Найти в Дзене
«По России, танцуя»

Новгородские кустарные промыслы и ремесла

Здравствуйте, дорогие зрители! История - это не только военные походы, хотя их в жизни наших предков всегда было немало. История - это еще и торговля, ремесла и прочий повседневный быт. Поэтому давайте посмотрим на то, как и чем занимался древний Новгород в те промежутки, когда не нужно было держать оборону от очередных поползновений шведов или тевтонцев. Читаю лекцию я, Очагова Евгения и напоминаю, что вы находитесь на канале «По России, танцуя» Нам, собирателям этно-культурных особенностей, есть что вам рассказать.  Добро пожаловать! Кустарные промыслы в Озерной области В 1900г. вышел Том III издания «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», названный «Озерная область» Озерной областью составители тома назвали четыре губернии – Петроградскую, Псковскую, Новгородскою и Олонецкую, поскольку на их территории были расположены десятки больших и малых озер, самыми крупными из которых были Ладожское, Онежское, Чудское, Ильмень, Псковское и Белое.  Климат здесь суровый, а

Здравствуйте, дорогие зрители!

История - это не только военные походы, хотя их в жизни наших предков всегда было немало. История - это еще и торговля, ремесла и прочий повседневный быт. Поэтому давайте посмотрим на то, как и чем занимался древний Новгород в те промежутки, когда не нужно было держать оборону от очередных поползновений шведов или тевтонцев.

Читаю лекцию я, Очагова Евгения и напоминаю, что вы находитесь на канале «По России, танцуя»

Нам, собирателям этно-культурных особенностей, есть что вам рассказать. 

Добро пожаловать!

Кустарные промыслы в Озерной области

В 1900г. вышел Том III издания «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», названный «Озерная область»

Озерной областью составители тома назвали четыре губернии – Петроградскую, Псковскую, Новгородскою и Олонецкую, поскольку на их территории были расположены десятки больших и малых озер, самыми крупными из которых были Ладожское, Онежское, Чудское, Ильмень, Псковское и Белое.

 Климат здесь суровый, а почва - малоплодородна. Большая половина всей области покрыта лесами, болотами и озерами.

Обилие в области лесного материала дает возможность кустарям края развить деревообделочный промысел, а многочисленные реки и озера требуют постройки мелких судов. Кроме того, Озерная область богата минералами, их здесь насчитывают несколько десятков: 31 порода мрамора и камней, красивейший из существующих в мире известняк, гранит, гнейс, диабаз, порфир, огнеупорная глина, аспидный сланец, графит и прочее. Здесь залегают различные руды, открывая возможность развития мелкой кустарной железоделательной промышленности.

Казалось бы, что в крае существуют все условия для широкого развития кустарного промысла, но, к сожалению, хотя этот промысел и развит, хотя он и является значительным источником доходов жителей края, это развитие не достигло тех пределов, которые вполне были бы возможны.

Кустарные промыслы в Озерной области существуют издавна; насаждением их серьезно занимался и Петр I, несмотря на то, что он был, в сущности, принципиальным врагом мелкого кустарного труда и большим сторонником фабрики. Эти промыслы существуют и по сию пору и ждут своего возрождения.

Кустарные промыслы Озерной области легко могут быть разбиты на шесть групп:

1) промыслы по обработке металлов, по обработке дерева, обработка волокнистых, минеральных веществ, промыслы по обработке животных продуктов и, наконец, смешанные производства.

Громадное количество лесов и лесного материала ставят в Озерной области обработку дерева на первое место. Поэтому мы и видим, что здесь получил развитие кустарный дереводельный промысел и, в Новгородской губернии кустарей, занятых в промыслах по обработке дерева, насчитывается около 15 тыс. человек.

Кузнечное дело

-2

Большую часть ремесленного населения составляли мастера, занимавшиеся обработкой черного металла. В их число входили как кузнецы- универсалы, так и узкоспециализированные мастера, К последним относились известные по письменным документам гвоздочники, ножовники, оружейники, щитники, секирники, укладники, производившие качественную сталь. 

Были известны и торговцы железом. К сожалению, до середины XVII в. на основании письменных документов невозможно сделать заключение, торговал ли купец железом как сырьем, или же изделиями из него. Железо привозилось в Новгород в виде товарных криц - фрагментов сыродутного железа, имевших стандартные размеры, форму и вес. Как известно, крица является редкой находкой при археологических раскопках. За время многолетних раскопок Новгорода их найдено всего несколько единиц.

-3

Лишь в 1976 г. на Дмитриевском раскопе в слоях начала XIV в. было обнаружено большое скопление криц. Всего здесь была найдена 31 крица. Все они имеют стандартную форму круглой лепешки диаметром около 13 см и толщиной 5 см. 

Гвозди

Когда приходится говорить о кустарном промысле по обработке металлов в Озерной области, то невольно ставишь на первое место гвоздильное производство. Главным центром гвоздильного производства в крае слывет с полным основанием так называемый Уломский район, находящийся в Новгородской губернии.

-4

Уломские гвозди стали известными повсеместно еще в XV столетии, т. е. в московский период нашей истории, при царе Иване III. С уломскими гвоздями соперничать было трудно, ибо они были превосходны по своим качествам и были дешевы. Поэтому их вывозили во все места страны. В 70-х годах прошлого столетия в Уломском округе выковали только одних гвоздей до 600 тыс. пудов, на сумму в 3 млн руб. Но как только на рынке стал появляться машинный гвоздь, уломский промысел стал падать и в настоящее время уже не занимает того экономического положения, что прежде.

-5

Кроме гвоздей, новгородские кузнецы, как уже сказано, изготовляют топоры, ухваты, подковы, сковороды, серпы, косы и вилы; но все перечисленные предметы идут только на местные базары и за пределы губернии не выходят. 

Колокольчики

-6

Нужно еще упомянуть о выработке «валдайских» колокольчиков и колоколов, ставших известными по всей России. В Новгородской губ., в Валдайском уезде, исстари стали вырабатываться колокольчики и колокола, и во времена отсутствия железных дорог, когда тройки лихо летали по всем направлениям нашей страны, «колокольчик - дар Валдая», подавал свои звуки и на севере, и на юге, и в пределах необъятной Сибири, и в степях Новороссии.

-7

Древодельные промыслы

Древодельные промыслы можно разбить на четыре главные группы:

 экипажно-колесный, бондарно-щепной, столярно-плотничий и токарно-резной.

На долю экипажно-колесного промысла выпала первая роль, ведь он занимает преобладающее место, в особенности в Новгородской губернии. Наши русские кустарные изделия обыкновенно не блещут изяществом и красотой отделки, но экипажи кустарей Каргопольского уезда могут удовлетворить даже покупателя со строгими требованиями. Особой тщательностью и даже изяществом работы отличаются небольшие сани «для легкой езды», доходящие ценою до 25 руб. штука и дороже. Названным промыслом занимаются кустари Новгородской губернии, главным образом в Валдайском, Боровицком и Череповецком уездах.

Суда

-8

Из истории нашей страны мы видим, что Озерная область в общем ходе русской истории имела особое значение, обусловленное прежде всего обильными и удобными своими водными путями. Границы речной системы Ильменя определили естественные границы Новгородской земли, а многоразличные связи этой речной системы с соседними бассейнами Северной Двины, Днепра, Волги, Западной Двины и Нарвы могут объяснить немало великих событий, пережитых Озерной областью в ее исторической жизни.

-9

В былое время, да и еще не так давно, деревянные суда главенствовали на наших реках и морях и постройка их составляла крупную отрасль народного хозяйства. Часть этих судов строилась на крупных верфях, но рядом с этим постройку судов производили и отдельные промышленники, нанимая рабочих и артели кустарей, изготовлявших мелкие суда морского и речного плавания.

-10

Токарный промысел

Как известно, Петр I был искусным токарем и любил в часы досуга стоять за станком. Ему подражали; это вызывало спрос, и здесь развился токарный промысел. 

-11

В Новгородской губернии токарное производство сосредоточено в Кирилловском уезде. Там оно сильно развилось, и хотя местные мастера не обладали большим искусством, но то, что они вырабатывали (чашки, блюда и вообще всякую деревянную посуду), шло ходко, впрочем, по весьма низкой цене.

В этом же уезде развит довольно значительно и ложкарный промысел, и, говоря вообще, производство деревянных ложек и до сих пор не упало в Новгородской губернии, но ему приходится тягаться с таким сильным конкурентом, как Нижегородская губерния.

Гончарный промысел

В Новгородской губернии гончарно-кустарный промысел развит в Череповецком уезде, особенно в деревнях Новотрюмове, Гарке, Острове, затем в Княжьем Селе Боровицкого уезда и в Тихвинском уезде на реке Явосьме и на реке Ояти. В первом районе, т. е. на реке Явосьме, этот промысел существует с давних времен, и кустари привыкли к допотопным дедовским приемам обработки глины. Так, например, посуда обжигается в тех же печах, в которых варится и пища.

-12

Гончарство в Сольцах

Небольшой городок Сольцы известен с XIV века. Он расположен близко к Новгороду и всегда был одним из новгородских посадов. В нём занимались выращиванием льна, а также гончарством, кустарным образом изготавливали кирпичи.

Как говорится «где глина — там и игрушка», и в Сольцах в былые времена делали игрушку в больших количествах и продавали на ярмарках по округе. Говорят, что гончарство известно в Сольцах с XVI века, а игрушки делали в XIX-XX, но потом о них на несколько десятилетий забыли.

Более подробно об этих игрушках расскажет Очагова Анастасия в лекции «Художественные промыслы Новгородской области» .

Машинно-вязальный промысел

Широко распространенный в Новгородской губернии машинно-вязальный промысел возник, как говорят, благодаря одному из местных жителей, который, вернувшись с заработков из Москвы, привез с собою две вязальные машины и завел в своей избе производство чулок. Примеру его последовали и другие, и машинно-вязальный промысел начал быстро распространяться.

Рыболовство

Новгородская губерния по числу озёр, рек и по количеству приозерного населения, занимающегося рыболовством, была на севере одной из первых. Особенным богатством озерных вод отличались уезды: Кирилловский, Белозерский, Новгородский, Старорусский, Валдайский и Боровичский; 

-13

Для зимнего лова неводами ловцы на всех озёрах объединялись в артели. Необходимость в производственном объединении вытекала из характера самого промысла. Ловля осуществлялась большими неводами и требовалась физическая сила многих людей. Необходимое для ловли оборудование, снаряжение было дорогостоящим. Его не мог приобрести один человек, поэтому лов производился на паях. На Белом озере организация артелей - «тагаса» на протяжении многих лет сохранялась в неприкосновенном виде, где каждый участник ставил в невод свою долю снасти и при дележе добычи, получал пай, как за снасть, так и за личный труд. Вольные артели были редким исключением. Причиной тому было нищенское положение крестьян и сравнительная дороговизна снастей, покупаемых через посредников.

-14

Главное орудие лова - большой невод, который на Ильмене назывался «одинком», на Белом озере - «тагасом».

Итак, подлёдный неводный лов на Ильмене и Белом озере имел ряд общих черт, например, артельный лов с беспрекословным подчинением ловцов руководителю артели - ватаману, с обязательным распределением среди членов артели трудовых обязанностей. Ильменские и белозерские артели различались количественным составом и названиями специалистов-ловцов. Белозеры, вынужденные ловить кучно на узком пространстве отмежеванного участка, экономили место и делали свои тони вдвое меньше ильменских. В тагасе было большее количество рабочих рук, т. к. здесь не применяли для тяги вороты. На Белом озере применять их было неудобно из-за валунов и каменистых гряд. Тратя больше физической силы, белозерские ловцы выигрывали в «месте и скорости». Наблюдались небольшие отличия в технологическом процессе. Так, в 1903 году белозерские ловцы, возвращаясь из Санкт-Петербурга, с рыбопромышленной выставки, побывали на озере Ильмень. Они заметили, что здесь тони также шестиугольные, как и на Белом озере. Но ильменские ловцы, верёвки брали прямо руками, одетыми

в кожаные рукавицы и, положив их на плечи, подтягивали за них невод к проруби, а чтобы не испачкаться илом, под них подкладывали соломенные жгуты. На Белом озере ловцы не касались руками самой снасти, и верёвки - «ужища», и крылья тагаса вытягивали с помощью лямок.

-15

Орудия труда разных мест отличались внешним видом, но имели в основе своей одинаковые конструкцию и предназначение. Например, на Белом озере для вылавливания льда в прорубях использовалась специальная деревянная лопата, на Ильмене - «сливало», которое имело форму лопаты, но с сетчатой лопастью. 

-16

Как же работали рыболовные артели?

В артели был старший, который был старше по годам и толковее. Сначала в деревню приезжал он за разрешением на ловлю, которое получал у старшего деревни. Старший редко запрещал лов, только в тех случаях, когда уже был заключён договор с другой артелью. Договариваясь об оплате за ловлю, старший артели спрашивал: «Из какого снопа им ловить?». Ему могли назначить: из третьего, второго или четвёртого. Это означало, что выловленную рыбу делили на указанные части. Один «сноп» отдавали в уплату за озеро, другие забирали себе рыбаки. Сноп платили тому «бережанину», которому принадлежала вода, т.е владельцу береговой земли. Старший обходил хозяев и договаривался об оплате. Бережанин мог взять любой сноп на выбор. Делил рыбу старший артели. С чьей земли первыми начинали ловить, тому первому и платили. 

Сетевязание 

-17

На развитие занятий, ремёсел и промыслов населения в значительной степени влияют есте- ственно-природные и географические условия. В Новгородской губернии обилие рек и озёр способствовало развитию рыболовства, а оно, в свою очередь, изготовлению орудий рыбного промысла, сетевязанию. Новгородские рыболовы нуждались в значительном количестве сетных материалов. 

-18

В исследовательских работах Кустарного комитета Министерства земледелия и государственных имуществ Новгородская губерния неоднократно называлась в числе крупных центров «сетковязального производства» наряду с такими губерниями, как Нижегородская, Тверская и Петербургская".

Занимающихся вязанием сетей называли вязальщиками, сетовязами, ситовязами, реже – сетовязальщиками. Их работа носила сезонный характер: приступали к вязке сразу

же после окончания полевых работ (примерно с Покрова), работали всю зиму до начала весенних работ. В Поозерье сетевязанием на заказ и свободную продажу занимались, в основном, крестьяне-бедняки, которым трудно было «справить в неводе свою часть». Вязка сетей давала возможность многим беднякам просуществовать до нового урожая. Из-за нужды, сетки часто сдавались за бесценок богачам и скупщикам. Сетовязы могли продать свои сетки по полной цене только перед самым ловом, когда приходили к ним за сетками сами ловцы. Сетевязание получило распространение среди жителей малоземельных деревень, которые находились в отдалении от озера. В полевых материалах упоминаются деревни: Георгий, Горные Морины, Еруново, Спас, Лукиньщина, Бабки и другие.

-19

В вязальном семейном производстве существовало разделение труда, например, женщины пряли, а мужчины вязали или мать вязала, а бабушка пряла, дочери пряли- отец вязал. В отдельных семьях сетевязанием занимался только один член семьи, чаще всего дед или отец; 

Стоимость сетей колебалась в широких пределах, повышалась к началу зимнего и летнего сезонов и понижалась к их окончанию, бывала минимальной, в силу сокращения спроса и возрастания предложения. Этим умело пользовались скупщики, так, некий Сохин скупал сети, завешивал целый амбар, а осенью ватаманы раскупали их - «очищали». Дороговизна сетных орудий заставляла ловцов бережно обращаться с ними, беречь, долго не держать в воде. Так, льняные вставные сети стояли в воде две недели, потом их меняли, сушили, чинили, используя те же приспособления, что и для вязания. В артели каждый ловец ремонтировал определённую часть невода, разрезанного предварительно по швам на куски, зимой высушивал их в бане с использованием берёзовых дров, в другое время года для сушки развешивал на улице на кольях - сошках.

ШЕРСТОБИТНО-ВАЛЯЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ В НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XI В. - ПЕРВОЙ ТРЕТИ Х в.

-20

Ремесла и промыслы являлись одной из важных сторон жизни крестьян. Систематическое

и целенаправленное изучение народных ремёсел началось с 1872 года, когда при Министерстве финансов была создана особая комиссия для исследования кустарных промыслов. В дальнейшем эта деятельность перешла в ведение земских учреждений. Наиболее подробное описание народных промыслов Новгородской губернии было дано в материалах губернского земского собрания сессии 1894 года. Земские исследователи насчитали 41 вид промыслов. Среди них определённое место занимало шерстобитное и валяльное производство. 

В Новгородской губернии «битьё» шерсти и валяние изделий из шерсти существовало в форме домашнего производства, ремесла, кустарного промысла. В некоторых деревнях этим промыслом занимались целыми семьями издавна, как говорили, от «дедов». Вдругих деревнях промысел возник в более позднее время. 

Занимались валянием: войлока (село Тыново, Череповецкий уезд.), различных ВИДОВ ШЛЯП, ПОДХОМУТНИКОВ (Череповецкий уезд). 

-21

Валяли обувь: низкие калоши, женские полусапожки, сапоги (валенки) для взрослых и детей . Валяную шерстяную обувь в Новгородской губернии называли: «валежками».

Валенки считались дорогой обувью, их берегли, обували в праздники, в церковь, после бани. Молодежь ходила в них на посиделки. На валенки надевали калоши. Многие крестьяне не могли себе позволить иметь валенки, они зимой ходили в лаптях с шерстяными онучами. 

Изготовлением валяной обуви занимались в общей сложности от двух до пяти месяцев в году, примерно, с сентября до февраля.

-22

В Новгородской губернии шерстобитно-валяльный промысел был не только местным, но

и отхожим. Часть мастеров оставалась работать на местах, другие же осенью или в начале зимы, то время, когда у крестьян появлялась потребность в тёплой обуви, уходили на заработки. Иногда один и тот же кустарь мог часть сезона работать дома, а часть - на стороне.

Часто артель, заключала устный договор с главными шерстобитами. Существовала также система подрядов. Крестьянин-заказчик договаривался с подрядчиком, который брал на себя ответственность за работу и нанимал от своего лица работников. При подряде обговаривался срок выполнения работы. Шерстобиты в свою очередь давали обещание выполнить работу в срок. 

Большие валенки, изготовленные мастерами из шерсти заказчика, стоили в Череповецком уезде в 1899 году 80 - 90 копеек, средние - 50, маленькие - 30 копеек. 

Технологический процесс производства валяной обуви состоял из нескольких этапов: приготовление шерсти, собственно валяние или валка, в том числе, валка с использованием жидкости (её называли также мокрая валка или «стирка»), затем сушка и отделка, которая включала тёрку пемзой —для гладкой обуви и драчку - для лохматой, с ворсом; покраску либо отбеливание. За этими названиями стоят тяжелые монотонные работы в очень быстром темпе. Обозначенные операции выполнялись последовательно и полностью мастерами-одиночками.

Ранней весной или осенью в некоторых населённых пунктах Новгородской губернии население занималось выделкой - «катанием» войлока и изготовлением сукна. «Взбитая», очищенная шерсть укладывалась ровным слоем на решётки, на которых она укатывалась в войлок.

Решётка устанавливалась над выдолбленным из целого дерева корытом, наполненным водой. Во время катания, шерсть мочили водой с мылом. Катали руками, равномерно вынимая слой шерсти до тех пор, пока он не превращался в плотный, прочный войлок.

Для изготовления сукна ткали полотно с основой из льняных нитей (использовали «пачесы» и «изгребы»), с утком из шерстяных ниток. Такую ткань в некоторых районах называли поперечина (Пестовский р-н, 1969 г., Окуловский р-н, 1990 г.). Ткань обливали горячей водой и топтали нога-ми, «тискали» руками. К этому занятию привлекали и детей.

Из сукна шили верхнюю одежду: армяки (Окуловский р-н, 1990 г.), «ермяки» (Крестецкий р-н, 1994 г.), «опошни» (Пестовский р-н, 1969 г.), пиджаки, женские кафтаны (Окуловский р-н, 1990 г.), пальтушки (Холмский р-н, 1991 г), а также мужские порты, изготавливали портянки - «суконки».

Катание шляп.

-23

Описать промысел шляпников помогут материалы по Череповецкому уезду. Так в Яргомже «до 200 рук или более с самой осени усердно работают, то над разбивкой шерсти, то над валянием и окрашиванием шляп. Тут вся семья крестьянина занята, не исключая и детей от пятилетнего возраста». По преимуществу крестьяне катали низкие мужские шляпы. Но были и хорошие мастера, которые на заказ могли скатать из поярковой шерсти «поповские и лоцманские» высокие шляпы, а также круглые, имеющие широкие поля. Хозяин, закупив несколько пудов кислой шерсти у овчинника, прежде всего, разбивал её так, чтобы она была пригодна к катанию на шерстобойном инструменте. Потом выкладывал шерсть в виде колпака на огромные тряпки, наматывал трубочкой на палку и заставлял всех своих детей катать этот свёрток на столе или верстаке. Иногда для этой цели нанимали работников. Он или сам хозяин, «стирали» - доводили шерсть до состояния твёрдого войлока. Хозяйка между тем готовые колпаки обваривала, опаливала их над огнём и окрашивала. Для приготовления краски почти у каждого шляпника была устроена особая печь с «вмазанным» котлом, в котором окрашивались шляпы. Краска была не прочной. В её состав обычно входили ольховая или ивовая кора, железняк добываемый у кузнецов после точения топоров, серпов и прочего, и в небольших количествах дёготь. Окрашенные колпаки натягивали на точёные болванки, где они принимали вид настоящей шляпы. Шляпы сбывались на рынках самими крестьянами или скупались предпринимателями.

Кожевничество 

-24

В 1997-2004 гг. Новгородская областная экспедиция ИИМК РАН (руководитель - член-корреспондент РАН, профессор Е.Н. Носов) проводила раскопки на северном берегу Сиверсова канала в мысовой части поселения, примыкающей к валу Рюрикова городища.

Показательно, что даже самые тонкие кожи, использованные для изготовления верха обуви, и подошвы мягких туфель, а также обрезки от раскроя в большинстве своем частично или полностью расслоены. Это произошло оттого, что танниды, содержащиеся в дубильном настое, не проникли во внутренние слои кожи. Многие предметы имеют черный цвет. Для кожи разной толщины можно предполагать, что черный цвет является показателем длительности выдержки кожи в настое из железных опилок. При таком процессе кожа насыщается молекулами химически неактивной перекиси железа, имеющей черный цвет. 

-25

Надо полагать, что таким образом кожевники пытались создать более прочные связи коллагенов кожи между собой и улучшить качество дубления. Связующим элементом были молекулы перекиси железа. Они же уплотняли слои кожи и придавали ей большую жесткость. 

-26

Женские промыслы и ремесла

Крестьянки трудились во многих промыслах, распространенных в северо-западных губерниях России. Только в гвоздарном, слесарном, экипажном, шерстобойном, скорняжном, судостроительном и токарном промыслах крестьянки, как правило, не участвовали. В специфически женских промыслах — ткацком, строчно-вышивальном, косыночном, кружевном и чулочном — они доминировали. Привлекались женщины и к работе в отдельных промыслах, традиционно считавшихся мужскими. Они участвовали в лесозаготовках, складывая из напиленных дров поленницы, помогали мужчинам на плитных ломках, нагружая тачки землей. Значительное участие принимали крестьянки в сетевязальном, корзиночном, гончарном, спичечном и овчинном промыслах.

Крестнцкая строчка 

Крестецкая строчка – народный художественный промысел, уникальный вид русской сквозной вышивки. Крестецкая строчка признана культурным наследием России, является одним из символов ее народной культуры, наряду с гжельской керамикой и хохломской росписью. 

-27

Крестецкую строчку часто называют «вышивкой белой по белому» – это когда сетчатая льняная ткань заполняется фигурными узорами из тонкой белой нити. В отличие от вышивки глухими швами по цельной ткани, для создания строчевых швов из домотканого полотна выдергивали по счету продольные и поперечные нити, превращая его в прочную ажурную сетку, а затем оставшиеся нити перевивали иглой, создавая разнообразные узоры. Крестецкой строчкой украшали постельное белье, скатерти, салфетки, полотенца, занавески, предметы одежды.

-28

Строчевую вышивку «на ломаной игле» (вполовину обычной) издавна знали в новгородских селениях Валдайского, Крестецкого, Окуловского, Боровичского районов. Вышивкой в Новгородской губернии занимались целыми семьями – не были исключением мужчины и дети.

Необычный орнамент, не имеющий аналога в других традиционных центрах русской народной вышивки, начал формироваться в Крестецком уезде Новгородской губернии в конце XVIII - начале XIX веков. Становление строчевого художественного промысла относят к 1860-м годам: именно тогда местные крестьянки стали наносить особенные узоры на домотканое льняное полотно – полевые цветы, пышные розы, лозы винограда, ветки шиповника. Особенное распространение получила строчка в селе Старое Рахино близ Крестец, которое считается родиной этого уникального старинного промысла – именно здесь «белая вышивка» получила промысловое значение. Проходящая через Старое Рахино столбовая Екатерининская дорога, оживленный почтовый тракт, открывала широкие возможности для торговли строчевыми изделиями. Недорогие и изящные, они пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах.

В начале XX века Новгородское земство предприняло попытки объединить вышивальщиц в артели, создать мастерские и школы. Кустарный склад, организованный в 1905 г., раздавал сырье и закупал готовые изделия для последующей их продажи в столице и других городах России.

-29

В 1907 г. в Старом Рахине было организовано потребительское общество «Артель», а в 1913 г. – Крестецкое кустарное сельскохозяйственное товарищество.

После революции, в 1929 году, в Крестцах создается кооперативное товарищество «Художественная строчка», объединившее кустарей для коллективного труда

С началом Великой Отечественной войны строчевые мастерские были закрыты: мужчины ушли на фронт, женщины были заняты на работах для нужд обороны. Когда линия фронта подступила к Крестцам, руководитель товарищества Петр Иванович Архиреев вывез наиболее ценные образцы старинной крестецкой строчки за пределы области, а 286 изделий были переданы им лично на хранение в запасники Свердловской картинной галереи.

Кружево

-30

В Новгородской губернии уже исстари развился кустарный способ плетения кружев. Начало этого промысла уходит в глубокую древность, судя по сохранившимся историческим памятникам. От той отдаленной эпохи остались богатые одежды, вышитые золотом, жемчугом, покровы, и т. д., обшитые шелковыми или нитяными кружевами прекраснейшей работы. Развитию плетения кружев способствовали также замкнутый строй жизни и натуральное хозяйство наших прабабок, учивших сенных деву-шек искусству плетения и вышивания. Как известно нам, и сами боярыни и боярышни большую часть своего времени проводили за разными рукоделиями и, в частности, за плетением кружев. С уничтожением крепостного права распались крепостные дворовые мастерские, и кружевницы разошлись в разные стороны, причем многие из них продолжали плести кружева на продажу или по заказу и охотно брали в выучку желающих научиться этому мастерству.

Особенно кружевной промысел развился в уездном городишке Новгородской губернии, Белозерске, а затем распространился по уезду и дальше. Белозерск находится почти на одной широте с Петроградом, но лежит значительно восточнее его и имеет очень суровый климат. Окрестности города покрыты болотами и мелким лесом и кое-где осушены для сенокосов и посевов хлеба. Селения разбросаны; окруженные густым лесом, отстоят друг от друга верст на 20-30.

Находясь в таких тяжких хозяйственных условиях жизни, жители Белозерска сильно нуждались в заработке, так как рыбная ловля, судоходство, сплав леса и хлебопашество давали немного. Вот тут-то и возник кустарный кружевной промысел, и беднейшая часть населения стала заниматься плетением кружев.

«Плели и старые и малые. Девочки начинали учиться с 7-8 лет, и очень охотно садились за подушки». До 1880 г. главный центр производства кружев - был город, в котором насчитывалось более 300 кружевниц.

Понейшее отсутствие каких- либо данных относительно времени основания кружевного промысла в слободе Кукарке, заставило нас обратиться к устным источникам. К воспоминаниям местных старожилов.

Самой бойкой рассказчицей и, по - видимому, самой сведущей оказалась старушка 62 леть Мария Яманова, Она

передавала, что бабушка и мать ее были лихими мастерицами-плетеями. Мать ее родилась в 1801 г., следовательно бабушка ее принадлежала еще к XVIII столетию. Она рассказывала:

-Вот, бывало, плели кружево кубовое, Плелось оно без станков. Прямо наколол этак на бубень (подушку) булавок в рядок и плетут себе. Такие кружева раскупались мордвой, и шли для украшения их нарядов". 

В былое время кружевные изделия обыкновенно готовились для личного употребления. Все женщины и девушки сами ткали

холсты и украшали кружевами свои полотенца и простыни. К

тому же, согласно местным обычаям, не мало всяких рукоделий требовалось для подарков, при обрядах венчания.

Далее мы нашли некоторые указания в периодической печати за 1863 г. В них упоминалось о наградах, полученных» крестьянками Кукарскаго и Ильинского приказов за выставленные ими кружева на Вятской сельскохозяйственной выставке.

В 1892 году Земство открыло вы слободе Кукарке „Агенство для продажи специального материала плетеям. Земство таким образом решило понизить цены ниток, употреблявшихся в большом колличестве местными кружевницами, и улучшить технику производства, тем самым

поднять заработок мастериц. Работая в этом направлении, „Агенство" убедилось в необходимости учреждения в слободе Кукарке школы кружевниц для правильного воздействия на кружевной промысел. 

Вот краткую картину кустарных промыслов Новгородской губернии мы сформировали в нашей лекции, а ссылки на источник , научные статьи и специальную литературу мы прикрепили в описании к видео.

Вся информация сформирована с помощью Министерства Культуры Новгородской области, которое активно сотрудничает с нашим проектом. Напоминаю Вам, что вы находитесь на канале «По России, танцуя», благодарим, что досмотрели это видео до конца.

С Вами была Очагова Евгения, Я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и рассказываю вам об особенностях культуры Новгородской области.

И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации.