой душевной болезни, и он вновь возвращается к образу Пророка, навеянному стихотворением Александра Пушкина. Почти ослепший, художник начинает писать эскиз к картине, посвящённой одному из видений пророка Иезикииля – явлению колесницы, запряжённой четырьмя крылатыми существами с четырьмя лицами: тельца, льва, орла и человека. Работа так и не была закончена, только первый слой нежной голубой краски был нанесён на набросок, да оранжевым цветом намечены языки пламени. Схематичными линиями задуманы фигуры ангелов, расправленные за спиной крылья. Только их головы и успел написать живописец.
Отблески огня лежат на суровых аскетичных лицах. Под чёрными бровями сверкают большие внимательные очи, в которых таится сострадание. Пристальный, испытующий взгляд посланников Бога, передающих его волю. Высоко поднятая рука держит сияющий меч. Неотвратимая судьба, полная испытаний и служению Господу, предстаёт перед Пророком. В самом низу рисунка живописец чёрными штрихами пишет потрясённое лицо Иезикииля, обращённое к ангелам, в широко раскрытых просветлённых глазах его светится вера. В профиле человека угадываются черты самого мастера. Рисунок завораживает, смотрит на нас множеством глаз, от него веет мощью, силой духа, но вместе с тем мы ощущаем внутреннее смятение и сомнение в правильности выбора.
26 картина. «После Концерта. Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель у Камина»
- Дата создания: 1905 год
- Размеры: 168,5 х 191,5 сантиметр
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Надежда Ивановна Забела-Врубель – любимая жена, великолепная русская певица и муза Михаила Врубеля. Это был счастливый брак, он обожал свою жену, создавал для неё эскизы одежды и сценических костюмов, декорации к спектаклям. А она всегда была с ним рядом, не оставив его даже в дни тяжёлой душевной болезни. Художник написал множество её портретов в разных образах. И только это, последнее изображение, так и осталось незаконченным. В высоком камине, украшенным резьбой, яркими жёлто-оранжевыми и красными огоньками горят угли. На кушетке, стоящей рядом с ним, удобно сидит певица, наслаждаясь теплом. Откинувшись назад и вытянув усталые ноги в изящных белых туфельках на каблучке, она опирается на высокую спинку правой рукой, согнутой в локте. Выступление закончено, и заметно, как утомлена женщина, отдыхающая в полной тишине.
Чуть повернув голову, она спокойно позирует художнику, мягкая улыбка притаилась на губах. Несколько прядок тёмно-каштановых волос выбилось из высокой пышной причёски. Тёмный цвет обивки кушетки подчёркивает тёплый золотистый цвет худощавого лица, красивую линию шеи. Но проглядывает сквозь усталость затаённая печаль, тщательно скрываемое волнение и тревога за любимого. Уверенными чёрными штрихами рисует живописец очертания концертного платья, придуманного им. Широкая юбка, украшенная оборкой, волнами спадает на пол. Однако сквозь тёмные линии проглядывают нежные коралловые оттенки нижнего наряда. Полупрозрачная ткань, похожая на мозаику, сложенную из кремово-белых кристаллов, придаёт верхнему платью воздушности и невесомости. Таинственно мерцает на груди женщины жемчужная брошь.
Неяркие, спокойные цвета, которыми Врубель пишет жену, говорят о теплоте чувств, настоящей любви и благодарности. Однако он болен, его душа разрывается, всё вокруг кажется мрачным и трагичным. Резкие, частые штрихи, которыми художник заполняет пространство вокруг фигуры Надежды Ивановны, местами очень хаотичные, проведённые с сильным нажимом, вносят в картину эмоциональное напряжение и отчаяние. Тёмные сине-зелёные, мрачные болотно-коричневые цвета наполняют полотно ощущением скорби. Зрение художника резко ухудшилось, он почти не различал цветов, поэтому и прекратил работу над картиной, так и оставив её недописанной.
Портрет оставляет двойственное впечатление – на нём смешались с одной стороны тихая нежность и трепетное восхищение, а с другой – обречённость, одиночество и смятение чувств. Талант Михаил Врубеля бесспорен, его произведения, неоднозначные, они полны загадок и очарования, творения живописца никого не оставляют равнодушным.
27 картина. «Восточная Сказка»
- Дата создания: 1886 год
- Размеры: 27 х 27 сантиметров
- Место нахождения: Киевская Картинная Галерея (Киев, Украина)
Михаил Врубель очень легко относился к своим эскизам и наброскам. Сия акварель была разорвана им после отказа Эмилии Праховой принять её в дар. Но через несколько дней, получив назад бережно склеенные и сохранённые кусочки, художник восстановил картину, благодаря чему мы и можем любоваться одной из его лучших ранних работ, написанных в Киеве.
На первый взгляд, это пёстрое мозаичное полотно, в котором трудно сразу что-то распознать. Но стоит чуть внимательнее вглядеться и становится видно, как из сумрака шатра и разноцветья красок выступают лица и фигуры. Всего несколько персонажей детально выписаны мастером: внимательно смотрит на юную наложницу грозный шах в белоснежной чалме, украшенной пером цапли. Подперев голову рукой, с любопытством наблюдает за ней визирь, сидящий рядом. Восхищение написано на лице музыканта, находящегося слева от неё. Но обжигает ревнивый и сердитый взгляд одной из красавиц гарема, обернувшейся к незнакомке.
Лунный свет голубым нежным сиянием окутывает прекрасную девушку, переливаясь на тяжёлых украшениях. Чуть склонённая голова, тоненькая, изящная фигурка в богатых одеждах полна спокойствия и внутреннего достоинства. Всё вокруг дышит роскошью – великолепный узорный персидский ковёр лежит на полу, многоцветные парчовые ткани свисают с потолка. Ярко пылает огонь в высоких чашах, освещая всё вокруг тёплым светом. Тёмный, почти чёрный цвет стен, растворяющихся в темноте, подчёркивает блеск драгоценных тканей и трепетную игру янтарных бликов на низком золотом столике. Неповторимая техника мастера – мелкие мазки, подходящие друг другу как кусочки мозаики, складываются в одно огромное панно, а чёткие линии, строгие границы каждого фрагмента, придают изображению объёма.
Насыщенные краски акварели создают иллюзию сказочных переливов драгоценных камней: бархатистые ярко-синие, сочные сумрачно-лиловые и фиолетовые, глубокие вишнёвые и густые бордовые оттенки гармонично сочетаются с живыми кремово-бежевыми, золотисто-жёлтыми, белоснежными и сине-зелёными цветами. Чудесная, очень лиричная работа, наполненная мощной, позитивной энергией, она восхищает богатством палитры и дарит нам ощущение радости.
28 картина. «Цветы в Синей Вазе»
- Дата создания: 1886 год
- Размеры: 16 х 24 сантиметра
- Место нахождения: Киевская Картинная Галерея (Киев, Украина)
Среди работ Михаила Врубеля есть очень точные и изысканные изображения цветов. Акварельными красками или карандашом художник создаёт не только рисунки, но и эскизы для росписи фарфора, узоры для вышивки, расписывает веера. При этом увлечённо и очень реально рисует как роскошные розы и орхидеи, так и простые гелиотропы, незабудки и полевые скромные цветы. Многие из таких этюдов сохранились благодаря его ученицам, передавшим работы творца в Музей Киева, в том числе и этот рисунок небольшого букета в вазе.
Гармоничное сочетание оттенков пушистых шапок гортензий: белоснежных, сияющих на свету, и густых сиреневых, меняющих свои оттенки от бледно-лиловых до глубоких фиолетовых, рождает нежное, романтичное настроение. Между ними видны ажурные веточки мелких, хрупких соцветий ландыша, которые придают букету лёгкость и изящность. Радости и энергии добавляют чудесные махровые цветки бегонии, похожие на маленькие розы, переливающиеся сочными алыми и красно-оранжевыми красками. Светлая, весенняя зелень листьев обрамляет букет снизу. Ещё одна яркая деталь на этюде – керамическая ваза с широкими ручками насыщенного тёмно-синего тона ночного неба.
Задний фон рисунка только намечен размытыми тёмно-коричневыми, почти чёрными, и серыми пятнами, подчёркивающими яркость и живость изображения. Небольшими, быстрыми мазками мастер накладывает краски: тончайшим, полупрозрачным слоем, стремясь подчеркнуть воздушность и трепетность цветка, или густыми, плотными слоями, передавая естественную красоту и природную окраску живых лепестков. Великолепно передана игра света и тени на рисунке, придающая изображению объёмность. Картина дарит ощущение лёгкой романтичности и одухотворённости, свежести весеннего утра, прохладного ветерка, она завораживает нас чарующей прелестью каждого своего лепестка.
29 картина. «Портрет Сына Художника»
- Дата создания: 1902 год
- Размеры: 53 х 69,7 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Врубель – художник со сложной судьбой. Жизнь его напоминает драму. Успешный молодой человек, во время обучения на юридическом факультете университета увлёкшийся богемным образом жизни, к счастью, нашёл в себе талант художника. Начинал он как иллюстратор книг, показав себя настоящим романтиком. Кратко отслужив в армии, в двадцать четыре года Михаил решает полностью изменить свою жизнь и поступает в Академию Художеств. Однако диплома художника так и не получает, хотя начинает неплохо зарабатывать, рисуя на заказ. Довольно небрежно относясь к работе, переживая сложные мучительные романы, Врубель, тем не менее, создаёт ряд гениальнейших работ и становится крайне популярным. Расписывая киевские церкви, художник параллельно рисует «Демона», который выходит у него более проникновенным и эмоциональным, чем стандартные религиозные работы для заказчиков. В дальнейшем этот образ будет преследовать творца, возникая на всё новых и новых полотнах.
Официальные жюри и академики не признавали творчество Врубеля, считая его «чудовищным»; тем не менее, у живописца всегда находились поклонники, и ему удавалось неплохо зарабатывать. Часто он пропивал все заработанные деньги. В сорок лет Михаил женился на юной актрисе и певице по имени Надежда Забела; предложение ей он сделал практически в первый день знакомства. Но даже в браке художник не проявил умений к обращению с деньгами, и часто существовал за счёт супруги.
Через несколько лет после свадьбы у пары родился сын Савва; это был внешне крепкий, здоровый, красивый мальчик, однако с дефектом – заячьей губой. В момент рождения сына и первых месяцев его жизни Врубель писал своего самого знаменитого «Демона»; однако сделал перерыв в работе, чтобы создать портрет полугодовалого Саввы. К этому моменту Надежда оставила артистическую деятельность, полностью посвятив себя сыну, и Михаил был вынужден в одиночку зарабатывать деньги. Он много работал и, в конце концов, впал в депрессию. Психическое состояние художника постоянно ухудшалось.
Нахмуренное личико мальчика на картине выглядит серьёзным и испуганным, даже скорбным; его огромные синие, недетские глаза полны глубокой печали. Ребёнок как будто предчувствует свою трагическую судьбу (мальчик умер в двухлетнем возрасте); также в его внешности и выражении лица прослеживается странное физиогномическое сходство с Демоном – главным на все времена персонажем творца. Светловолосый малыш изображён в коляске, плетёной из лозы, на заднем плане произведения – бледно-жёлтые и бледно-сиреневые цветы. Лицо мальчика оттеняют розоватые подушки из нежнейшей ткани. Несмотря на преимущественно светлые, нежные краски полотна, оно выглядит тревожным и даже трагичным. Очевидно, что собственную душевную тревогу и беспокойство художник перенёс на портретное изображение Саввы. В момент написания картины мастер был серьёзно болен, и до его первой госпитализации в психиатрическую клинику оставалось совсем немного времени.
30 картина. «Тамара и Демон»
- Дата создания: 1890-1891 годы
- Размеры: 95,5 х 64,3 сантиметра
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Вся композиция картины была создана при помощи только лишь чёрной акварели и белил на светло-коричневой бумаге. Декорации композиции – это расписанные ковры и кровать, а на самой картине изображена лежащая девушка с длинными чёрными волосами, заплетёнными в косы – Тамара, пытающаяся закрыть хрупкими руками своё лицо. На ней надето платье и закрывающий голову белый платок. В это время Демон, сидящий рядом, пытается заглянуть в её глаза. Волосы демона очень тёмные, длинные и волнистые, а черты лица очень строгие, особенно ярко выраженные глаза.
Используя только чёрную краску и белила, художник смог создать произведение, обладающее красочностью картины, написанной целой палитрой цветов. Она притягивает к себе внимание и заставляет рассматривать во всех подробностях каждую свою деталь. Картина обладает той самой законченностью, которая так часто заставляет восторгаться наблюдателя. По словам самого художника, люди часто не понимают сущности Демона, отождествляя его с уже знакомыми понятиями «дьявол» и «чёрт». Но в переводе «дьявол» означает «клеветник», а «чёрт» – «рогатый». А переводом для слова «демон» является «душа». Таким образом, демон – это олицетворение нескончаемой борьбы духа человека, который мучается множеством сомнений и бушующих страстей.
После этой работы и других иллюстраций к произведению Михаила Лермонтова художник некоторое время предпочитал не возвращаться к теме «Демона», но со временем сия тема стала для него основной. И впоследствии Врубель создал множество картин и эскизов с подобными сюжетами, которые поражают и завораживают. Взяв за основу уже известные идеи, он писал картины, отражая в них и свои взгляды, и добавляя в каждую нечто совершенно необыкновенное. Именно поэтому работы этого человека и считаются достоянием русской культуры.