Найти в Дзене

Читая Карла Юнга: «Парацельс как духовное явление» и Илиастр как Самость

Уважаемый читатель, сегодня я хочу коснуться части работы Юнга, входящей в состав «Духа Меркурия». И речь пойдёт об одном понятии, которое использовала Парацельс – Илиастре. Начнём с того, что Парацельс (само имя является псевдонимом) – это швейцарский врач, алхимик и философ 16-го века. Он был признан в фармакологии (одним из первых начал применять химические вещества и в принципе знания в физике и химии в медицине), занимался астрологией и теософией. Уже в те времена он писал о психосоматике. Он оставил достаточно большое наследие изданных работ. Естественно, что такая личность, сочетавшая в своей работе аспекты мира материального и духовного, была весьма интересна Юнгу. Итак, Парацельс писал, что в каждом присутствует «природный свет человека» или «astrum в человеке». В своих работах он рассуждал о светящемся человеке, об астральном теле, о Светочеловеке. «Парацельс отождествляет Прачеловека с «астральным» человеком: по его словам, истинный человек есть заключённая в каждом из нас з

Уважаемый читатель, сегодня я хочу коснуться части работы Юнга, входящей в состав «Духа Меркурия». И речь пойдёт об одном понятии, которое использовала Парацельс – Илиастре.

Начнём с того, что Парацельс (само имя является псевдонимом) – это швейцарский врач, алхимик и философ 16-го века. Он был признан в фармакологии (одним из первых начал применять химические вещества и в принципе знания в физике и химии в медицине), занимался астрологией и теософией. Уже в те времена он писал о психосоматике. Он оставил достаточно большое наследие изданных работ. Естественно, что такая личность, сочетавшая в своей работе аспекты мира материального и духовного, была весьма интересна Юнгу.


Луврская копия утраченного портрета Парацельса художника Квентина Матссейса, 1630г..
Луврская копия утраченного портрета Парацельса художника Квентина Матссейса, 1630г..

Итак, Парацельс писал, что в каждом присутствует «природный свет человека» или «astrum в человеке». В своих работах он рассуждал о светящемся человеке, об астральном теле, о Светочеловеке. «Парацельс отождествляет Прачеловека с «астральным» человеком: по его словам, истинный человек есть заключённая в каждом из нас звезда; «звезда жаждет подвигнуть человека к великой премудрости»».

Вот что мы находим среди записок Юнга (сокращу открывок): «Илиастр у Парацельса иногда — principium, prima materia, хаос, prima compositio [первосостав], включающий в себя Меркурия, Серу и Соль; иногда — аег elementalis или coelum [стихийный воздух или небо], in homine vero spiritus, qui transit per omnia membra [истинно дух в человеке, пронизывающий все его члены]; иногда — occulta naturae virtus, ex qua res omnes habent incrementum, aluntur, multiplicantur et vegetant, t . e. “тайная сила природы, от которой всякой вещи прибывает, от которой все кормится, приумножается и оживает”, по определению парацельсова ученика Руланда [Lex. olch., Ρ· 181]; иногда — spiritus vitae, который есть не что иное как vis Mercurii (сила Меркурия)… Илиастр, именно этот spiritus Mercurii, есть insitus terminus vitae, imo ipsa vita (врожденная цель жизни и самая жизнь)…» Ещё Юнг пишет, что именно Илисастр «определяет продолжительность жизни».

Здесь мы уже видим сходство с Самостью. И то, что мне привычнее называть искрой Божьей, у Парацельса, не оборонявшегося от вероятности нарциссизма, прямо называется Звездой, Илиастром. И Юнг продолжает: «“Samen animae Iliastri’’ [семя души Илиастровой], как называет его Парацельс, есть сам Дух Божий, и душа эта несет на себе печать “bildnus Gottes” (богоподобия)».

Ну и последняя цитата: «Илиастров столько же, сколько людей; это означает, что в каждом человеке живёт индивидуальный Илиастр, образующий особенную для каждого индивида комбинацию свойств».

Я решила написать небольшую статью об Илиастре, по сути, из-за этих цитат. Они нам будто делают объёмнее понятие Самости, а для меня это точно про Самость. Парацельс в своих изысканиях и умозаключениях даёт нам сегодняшним ещё одну возможность увидеть свою первосущность.

И посмотрите, как интересно можно переложить на современные эзотерические воззрения слова Парацельса. Он пишет про продолжительность жизни, а мы в этом слышим современный взгляд на то, что наша душа (Самость, искра) выбирает жизнь для проживания. Часто же сегодня слышим, что мы сами выбрали своих родителей ещё до рождения. И это про то же.

Истории про эффекты бабочки здесь тоже есть, есть связанность нашего духовного центра со всем миром (или мирами, я не знаю) через духа Божьего и богоподоность.

А прелесть про особенную комбинацию свойств никак иначе не назовешь кроме принципа уникальности каждого человека. Кстати, Парацельс, конечно, пишет и про микрокосм.

И юнгианская телеологичность и индивидуация слышатся жажде привести человека к премудрости и цели жизни. Но для меня ещё здесь важно и важно доносить это до клиентов, что в каждом из них есть «сила природы, от которой всякой вещи прибывает, от которой все кормится, приумножается и оживает»! Я считаю, что это очень ресурсная и поддерживающая мысль. Мысль о том, что внутри каждого из нас точно есть свой собственный источник силы.

А это означает, что до последнего вздоха у нас есть надежда пробудить своего Илиастра и справиться с испытаниями, выбранной нами жизни. Думаю, что, если Вашему клиенту или Вам понравится (внутренне) само слово Илиастр, то это может стать ещё одной ниточкой, которая соединит с источником света внутри.

Пусть Ваш Илиастр будет для Вас истинно путеводной звездой и источником силы!

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/