Найти в Дзене

Вера Редлих и «Красный факел»

Оглавление

Вера Редлих 18 лет была главным режиссером новосибирского театра "Красный факел". Именно ей театр обязан своим становлением. Для "Красного факела" Редлих была тем же, кем был Ефремов для «Современника» или Любимов для Таганки. Несмотря на дворянское происхождение, она смогла уцелеть в годы сталинских репрессий. О ее непростом творческом пути, знакомстве и дружбе с семьей Марины Цветаевой читайте в этой статье.

Портрет Веры Редлих на втором этаже "Красного факела"
Портрет Веры Редлих на втором этаже "Красного факела"

Детство и знакомство с сестрами Цветаевыми

У Веры Павловны очень интересная родословная. По отцовской линии ее прабабкой была баронесса Варвара Юлия фон Крюденер, проповедница мистического христианства. В начале 19 века она произвела сильное впечатление на царя Александра Iи пользовалась его покровительством.

Баронесса фон Крюденер
Баронесса фон Крюденер

Вера Редлих родилась на Украине, в Харьковской губернии, в 1894 году, в интеллигентной дворянской семье. Отец ее был директором сахарного завода, принадлежащего семье Урусовых. Мать умерла, когда Вере исполнилось 4 года, а спустя 10 лет не стало отца.

Жизнь в большом уютном доме, окруженном роскошным садом в своих мемуарах она вспоминала так: «Беззаботное детство согревало всю мою дальнейшую жизнь, подчас трудную, подчас горькую».
-3

После смерти родителей они с младшей сестрой Лизой часто гостили в Феодосии в доме своего дяди, художника Эрнеста Редлиха. В этом же доме в 1913-1914 годах жила Марина Цветаева с мужем и маленькой дочерью. Здесь Вера познакомилась с ней, ее сестрой Анастасией, ее друзьями, среди которых ей особенно запомнился поэт Максимиллан Волошин и его мать.

Вера в юности
Вера в юности

Была знакома и с мужем Цветаевой, Сергеем Эфроном, по семейной легенде через нее он однажды передал игрушки для дочек, когда встретился с ней на вокзале во время первой мировой войны.

Та самая встреча на фото (журнал "Наше наследие")
Та самая встреча на фото (журнал "Наше наследие")

Обучение в МХТ и актерская карьера

После гимназии Вера уехала в Москву, на Высшие женские курсы, и там же испытала первое потрясение от театра – это был МХТ. В 1914 году Вера бросила курсы и поступила в частную Школу Драматического искусства, позже переименованную в во Вторую студию МХТ. Она не собиралась быть режиссером, хотела стать актрисой.

-6

Всю жизнь она дружила со знаменитой актрисой Аллой Тарасовой. Обучение было закончено в очень тяжелое время гражданской войны. В 1918 году она уехала в Томск – выхаживать больного брата Мишу, который служил врачом в Белой армии. 3 года она будет играть в спектаклях Студии Колабухова в Томске. А потом еще будут театры в Ярославле, Владивостоке, Костроме, Чите. Во Владивостоке Вера Павловна надолго окажется в гипсе – болезнь позвоночника исключит для нее актерство как профессию.

Переезд в Новосибирск

В Новосибирск она приедет вместе с мужем, актером Сергеем Бирюковым, в 1932 году. Когда будут набирать труппу «Красного факела», ей предложат работу режиссера. А в 1943-1960 годах в Красном факеле наступит «редлиховский» период, когда она займет должность главного режиссёра. Эти годы считаются расцветом театра. Я думаю, не случайно ее портрет висит на втором этаже здания.

Среди знаменитых постановок Веры Редлих – спектакли по русской классике «Анна Каренина», «Обрыв», «Чайка», «Три сестры», «Село Степанчиково». По советским произведениям – «Кремлёвские куранты», «Барабанщица», «Машенька», «Дни и ночи».

Именно она увидела и открыла легендарную краснофакельскую актрису Анну Покидченко, пригласила в театр актера Евгения Матвеева, который стал потом всесоюзной кинозвездой. Когда ему было негде жить, отдала под жилье свой рабочий кабинет. В воспоминаниях о Вере Павловне актеры часто подчеркивали ее хлебосольство, умение создавать праздник, интеллигентность и деликатность.

Уход из «Красного факела» и переезд в Минск

-7

В 1960 году она внезапно покинет и театр, и Новосибирск. Театроведы не говорят, из-за чего это произошло, во всяком случае явной причины не называют. Тогда она уже была профессором, преподаватела в студии при театре, получила звание Народной артистки РСФСР. Тем не менее, она переехала в Минск, и на сцене Минского русского драматического театра продолжала ставить спектакли по Горькому, Островскому, Достоевскому, Шекспиру. Преподавала и была очень любима своими студентами. Скончалась в 1992 году, в возрасте 97 лет, похоронена в Минске.

Я очень люблю «Красный факел», бываю там каждый сезон. Из последних постановок понравились «Бесы» и «Ромео и Джульетта». Если вам интересна история новосибирских театров, многие из которых располагаются в красивых исторических зданиях, дайте знать в комментариях.