Найти в Дзене

«Мечтают ли андроиды об электроовцах» или взгляд на трансгуманизм из 1968 года

Роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах» (англ. Do Androids Dream of Electric Sheep), как это, к сожалению, часто бывает, сразу после своего выхода в 1968 году широкой известности своему автору не принес. Спустя четырнадцать лет после выхода книги также провалился в прокате фильм-экранизация романа «Бегущий по лезвию» (англ. Blade Runner) Ридли Скотта. Великий режиссёр взял за основу фильма роман Дика, сильно изменив сюжет и героев романа, поэтому в рамках этой заметки рассматривать фильм, как и его продолжение «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва, мы не будем, это тема для отдельного разбора. Тот факт, что роман Дика и экранизация Скотта не снискали популярности в свое время, но при этом оба произведения стали с годами, не побоюсь этого слова, культовыми — вовсе не случайность. За прошедшие почти 60 лет с выхода романа наш мир все ближе приближается к тому, что описывали самые разные фантасты, философы и ученые XX века, в том числе Филип Дик — технологическая сингуляр

Роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах» (англ. Do Androids Dream of Electric Sheep), как это, к сожалению, часто бывает, сразу после своего выхода в 1968 году широкой известности своему автору не принес.

Самое первое издание 1968 года
Самое первое издание 1968 года

Спустя четырнадцать лет после выхода книги также провалился в прокате фильм-экранизация романа «Бегущий по лезвию» (англ. Blade Runner) Ридли Скотта.

Афиша "Бегущего по лезвию" (англ. Blade Runner) Ридли Скотта, 1982 год.
Афиша "Бегущего по лезвию" (англ. Blade Runner) Ридли Скотта, 1982 год.

Великий режиссёр взял за основу фильма роман Дика, сильно изменив сюжет и героев романа, поэтому в рамках этой заметки рассматривать фильм, как и его продолжение «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва, мы не будем, это тема для отдельного разбора.

Афиша "Бегущего по лезвию 2049" Дени Вильнёва, 2017 год.
Афиша "Бегущего по лезвию 2049" Дени Вильнёва, 2017 год.

Тот факт, что роман Дика и экранизация Скотта не снискали популярности в свое время, но при этом оба произведения стали с годами, не побоюсь этого слова, культовыми — вовсе не случайность.

За прошедшие почти 60 лет с выхода романа наш мир все ближе приближается к тому, что описывали самые разные фантасты, философы и ученые XX века, в том числе Филип Дик — технологическая сингулярность.

Джон фон Нейман
Джон фон Нейман

Технологическая сингулярность (англ. technological singularity) — гипотетический момент в будущем, когда технологическое развитие становится в принципе неуправляемым и необратимым, что порождает радикальные изменения характера человеческой цивилизации.

Впервые понятие «сингулярность» в технологическом контексте упомянул американский математик Джон фон Нейман.

ТС — отдельная тема, в контексте нашего сегодняшнего разговора мы коснемся её лишь вскользь, в том ключе, что именно приближение ТС (да, у понятия есть разные трактовки, но это сейчас не принципиально) — главная причина увеличения популярности как самого романа Ф. Дика, его экранизаций, так и в целом близких по духу, зачастую антиутопических, произведений.

Долгосрочная перспектива технологических изменений в истории человечества. OurWorldInData.org
Долгосрочная перспектива технологических изменений в истории человечества. OurWorldInData.org

Увеличение массы накопленных знаний и обусловленное этим развитие технологий (не только технических, но и социальных) всё больше подталкивает человечество задаваться эсхатологическими вопросами о конце мира, судьбе человечества, пределах и границах человечности и культуры.

Смена пола, трансформация гендерных стандартов, смена критериев здоровья и ориентиров красоты, снижение рождаемости или, напротив, «модифицированная» рождаемость (экстракорпоральные методы оплодотворения, суррогатное материнство, банки донорского материала и т. д.), появление чайлдфри и многие другие актуальные тенденции — что это в своей сути? Это трансгуманизм, результат как технологического развития, так и социального управления.

Термин «трансгуманизм» в современном значении одним из первых использовал и популяризовал биолог-эволюционист, первый генеральный директор ЮНЕСКО и брат писателя Олдоса Хаксли Джулиан Хаксли в 1957 году в своей работе «Новые бутылки для нового вина» (с оригиналом работы можно ознакомиться по гиперссылке - настоятельно рекомендую).

Джулиан Хаксли, 1922 год.
Джулиан Хаксли, 1922 год.

Общество, с каждым годом все больше интересуется подобными темами, как ТС и трансгуманизм, и следует подчеркнуть — это не названия концепций, а термины, обозначающие вполне реальные явления и процессы. Из сферы гипотетических рассуждений середины XX века мы перешли в плоскость обсуждения технических деталей.

Неоценимый вклад в осмысление проблематики таких тем, как ТС и трансгуманизм, науке, в том числе философии, помогает вносить искусство, в первую очередь научно-фантастическое направление и футурология. Искусство не ограниченно строгими канонами научности и может позволить себе более остро и более наглядно поднимать проблемы социального и технологического развития, являясь срезом общественного мнения, выражением коллективных представлений человечества, концентрированным выражением страхов, надежд и стремлений людей в той или иной культурной парадигме.

-7

Про актуализацию жанра антиутопии хорошо высказалась Елена Александровна Селютина в своей работе «Толерантность и агрессия в интерпретации современной литературы: диалог культур как утопия»:

«В последние десятилетия философы, оценивая достижения современной цивилизации, предсказывают ее гибель, связывая угасание человечества с социально-гуманитарными проблемами. Это приводит к тому, что в современной литературе вновь актуализируется жанр антиутопии».

Итак, «мечтают ли андроиды об электроовцах?».

Роман представляет собой глубокое философское исследование человеческой природы и того, что делает нас людьми. В произведении противопоставляются люди и андроиды, поднимая вопрос: что является определяющей чертой человека?

Эмпатия
Эмпатия

Главным отличием человека от андроида, по мнению Дика, является эмпатия — способность сопереживать и чувствовать эмоции других людей. В антиутопическом мире романа люди все больше полагаются на технологии и интеллект, что приводит к утрате истинно человеческих качеств. Дик предостерегает, что чрезмерное превознесение интеллекта и технологий может привести к деградации человечности и катастрофическим последствиям.

В романе присутствует онтологический конфликт, связанный с новой религией — мерсеризмом. Появление этой своеобразной религии своего антиутопического мира Филип Дик описывает в другом своем рассказе «Маленький черный ящичек» (англ. The Little Black Box).

Рассказ-приквел к роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».
Мерсеризм всё более приобретает популярность в массах. Теперь пошла по рукам инструкция по сборке, из подручных средств, того самого устройства, позволяющего людям проникаться чувствами друг друга на расстоянии.
Рассказ-приквел к роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Мерсеризм всё более приобретает популярность в массах. Теперь пошла по рукам инструкция по сборке, из подручных средств, того самого устройства, позволяющего людям проникаться чувствами друг друга на расстоянии.

Мерсер выступает как пророк, позволяющий людям испытать эмпатию через его страдания. Это показывает, насколько люди истосковались по чувствам и общности. Главный герой, Рик Декарт, сначала воспринимает андроидов как бесчувственные машины, но со временем меняет свое мнение, особенно после встречи с андроидом, который выглядит и ведет себя как человек.

Рейчел Роузен
Рейчел Роузен

Рик Декарт — это образ человека будущего, холодного и расчетливого. Ему противопоставляется Изидор, «лишний» человек, который, несмотря на свою простоту, обладает способностью сострадать. Изидор помогает беглым андроидам, показывая, что человечность обратно пропорциональна уровню интеллекта.

Роман поднимает важные философские вопросы о человеческой природе, эмпатии и технологиях. Дик показывает, что без способности чувствовать и сопереживать, даже самые развитые технологии не сделают нас по-настоящему счастливыми.

10/10 — роман, определенно, — наследие человеческой культуры, золотой фонд литературы, наряду с творениями братьев Стругацких, Станислава Лема (о котором мы скоро поговорим), Уильяма Гибсона и многих других фантастов.

Аббат Бузони строжайше рекомендует.