Найти в Дзене
O K

Концертный зал имени Чайковского на Триумфальной площади в Москве

Все москвичи, наверняка, не раз проходили мимо фасада с колоннадой здания, построенного в 1940 году для Концертного зала имени П. И. Чайковского Московской филармонии. Слева от колоннады расположен южный вестибюль станции метро "Маяковская" с выходом на Триумфальную площадь, в центре которой установлен памятник Маяковскому. Архитектурный ансамбль Триумфальной площади создал Дмитрий Чечулин в 50-х годах XX века. Только в те годы эту площадь называли площадью Маяковского. В начале XX века на месте концертного зала находился театр "Буфф - миниатюр", затем ― театр лёгкого жанра "Зон". После революции в 1922 году здание передали Театру имени Всеволода Мейерхольда. В течение десяти лет здесь шли знаменитые спектакли Мейерхольда: по Владимиру Маяковскому - "Мистерия Буфф", по Николаю Гоголю - "Ревизор" и по Александру Грибоедову - "Горе от ума". Всеволод Мейерхольд планировал реконструировать здание на Триумфальной площади и превратить его в самый большой и современный театр в Москве. Проект

Все москвичи, наверняка, не раз проходили мимо фасада с колоннадой здания, построенного в 1940 году для Концертного зала имени П. И. Чайковского Московской филармонии. Слева от колоннады расположен южный вестибюль станции метро "Маяковская" с выходом на Триумфальную площадь, в центре которой установлен памятник Маяковскому. Архитектурный ансамбль Триумфальной площади создал Дмитрий Чечулин в 50-х годах XX века. Только в те годы эту площадь называли площадью Маяковского.

В начале XX века на месте концертного зала находился театр "Буфф - миниатюр", затем ― театр лёгкого жанра "Зон". После революции в 1922 году здание передали Театру имени Всеволода Мейерхольда. В течение десяти лет здесь шли знаменитые спектакли Мейерхольда: по Владимиру Маяковскому - "Мистерия Буфф", по Николаю Гоголю - "Ревизор" и по Александру Грибоедову - "Горе от ума".

Всеволод Мейерхольд планировал реконструировать здание на Триумфальной площади и превратить его в самый большой и современный театр в Москве. Проект здания театра был подготовлен архитекторами Сергеем Вахтанговым - сыном Евгения Вахтангова, и Михаилом Бархиным. Проект 1930 года включал крышу-купол, стеклянный потолок и трансформируемую сцену, состоящую из двух подвижных кругов. Главной задумкой Мейерхольда было создание общего пространства сцены и зрительного зала.
К 1933 году удалось построить самое основное: внутри старых стен театра "Зон" возник огромный железобетонный эллиптический зал, в бетоне были сооружены ступени большого амфитеатра и сценическая площадка с двумя кругами. Зал был перекрыт, устроены фонари верхнего света, построены фойе и лестницы, были сделаны два этажа полуколец артистических и уборных. В том же году был объявлен архитектурный конкурс на фасад Театра имени Мейерхольда. Дальнейшая работа была передана архитектору А, Щусеву, а затем — Д. Чечулину - автору архитектурного ансамбля Триумфальной площади, гостиницы "Пекин" и
Сталинской высотки на Котельнической набережной. Щусев предложил возвести прямоугольную башню с элементами ар-деко на углу здания Театра имени Мейерхольда и декорировать фасад ромбовидным орнаментом. Именно на этот вариант позднее опирался Чечулин, которому поручили исполнение итогового проектирования.
К 1937 году почти полностью был возведён каркас здания, но в январе 1938 года строительство остановили в связи с приказом о ликвидации Театра имени Мейерхольда. В 1938 году в угловой части здания была открыта станция метро "Маяковская", построенная по проекту А. Душкина.

В 1939 году недостроенное здание передали Московской филармонии для переоборудования в Концертный зал, получивший имя П. И. Чайковского. В это же время автор проекта Всеволод Мейерхольд был арестован, а в 1940 году (за полгода до открытия зала), расстрелян.

После многократной смены проектировщиков окончательный внешний объём концертного здания Московской филармонии получил форму параллелепипеда с 10-колонным портиком, с горельефами над колоннами, изображающими различные виды музыкальных искусств. В 1940 году над колоннадой предполагалась установка ещё четырёх скульптур авторства Анны Мананниковой, реализовать этот проект удалось лишь спустя 82 года после строительства здания.
Концертное здание построили на наклонной поверхности, поэтому его высота в разных участках варьируется от 27 метров (у Тверской улицы) до 31 метра (у Театра сатиры).
Часть подвала и цокольного этажа занимают вестибюль метро "Маяковская" и кафе "Чайковский".

Стены вестибюля и фойе облицованы искусственным мрамором. Главная лестница вестибюля, состоящая из нескольких маршей, ведёт в фойе первого этажа.

Над парадной лестницей расположен буфет с зеркалами, колоннами и витражными окнами. Фойе буфетного зала украшает фонтан с мраморной копией античной статуи.

В фойе каждого из трёх этажей расположены ряды железобетонных колонн, поддерживающие междуэтажные перекрытия. На каждом из этажей колонны выполнены в разном архитектурном стиле.

По обеим сторонам главной лестницы расположены парные лестницы, проходящие через все этажи, начиная с цокольного и заканчивая чердачным. Для удобства посетителей гардеробные секции расположены на каждом этаже.

Концертный зал, рассчитанный на 1505 мест, включает расположенные вокруг сцены полукругом: партер, три амфитеатра и два балконных яруса. На сцене сейчас установлен орган чехословацкой фирмы Rieger-Kloss. Его установили взамен прежнего старинного органа немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер». Подробнее об органах Концертного зала имени Чайковского я расскажу в другой своей статье.

В первом десятилетии XXI века в Концертном зале была проведена масштабная реконструкция, в ходе которой залу вернули исторический облик: восстановили мраморный пол 1930-х годов, зеркальные колонны фойе, банкетки, поставили новые стеклянные двери. При этом в зале сохранился конструктивизм внутреннего устройства, спроектированного Бархиным и Вахтанговым, так же как и внутренняя планировка - расположение зрительных мест, поднимающихся вверх в виде античного амфитеатра, и большие проходы, связывающие фойе, зал и сцену. Концертный зал имени Чайковского - один из самых комфортных и удобных для зрителей залов в Москве. В этом зале впервые в СССР была сделана система приточной вентиляции через каналы, встроенные в конструкцию рядов зрительских кресел. При реконструкции в 2004 - 2005 годах в зале установили новые кресла, сохранив при этом систему приточной вентиляции - свежий воздух, как раньше, так и сейчас, подаётся в зал из вентиляционных отверстий у ног зрителей. При реконструкции продумали и оформление сценической площадки, в качестве которой собрали новую сцену-трансформер, в результате чего появилось место для оперных постановок. Также при реконструкции были проведены работы по совершенствованию акустики зала, которые провела немецкая фирма Mueller BBM.

В Концертном зале имени Чайковского мы были впервые 25 января 2025 года на концерте "Звёзды XXI века" с участием Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова. Оркестром на концерте дирижировал Иван Никифорчин - художественный руководитель Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО). На эту должность он был назначен в 2024 году, когда ему было всего 29 лет. Дирижировать Иван Никифорчин начал в возрасте 14 лет, в студенческие годы он создал ансамбль "Академия Русской музыки". Недавно Иван Никифорчин стал лауреатом премии Президента РФ для молодых деятелей культуры. В последнее время Иван Никифорчин часто дирижирует не только оркестром имени Светланова, но и оркестром "Новая Россия", о котором я рассказывала в своей статье "Симфонический концерт в Большом зале Московской консерватории на Большой Никитской". Кроме того, Иван Никифорчин сотрудничает с Симфоническим оркестром Мариинского театра и с ГКО "Виртуозы Москвы".

Из молодых музыкантов на концерте "Звёзды XXI века" выступали: виолончелист Василий Степанов, скрипач Даниил Коган, пианисты Николай Кузнецов и Энджел Вонг.
Наиболее известный музыкант из этого списка - Даниил Коган. Он родился в 1993 году в семье музыкантов, игре на скрипке начал обучаться в возрасте шести лет, в 2011 году с отличием окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, в консерватории учился до 2016 года, затем совершенствовался в Бельгии, Италии и Швейцарии. С 2019 года Даниил Коган руководит творческим объединением "Притяжение", с 2020 года преподаёт в Московской консерватории, много гастролирует, играет на скрипках работы Антонио Страдивари и Марко Ноли.

Виолончелист Василий Степанов 1994 года рождения - выпускник Московской государственной консерватории имени Чайковского. За свою виртуозную игру на виолончели Василий Степанов получил многочисленные премии на всевозможных российских и международных музыкальных конкурсах.

Василий Степанов гастролирует не только по России. Он с концертами выступал и в Испании, и в Дании, и в США, и в Японии, и в Южной Корее, и в Танзании.
Сейчас Василий Степанов совмещает гастроли с преподаванием в Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве и руководством образовательного центра Stepanov Academy в Сочи на Красной Поляне.
В Концертном зале имени Чайковского Василий Степанов вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова исполнил произведение Роберта Шумана "Концерт для виолончели с оркестром ля минор".

Солировали на концерте "Звёзды XXI века" также молодые пианисты Николай Кузнецов и Энджел Вонг. Они вместе с оркестром исполнили произведения Вольфганга Амадея Моцарта "Концерт №10 для двух фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор".

Николай Кузнецов родился в 1994 году в семье музыкантов в Москве, окончил Московскую музыкальную школу имени Гнесиных и Московскую государственную консерваторию имени Чайковского, стал лауреатом более 20 российских и международных музыкальных фестивалей и конкурсов. С 2018 года Николай Кузнецов принимает участие в фестивальной программе Московской филармонии при поддержке Министерства культуры РФ "Звёзды XXI века".

Энджел Вонг - самый молодой исполнитель на концерте "Звёзды XXI века" - пианист 2003 года рождения. Родился Энджел Вонг в Лос-Анджелесе в семье музыкантов. Сейчас Энджел Вонг учится в Московской государственной консерватории имени Чайковского, выступает с разными известными музыкальными коллективами, в том числе - и с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова.
Сам оркестр имени Светланова, как и несколько других музыкальных коллективов, базируется в здании Концертного зала имени Чайковского, хотя часто выступает и на других сценических площадках. О том, как Иван Никифорчин дирижировал оркестром имени Светланова на концерте "Гранд орган" в Большом зале Московской консерватории имени Чайковского, я расскажу в другой своей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.