Здравствуйте, дорогие зрители!
История - это не только военные походы, хотя их в жизни наших предков всегда было немало. История - это еще и торговля, ремесла и прочий повседневный быт. Поэтому давайте посмотрим на то, как и чем занимался древний Новгород в те промежутки, когда не нужно было держать оборону от очередных поползновений шведов или тевтонцев.
Читаю лекцию я, Очагова Евгения и напоминаю, что вы находитесь на канале «По России, танцуя»
Нам, собирателям этно-культурных особенностей, есть что вам рассказать.
Добро пожаловать!
Кустарные промыслы в Озерной области
В 1900г. вышел Том III издания «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», названный «Озерная область»
Озерной областью составители тома назвали четыре губернии – Петроградскую, Псковскую, Новгородскою и Олонецкую, поскольку на их территории были расположены десятки больших и малых озер, самыми крупными из которых были Ладожское, Онежское, Чудское, Ильмень, Псковское и Белое.
Климат здесь суровый, а почва - малоплодородна. Большая половина всей области покрыта лесами, болотами и озерами.
Обилие в области лесного материала дает возможность кустарям края развить деревообделочный промысел, а многочисленные реки и озера требуют постройки мелких судов. Кроме того, Озерная область богата минералами, их здесь насчитывают несколько десятков: 31 порода мрамора и камней, красивейший из существующих в мире известняк, гранит, гнейс, диабаз, порфир, огнеупорная глина, аспидный сланец, графит и прочее. Здесь залегают различные руды, открывая возможность развития мелкой кустарной железоделательной промышленности.
Казалось бы, что в крае существуют все условия для широкого развития кустарного промысла, но, к сожалению, хотя этот промысел и развит, хотя он и является значительным источником доходов жителей края, это развитие не достигло тех пределов, которые вполне были бы возможны.
Кустарные промыслы в Озерной области существуют издавна; насаждением их серьезно занимался и Петр I, несмотря на то, что он был, в сущности, принципиальным врагом мелкого кустарного труда и большим сторонником фабрики. Эти промыслы существуют и по сию пору и ждут своего возрождения.
Кустарные промыслы Озерной области легко могут быть разбиты на шесть групп:
1) промыслы по обработке металлов, по обработке дерева, обработка волокнистых, минеральных веществ, промыслы по обработке животных продуктов и, наконец, смешанные производства.
Громадное количество лесов и лесного материала ставят в Озерной области обработку дерева на первое место. Поэтому мы и видим, что здесь получил развитие кустарный дереводельный промысел и, в Новгородской губернии кустарей, занятых в промыслах по обработке дерева, насчитывается около 15 тыс. человек.
Кузнечное дело
Большую часть ремесленного населения составляли мастера, занимавшиеся обработкой черного металла. В их число входили как кузнецы- универсалы, так и узкоспециализированные мастера, К последним относились известные по письменным документам гвоздочники, ножовники, оружейники, щитники, секирники, укладники, производившие качественную сталь.
Были известны и торговцы железом. К сожалению, до середины XVII в. на основании письменных документов невозможно сделать заключение, торговал ли купец железом как сырьем, или же изделиями из него. Железо привозилось в Новгород в виде товарных криц - фрагментов сыродутного железа, имевших стандартные размеры, форму и вес. Как известно, крица является редкой находкой при археологических раскопках. За время многолетних раскопок Новгорода их найдено всего несколько единиц.
Лишь в 1976 г. на Дмитриевском раскопе в слоях начала XIV в. было обнаружено большое скопление криц. Всего здесь была найдена 31 крица. Все они имеют стандартную форму круглой лепешки диаметром около 13 см и толщиной 5 см.
Гвозди
Когда приходится говорить о кустарном промысле по обработке металлов в Озерной области, то невольно ставишь на первое место гвоздильное производство. Главным центром гвоздильного производства в крае слывет с полным основанием так называемый Уломский район, находящийся в Новгородской губернии.
Уломские гвозди стали известными повсеместно еще в XV столетии, т. е. в московский период нашей истории, при царе Иване III. С уломскими гвоздями соперничать было трудно, ибо они были превосходны по своим качествам и были дешевы. Поэтому их вывозили во все места страны. В 70-х годах прошлого столетия в Уломском округе выковали только одних гвоздей до 600 тыс. пудов, на сумму в 3 млн руб. Но как только на рынке стал появляться машинный гвоздь, уломский промысел стал падать и в настоящее время уже не занимает того экономического положения, что прежде.
Кроме гвоздей, новгородские кузнецы, как уже сказано, изготовляют топоры, ухваты, подковы, сковороды, серпы, косы и вилы; но все перечисленные предметы идут только на местные базары и за пределы губернии не выходят.
Колокольчики
Нужно еще упомянуть о выработке «валдайских» колокольчиков и колоколов, ставших известными по всей России. В Новгородской губ., в Валдайском уезде, исстари стали вырабатываться колокольчики и колокола, и во времена отсутствия железных дорог, когда тройки лихо летали по всем направлениям нашей страны, «колокольчик - дар Валдая», подавал свои звуки и на севере, и на юге, и в пределах необъятной Сибири, и в степях Новороссии.
Древодельные промыслы
Древодельные промыслы можно разбить на четыре главные группы:
экипажно-колесный, бондарно-щепной, столярно-плотничий и токарно-резной.
На долю экипажно-колесного промысла выпала первая роль, ведь он занимает преобладающее место, в особенности в Новгородской губернии. Наши русские кустарные изделия обыкновенно не блещут изяществом и красотой отделки, но экипажи кустарей Каргопольского уезда могут удовлетворить даже покупателя со строгими требованиями. Особой тщательностью и даже изяществом работы отличаются небольшие сани «для легкой езды», доходящие ценою до 25 руб. штука и дороже. Названным промыслом занимаются кустари Новгородской губернии, главным образом в Валдайском, Боровицком и Череповецком уездах.
Суда
Из истории нашей страны мы видим, что Озерная область в общем ходе русской истории имела особое значение, обусловленное прежде всего обильными и удобными своими водными путями. Границы речной системы Ильменя определили естественные границы Новгородской земли, а многоразличные связи этой речной системы с соседними бассейнами Северной Двины, Днепра, Волги, Западной Двины и Нарвы могут объяснить немало великих событий, пережитых Озерной областью в ее исторической жизни.
В былое время, да и еще не так давно, деревянные суда главенствовали на наших реках и морях и постройка их составляла крупную отрасль народного хозяйства. Часть этих судов строилась на крупных верфях, но рядом с этим постройку судов производили и отдельные промышленники, нанимая рабочих и артели кустарей, изготовлявших мелкие суда морского и речного плавания.
Токарный промысел
Как известно, Петр I был искусным токарем и любил в часы досуга стоять за станком. Ему подражали; это вызывало спрос, и здесь развился токарный промысел.
В Новгородской губернии токарное производство сосредоточено в Кирилловском уезде. Там оно сильно развилось, и хотя местные мастера не обладали большим искусством, но то, что они вырабатывали (чашки, блюда и вообще всякую деревянную посуду), шло ходко, впрочем, по весьма низкой цене.
В этом же уезде развит довольно значительно и ложкарный промысел, и, говоря вообще, производство деревянных ложек и до сих пор не упало в Новгородской губернии, но ему приходится тягаться с таким сильным конкурентом, как Нижегородская губерния.
Гончарный промысел
В Новгородской губернии гончарно-кустарный промысел развит в Череповецком уезде, особенно в деревнях Новотрюмове, Гарке, Острове, затем в Княжьем Селе Боровицкого уезда и в Тихвинском уезде на реке Явосьме и на реке Ояти. В первом районе, т. е. на реке Явосьме, этот промысел существует с давних времен, и кустари привыкли к допотопным дедовским приемам обработки глины. Так, например, посуда обжигается в тех же печах, в которых варится и пища.
Гончарство в Сольцах
Небольшой городок Сольцы известен с XIV века. Он расположен близко к Новгороду и всегда был одним из новгородских посадов. В нём занимались выращиванием льна, а также гончарством, кустарным образом изготавливали кирпичи.
Как говорится «где глина — там и игрушка», и в Сольцах в былые времена делали игрушку в больших количествах и продавали на ярмарках по округе. Говорят, что гончарство известно в Сольцах с XVI века, а игрушки делали в XIX-XX, но потом о них на несколько десятилетий забыли.
Более подробно об этих игрушках расскажет Очагова Анастасия в лекции «Художественные промыслы Новгородской области» .
Машинно-вязальный промысел
Широко распространенный в Новгородской губернии машинно-вязальный промысел возник, как говорят, благодаря одному из местных жителей, который, вернувшись с заработков из Москвы, привез с собою две вязальные машины и завел в своей избе производство чулок. Примеру его последовали и другие, и машинно-вязальный промысел начал быстро распространяться.
Рыболовство
Новгородская губерния по числу озёр, рек и по количеству приозерного населения, занимающегося рыболовством, была на севере одной из первых. Особенным богатством озерных вод отличались уезды: Кирилловский, Белозерский, Новгородский, Старорусский, Валдайский и Боровичский;
Для зимнего лова неводами ловцы на всех озёрах объединялись в артели. Необходимость в производственном объединении вытекала из характера самого промысла. Ловля осуществлялась большими неводами и требовалась физическая сила многих людей. Необходимое для ловли оборудование, снаряжение было дорогостоящим. Его не мог приобрести один человек, поэтому лов производился на паях. На Белом озере организация артелей - «тагаса» на протяжении многих лет сохранялась в неприкосновенном виде, где каждый участник ставил в невод свою долю снасти и при дележе добычи, получал пай, как за снасть, так и за личный труд. Вольные артели были редким исключением. Причиной тому было нищенское положение крестьян и сравнительная дороговизна снастей, покупаемых через посредников.
Главное орудие лова - большой невод, который на Ильмене назывался «одинком», на Белом озере - «тагасом».
Итак, подлёдный неводный лов на Ильмене и Белом озере имел ряд общих черт, например, артельный лов с беспрекословным подчинением ловцов руководителю артели - ватаману, с обязательным распределением среди членов артели трудовых обязанностей. Ильменские и белозерские артели различались количественным составом и названиями специалистов-ловцов. Белозеры, вынужденные ловить кучно на узком пространстве отмежеванного участка, экономили место и делали свои тони вдвое меньше ильменских. В тагасе было большее количество рабочих рук, т. к. здесь не применяли для тяги вороты. На Белом озере применять их было неудобно из-за валунов и каменистых гряд. Тратя больше физической силы, белозерские ловцы выигрывали в «месте и скорости». Наблюдались небольшие отличия в технологическом процессе. Так, в 1903 году белозерские ловцы, возвращаясь из Санкт-Петербурга, с рыбопромышленной выставки, побывали на озере Ильмень. Они заметили, что здесь тони также шестиугольные, как и на Белом озере. Но ильменские ловцы, верёвки брали прямо руками, одетыми
в кожаные рукавицы и, положив их на плечи, подтягивали за них невод к проруби, а чтобы не испачкаться илом, под них подкладывали соломенные жгуты. На Белом озере ловцы не касались руками самой снасти, и верёвки - «ужища», и крылья тагаса вытягивали с помощью лямок.
Орудия труда разных мест отличались внешним видом, но имели в основе своей одинаковые конструкцию и предназначение. Например, на Белом озере для вылавливания льда в прорубях использовалась специальная деревянная лопата, на Ильмене - «сливало», которое имело форму лопаты, но с сетчатой лопастью.
Как же работали рыболовные артели?
В артели был старший, который был старше по годам и толковее. Сначала в деревню приезжал он за разрешением на ловлю, которое получал у старшего деревни. Старший редко запрещал лов, только в тех случаях, когда уже был заключён договор с другой артелью. Договариваясь об оплате за ловлю, старший артели спрашивал: «Из какого снопа им ловить?». Ему могли назначить: из третьего, второго или четвёртого. Это означало, что выловленную рыбу делили на указанные части. Один «сноп» отдавали в уплату за озеро, другие забирали себе рыбаки. Сноп платили тому «бережанину», которому принадлежала вода, т.е владельцу береговой земли. Старший обходил хозяев и договаривался об оплате. Бережанин мог взять любой сноп на выбор. Делил рыбу старший артели. С чьей земли первыми начинали ловить, тому первому и платили.
Сетевязание
На развитие занятий, ремёсел и промыслов населения в значительной степени влияют есте- ственно-природные и географические условия. В Новгородской губернии обилие рек и озёр способствовало развитию рыболовства, а оно, в свою очередь, изготовлению орудий рыбного промысла, сетевязанию. Новгородские рыболовы нуждались в значительном количестве сетных материалов.
В исследовательских работах Кустарного комитета Министерства земледелия и государственных имуществ Новгородская губерния неоднократно называлась в числе крупных центров «сетковязального производства» наряду с такими губерниями, как Нижегородская, Тверская и Петербургская".
Занимающихся вязанием сетей называли вязальщиками, сетовязами, ситовязами, реже – сетовязальщиками. Их работа носила сезонный характер: приступали к вязке сразу
же после окончания полевых работ (примерно с Покрова), работали всю зиму до начала весенних работ. В Поозерье сетевязанием на заказ и свободную продажу занимались, в основном, крестьяне-бедняки, которым трудно было «справить в неводе свою часть». Вязка сетей давала возможность многим беднякам просуществовать до нового урожая. Из-за нужды, сетки часто сдавались за бесценок богачам и скупщикам. Сетовязы могли продать свои сетки по полной цене только перед самым ловом, когда приходили к ним за сетками сами ловцы. Сетевязание получило распространение среди жителей малоземельных деревень, которые находились в отдалении от озера. В полевых материалах упоминаются деревни: Георгий, Горные Морины, Еруново, Спас, Лукиньщина, Бабки и другие.
В вязальном семейном производстве существовало разделение труда, например, женщины пряли, а мужчины вязали или мать вязала, а бабушка пряла, дочери пряли- отец вязал. В отдельных семьях сетевязанием занимался только один член семьи, чаще всего дед или отец;
Стоимость сетей колебалась в широких пределах, повышалась к началу зимнего и летнего сезонов и понижалась к их окончанию, бывала минимальной, в силу сокращения спроса и возрастания предложения. Этим умело пользовались скупщики, так, некий Сохин скупал сети, завешивал целый амбар, а осенью ватаманы раскупали их - «очищали». Дороговизна сетных орудий заставляла ловцов бережно обращаться с ними, беречь, долго не держать в воде. Так, льняные вставные сети стояли в воде две недели, потом их меняли, сушили, чинили, используя те же приспособления, что и для вязания. В артели каждый ловец ремонтировал определённую часть невода, разрезанного предварительно по швам на куски, зимой высушивал их в бане с использованием берёзовых дров, в другое время года для сушки развешивал на улице на кольях - сошках.
ШЕРСТОБИТНО-ВАЛЯЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ В НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XI В. - ПЕРВОЙ ТРЕТИ Х в.
Ремесла и промыслы являлись одной из важных сторон жизни крестьян. Систематическое
и целенаправленное изучение народных ремёсел началось с 1872 года, когда при Министерстве финансов была создана особая комиссия для исследования кустарных промыслов. В дальнейшем эта деятельность перешла в ведение земских учреждений. Наиболее подробное описание народных промыслов Новгородской губернии было дано в материалах губернского земского собрания сессии 1894 года. Земские исследователи насчитали 41 вид промыслов. Среди них определённое место занимало шерстобитное и валяльное производство.
В Новгородской губернии «битьё» шерсти и валяние изделий из шерсти существовало в форме домашнего производства, ремесла, кустарного промысла. В некоторых деревнях этим промыслом занимались целыми семьями издавна, как говорили, от «дедов». Вдругих деревнях промысел возник в более позднее время.
Занимались валянием: войлока (село Тыново, Череповецкий уезд.), различных ВИДОВ ШЛЯП, ПОДХОМУТНИКОВ (Череповецкий уезд).
Валяли обувь: низкие калоши, женские полусапожки, сапоги (валенки) для взрослых и детей . Валяную шерстяную обувь в Новгородской губернии называли: «валежками».
Валенки считались дорогой обувью, их берегли, обували в праздники, в церковь, после бани. Молодежь ходила в них на посиделки. На валенки надевали калоши. Многие крестьяне не могли себе позволить иметь валенки, они зимой ходили в лаптях с шерстяными онучами.
Изготовлением валяной обуви занимались в общей сложности от двух до пяти месяцев в году, примерно, с сентября до февраля.
В Новгородской губернии шерстобитно-валяльный промысел был не только местным, но
и отхожим. Часть мастеров оставалась работать на местах, другие же осенью или в начале зимы, то время, когда у крестьян появлялась потребность в тёплой обуви, уходили на заработки. Иногда один и тот же кустарь мог часть сезона работать дома, а часть - на стороне.
Часто артель, заключала устный договор с главными шерстобитами. Существовала также система подрядов. Крестьянин-заказчик договаривался с подрядчиком, который брал на себя ответственность за работу и нанимал от своего лица работников. При подряде обговаривался срок выполнения работы. Шерстобиты в свою очередь давали обещание выполнить работу в срок.
Большие валенки, изготовленные мастерами из шерсти заказчика, стоили в Череповецком уезде в 1899 году 80 - 90 копеек, средние - 50, маленькие - 30 копеек.
Технологический процесс производства валяной обуви состоял из нескольких этапов: приготовление шерсти, собственно валяние или валка, в том числе, валка с использованием жидкости (её называли также мокрая валка или «стирка»), затем сушка и отделка, которая включала тёрку пемзой —для гладкой обуви и драчку - для лохматой, с ворсом; покраску либо отбеливание. За этими названиями стоят тяжелые монотонные работы в очень быстром темпе. Обозначенные операции выполнялись последовательно и полностью мастерами-одиночками.
Ранней весной или осенью в некоторых населённых пунктах Новгородской губернии население занималось выделкой - «катанием» войлока и изготовлением сукна. «Взбитая», очищенная шерсть укладывалась ровным слоем на решётки, на которых она укатывалась в войлок.
Решётка устанавливалась над выдолбленным из целого дерева корытом, наполненным водой. Во время катания, шерсть мочили водой с мылом. Катали руками, равномерно вынимая слой шерсти до тех пор, пока он не превращался в плотный, прочный войлок.
Для изготовления сукна ткали полотно с основой из льняных нитей (использовали «пачесы» и «изгребы»), с утком из шерстяных ниток. Такую ткань в некоторых районах называли поперечина (Пестовский р-н, 1969 г., Окуловский р-н, 1990 г.). Ткань обливали горячей водой и топтали нога-ми, «тискали» руками. К этому занятию привлекали и детей.
Из сукна шили верхнюю одежду: армяки (Окуловский р-н, 1990 г.), «ермяки» (Крестецкий р-н, 1994 г.), «опошни» (Пестовский р-н, 1969 г.), пиджаки, женские кафтаны (Окуловский р-н, 1990 г.), пальтушки (Холмский р-н, 1991 г), а также мужские порты, изготавливали портянки - «суконки».
Катание шляп.
Описать промысел шляпников помогут материалы по Череповецкому уезду. Так в Яргомже «до 200 рук или более с самой осени усердно работают, то над разбивкой шерсти, то над валянием и окрашиванием шляп. Тут вся семья крестьянина занята, не исключая и детей от пятилетнего возраста». По преимуществу крестьяне катали низкие мужские шляпы. Но были и хорошие мастера, которые на заказ могли скатать из поярковой шерсти «поповские и лоцманские» высокие шляпы, а также круглые, имеющие широкие поля. Хозяин, закупив несколько пудов кислой шерсти у овчинника, прежде всего, разбивал её так, чтобы она была пригодна к катанию на шерстобойном инструменте. Потом выкладывал шерсть в виде колпака на огромные тряпки, наматывал трубочкой на палку и заставлял всех своих детей катать этот свёрток на столе или верстаке. Иногда для этой цели нанимали работников. Он или сам хозяин, «стирали» - доводили шерсть до состояния твёрдого войлока. Хозяйка между тем готовые колпаки обваривала, опаливала их над огнём и окрашивала. Для приготовления краски почти у каждого шляпника была устроена особая печь с «вмазанным» котлом, в котором окрашивались шляпы. Краска была не прочной. В её состав обычно входили ольховая или ивовая кора, железняк добываемый у кузнецов после точения топоров, серпов и прочего, и в небольших количествах дёготь. Окрашенные колпаки натягивали на точёные болванки, где они принимали вид настоящей шляпы. Шляпы сбывались на рынках самими крестьянами или скупались предпринимателями.
Кожевничество
В 1997-2004 гг. Новгородская областная экспедиция ИИМК РАН (руководитель - член-корреспондент РАН, профессор Е.Н. Носов) проводила раскопки на северном берегу Сиверсова канала в мысовой части поселения, примыкающей к валу Рюрикова городища.
Показательно, что даже самые тонкие кожи, использованные для изготовления верха обуви, и подошвы мягких туфель, а также обрезки от раскроя в большинстве своем частично или полностью расслоены. Это произошло оттого, что танниды, содержащиеся в дубильном настое, не проникли во внутренние слои кожи. Многие предметы имеют черный цвет. Для кожи разной толщины можно предполагать, что черный цвет является показателем длительности выдержки кожи в настое из железных опилок. При таком процессе кожа насыщается молекулами химически неактивной перекиси железа, имеющей черный цвет.
Надо полагать, что таким образом кожевники пытались создать более прочные связи коллагенов кожи между собой и улучшить качество дубления. Связующим элементом были молекулы перекиси железа. Они же уплотняли слои кожи и придавали ей большую жесткость.
Женские промыслы и ремесла
Крестьянки трудились во многих промыслах, распространенных в северо-западных губерниях России. Только в гвоздарном, слесарном, экипажном, шерстобойном, скорняжном, судостроительном и токарном промыслах крестьянки, как правило, не участвовали. В специфически женских промыслах — ткацком, строчно-вышивальном, косыночном, кружевном и чулочном — они доминировали. Привлекались женщины и к работе в отдельных промыслах, традиционно считавшихся мужскими. Они участвовали в лесозаготовках, складывая из напиленных дров поленницы, помогали мужчинам на плитных ломках, нагружая тачки землей. Значительное участие принимали крестьянки в сетевязальном, корзиночном, гончарном, спичечном и овчинном промыслах.
Крестнцкая строчка
Крестецкая строчка – народный художественный промысел, уникальный вид русской сквозной вышивки. Крестецкая строчка признана культурным наследием России, является одним из символов ее народной культуры, наряду с гжельской керамикой и хохломской росписью.
Крестецкую строчку часто называют «вышивкой белой по белому» – это когда сетчатая льняная ткань заполняется фигурными узорами из тонкой белой нити. В отличие от вышивки глухими швами по цельной ткани, для создания строчевых швов из домотканого полотна выдергивали по счету продольные и поперечные нити, превращая его в прочную ажурную сетку, а затем оставшиеся нити перевивали иглой, создавая разнообразные узоры. Крестецкой строчкой украшали постельное белье, скатерти, салфетки, полотенца, занавески, предметы одежды.
Строчевую вышивку «на ломаной игле» (вполовину обычной) издавна знали в новгородских селениях Валдайского, Крестецкого, Окуловского, Боровичского районов. Вышивкой в Новгородской губернии занимались целыми семьями – не были исключением мужчины и дети.
Необычный орнамент, не имеющий аналога в других традиционных центрах русской народной вышивки, начал формироваться в Крестецком уезде Новгородской губернии в конце XVIII - начале XIX веков. Становление строчевого художественного промысла относят к 1860-м годам: именно тогда местные крестьянки стали наносить особенные узоры на домотканое льняное полотно – полевые цветы, пышные розы, лозы винограда, ветки шиповника. Особенное распространение получила строчка в селе Старое Рахино близ Крестец, которое считается родиной этого уникального старинного промысла – именно здесь «белая вышивка» получила промысловое значение. Проходящая через Старое Рахино столбовая Екатерининская дорога, оживленный почтовый тракт, открывала широкие возможности для торговли строчевыми изделиями. Недорогие и изящные, они пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах.
В начале XX века Новгородское земство предприняло попытки объединить вышивальщиц в артели, создать мастерские и школы. Кустарный склад, организованный в 1905 г., раздавал сырье и закупал готовые изделия для последующей их продажи в столице и других городах России.
В 1907 г. в Старом Рахине было организовано потребительское общество «Артель», а в 1913 г. – Крестецкое кустарное сельскохозяйственное товарищество.
После революции, в 1929 году, в Крестцах создается кооперативное товарищество «Художественная строчка», объединившее кустарей для коллективного труда
С началом Великой Отечественной войны строчевые мастерские были закрыты: мужчины ушли на фронт, женщины были заняты на работах для нужд обороны. Когда линия фронта подступила к Крестцам, руководитель товарищества Петр Иванович Архиреев вывез наиболее ценные образцы старинной крестецкой строчки за пределы области, а 286 изделий были переданы им лично на хранение в запасники Свердловской картинной галереи.
Кружево
В Новгородской губернии уже исстари развился кустарный способ плетения кружев. Начало этого промысла уходит в глубокую древность, судя по сохранившимся историческим памятникам. От той отдаленной эпохи остались богатые одежды, вышитые золотом, жемчугом, покровы, и т. д., обшитые шелковыми или нитяными кружевами прекраснейшей работы. Развитию плетения кружев способствовали также замкнутый строй жизни и натуральное хозяйство наших прабабок, учивших сенных деву-шек искусству плетения и вышивания. Как известно нам, и сами боярыни и боярышни большую часть своего времени проводили за разными рукоделиями и, в частности, за плетением кружев. С уничтожением крепостного права распались крепостные дворовые мастерские, и кружевницы разошлись в разные стороны, причем многие из них продолжали плести кружева на продажу или по заказу и охотно брали в выучку желающих научиться этому мастерству.
Особенно кружевной промысел развился в уездном городишке Новгородской губернии, Белозерске, а затем распространился по уезду и дальше. Белозерск находится почти на одной широте с Петроградом, но лежит значительно восточнее его и имеет очень суровый климат. Окрестности города покрыты болотами и мелким лесом и кое-где осушены для сенокосов и посевов хлеба. Селения разбросаны; окруженные густым лесом, отстоят друг от друга верст на 20-30.
Находясь в таких тяжких хозяйственных условиях жизни, жители Белозерска сильно нуждались в заработке, так как рыбная ловля, судоходство, сплав леса и хлебопашество давали немного. Вот тут-то и возник кустарный кружевной промысел, и беднейшая часть населения стала заниматься плетением кружев.
«Плели и старые и малые. Девочки начинали учиться с 7-8 лет, и очень охотно садились за подушки». До 1880 г. главный центр производства кружев - был город, в котором насчитывалось более 300 кружевниц.
Понейшее отсутствие каких- либо данных относительно времени основания кружевного промысла в слободе Кукарке, заставило нас обратиться к устным источникам. К воспоминаниям местных старожилов.
Самой бойкой рассказчицей и, по - видимому, самой сведущей оказалась старушка 62 леть Мария Яманова, Она
передавала, что бабушка и мать ее были лихими мастерицами-плетеями. Мать ее родилась в 1801 г., следовательно бабушка ее принадлежала еще к XVIII столетию. Она рассказывала:
-Вот, бывало, плели кружево кубовое, Плелось оно без станков. Прямо наколол этак на бубень (подушку) булавок в рядок и плетут себе. Такие кружева раскупались мордвой, и шли для украшения их нарядов".
В былое время кружевные изделия обыкновенно готовились для личного употребления. Все женщины и девушки сами ткали
холсты и украшали кружевами свои полотенца и простыни. К
тому же, согласно местным обычаям, не мало всяких рукоделий требовалось для подарков, при обрядах венчания.
Далее мы нашли некоторые указания в периодической печати за 1863 г. В них упоминалось о наградах, полученных» крестьянками Кукарскаго и Ильинского приказов за выставленные ими кружева на Вятской сельскохозяйственной выставке.
В 1892 году Земство открыло вы слободе Кукарке „Агенство для продажи специального материала плетеям. Земство таким образом решило понизить цены ниток, употреблявшихся в большом колличестве местными кружевницами, и улучшить технику производства, тем самым
поднять заработок мастериц. Работая в этом направлении, „Агенство" убедилось в необходимости учреждения в слободе Кукарке школы кружевниц для правильного воздействия на кружевной промысел.
Вот краткую картину кустарных промыслов Новгородской губернии мы сформировали в нашей лекции, а ссылки на источник , научные статьи и специальную литературу мы прикрепили в описании к видео.
Вся информация сформирована с помощью Министерства Культуры Новгородской области, которое активно сотрудничает с нашим проектом. Напоминаю Вам, что вы находитесь на канале «По России, танцуя», благодарим, что досмотрели это видео до конца.
С Вами была Очагова Евгения, Я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и рассказываю вам об особенностях культуры Новгородской области.
И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации.