Уехавший из страны после начала СВО журналист - автор нескольких без преувеличения культовых проектов на российском телевидении. Как сложилась его жизнь в сетевом «подполье» и почему приходится оправдываться перед другими релокантами, стаскивающими с него «белое пальто».
Биография Леонида Парфёнова
Леонид Парфёнов родился 26 января 1960 года в Череповце. Его отец Геннадий Парфёнов был важным человеком – главным инженером Череповецкого металлургического комбината. А мать Альвина Шматинина родом из маленькой деревни, которая уже к началу XXI века практически вымерла.
В семье было два сына. Младший брат Владимир Парфёнов в итоге стал бизнесменом и торгует медицинским оборудованием. А Леонид Парфёнов определился с профессиональной ориентацией ещё в школьные годы. В возрасте 13 лет на Всесоюзном слёте юнкоров в крымском «Артеке» ему вручили грамоту «Лучшему юнкору «Пионерской правды».
Может быть, поэтому Леониду Парфёнову до сих пор трудно определиться с вопросом: «Чей Крым?» Годами ему удавалось избегать ответа, но как-то раз в Киеве бывшие друзья по либеральному НТВ застали товарища врасплох. Евгений Киселёв в интервью потребовал определиться. Однако и тут Парфёнов рассуждал уклончиво. Позже он вернулся к этой теме в своём видеоблоге.
- Есть такой тип русских, живущих за границей. Им мало убежденности в своей правоте, что они за границей живут. Им нужно непременно доказывать ошибочность твоего решения, что ты продолжаешь в России жить. Есть главный вопрос, раз десять мне его в Киеве задавали: „Чей Крым?!“ Это коренной вопрос. Это такая проверка на вшивость. Главный вопрос, и давать нужно только их же ответ, ничего другого не устроит, - посетовал журналист.
С темой СВО всё оказалось сложнее. Просто уйти от вопроса и продолжать жить в России, посещая временами Украину, зарабатывать на фанатах и там, и тут уже не представлялось возможным. 25 февраля 2022 года Леонид Парфёнов покинул Россию. Всё-таки именно либеральная публика составляет основной круг фанатов журналиста-релоканта.
Но даже в этой ситуации осторожный телеведущий постарался избежать резких заявлений. Возможно, именно поэтому он в отличие от многих товарищей до сих пор не имеет статуса иноагента.
Карьера Леонида Парфёнова
В 1977 году Парфёнов поступил на факультет журналистики ЛГУ и переехал на берега Невы. В студенческие годы началась его профессиональная карьера. Статьи молодого автора появлялись в ведущих издания вроде «Правды», «Смены» и «Огонька». С самого начала Парфёнов делал ставку на культурно-историческую тематику.
После такого блестящего старта последовали служба армии, возвращение в Череповец и распределение в газету «Сельская новь». Вероятно, это стало своеобразным холодным душем. Правда, уже через несколько лет молодой журналист переехал в Москву. Его где-то разглядел Эдуард Сагалаев, на тот момент главный редактор молодёжных программ Центрального телевидения Гостелерадио СССР.
Путь от простого корреспондента до запуска собственной передачи под тем самым названием «Намедни» Леонид Парфёнов преодолел всего за четыре года. Впервые она вышла в 1990-м году на Авторском телевидении (ATV).
«Намедни» с Леонидом Парфёновым
Первый вариант «Намедни» просуществовал только до 1991-го. Проект закрыли. Самого журналиста отстранили от эфира после неосторожных комментариев по поводу ухода Эдуарда Шеварнадзе с поста главы МИД. Как писал позже Парфёнов, собственная передача ему понадобилась, чтобы заниматься «несоветской журналистикой», но это ещё были времена СССР.
Правда, после увольнения журналист пошёл на повышение и оказался уже на «Первом канале». Там впервые стали просматриваться контуры будущего легендарного формата. Парфёнов выпустил в 1992 году цикл передач «Дело», которые рассказывали о важнейших событиях 1991-го года.
Тогда же в Останкино был опробован и другой любимый формат журналиста. В рамках проекта «Портрет на фоне» стали выходит выпуски, посвящённые Егору Гайдару, Людмиле Зыкиной, Нурсултану Назарбаеву, Борису Гребенщикову. Предполагалось, что каждый из героев олицетворяет эпоху.
А в 1993-м Парфёнов переходит на НТВ, где заново запускает программу «Намедни». Сперва это были выпуски неполитических новостей. А в 1997 году настало время проекта «Намедни. Наша эра», который и принёс журналисту настоящую славу и признание.
Парфёнов брал год из истории Советского Союза или России, собирал кадры кинохроники, а потом рассказывал о самых интересных событиях и фактах, связанных с отчётным периодом. Каждая серия посвящена отдельному году. Изначальный цикл охватил промежуток с 1961-го по 1991-й год.
Однако проект оказался настолько успешным, что и зрители, и руководство канала захотели продолжения банкета. Тогда Парфёнов довёл выпуски до 2003-го. Причём последние передачи снимались по окончании соответствующего года и выходили в формате оперативного подведения итогов.
Фильмы Леонида Парфёнова
Парфёнову своим появлением обязан и другой знаменитый телепроект. Фильм «Старые песни о главном» и его сиквел. В какой-то момент зрителям наскучили привычные новогодние «Огоньки». Вместо этого самых популярных звёзд эстрады вроде Аллы Пугачёвой, Филиппа Киркорова и Леонида Агутина собрали для участия в съёмках игрового фильма с незамысловатым сюжетом о любви и простой деревенской жизни. Так чтобы красивых народных песен было больше, чем диалогов.
Сама идея пришла в голову Леониду Парфёнову и Константину Эрнсту ещё в 1993-м, а к реализации в качестве продюсеров они приступили спустя два года. Формат зрителям понравился, хотя спустя гдесятилетия он уже кажется слишком наивным, а средняя оценка на Кинопоиске становится всё ниже и ниже.
Впрочем, документальные фильмы получаются у Парфёнова намного лучше. На них он сосредоточился уже после ухода с НТВ в годы сотрудничества с «Первым каналом» (2004-2014). Такие работы, как «Хребет России», посвящённый жизни российского Урала, или «Зворыкин-Муромец» - целый сериал об изобретателе современного телевидения, получили заслуженное признание.
Отметился Парфёнов и на актёрском поприще. Правда, по этой части, в основном, проходят разнообразные камео, как, например, в экранизации романа Виктора Пелевина «Generation П». Самый удачный и популярный из таких фильмов – это сатирическая комедия «День выборов», пародирующая избирательные кампании.
Леонид Парфёнов после ухода с НТВ
С телеканала НТВ ведущему пришлось уходить дважды, и оба раза со скандалами. В 2001 канал перешёл из-под контроля структур олигарха Владимира Гусинского под крыло «Газпрома». Большинство звёздных ведущих не приняли перемен. Они хотели и дальше критиковать Россию за войну в Чечне, зачастую выступая рупором головорезов и террористов.
А Леонид Парфёнов неожиданно выразил готовность признать новое руководство. Поэтому на целую неделю он перестал ходить на работу. Правда, тогда обошлось без увольнения. В скором времени новая команда взяла телеканал под свой контроль, а Парфёнов вошёл в её редакционный совет. За это Дмитрий Дибров и другие бывшие товарищи объявили ведущего «штрейкбрехером».
Так почему же Парфёнова всё-таки выгнали с телевидения? Вероятно, после нелестных оценок со стороны друзей он счёл своим долгом доказать, что по-прежнему сохранил внутреннюю свободу. И потому принялся хулиганить.
Например, в 2003-м в «Намедни» выпустили сатирический сюжет о новом генеральном директоре собственного телеканала Николае Сенкевиче. Тогда передачу на несколько месяцев отправили в «отпуск».
Последней каплей стало интервью с вдовой чеченского террориста и душегуба Зелимхана Яндарбиева. Сюжет со вдовой запретили транслировать на территории европейской части страны. На востоке его к тому моменту уже успели показать. В ответ Парфёнов опубликовал текст приказа о запрете в газете «Коммерсантъ». Такое грубое нарушение корпоративной этики журналисту не простили. Программа «Намедни» закрылась, а сам он был уволен с НТВ.
Впрочем, даже после ухода с телевидения Парфёнов нашёл чем заняться. В первую очередь он сосредоточился на развитии своего самого удачного бренда «Намедни». Во-первых, этот проект получил книжное воплощение. По словам журналиста, в бумажные версии передачи вошло намного больше материала, так что читать книги есть смысл и тем, кто уже всё посмотрел на НТВ.
Во-вторых, Парфёнов запустил успешный YouTube-канал «Парфенон». Из-за споров об авторских правах «Намедни» там превратились в «НМДНИ», но формат не изменился. В качестве приквела к уже вышедшим сериям появились выпуски, посвященные годам с 1921-го по 1960-й. Также журналист позаботился о годах с 2004-го по 2022-й.
Личная жизнь Леонида Парфёнова
На профессиональном фронте журналист много лет хранит верность телевизионному формату, придуманному на заре карьеры, и в личной жизни он тоже оказался однолюбом. Леонид Парфёнов с 1987-го года женат на своей коллеге Елене Чекаловой.
Пара не особенно любит афишировать кадры из личного фотоальбома, но об одном можно сказать точно – от голода Леонид Парфёнов умереть не должен. Елена Чекалова уже много лет фокусируется именно на кулинарной тематике. А в 2009-2013 даже вела кулинарную рубрику «Счастье есть!» в утреннем эфире на «Первом канале.
В браке родилось двое детей. В 1988 году появился сын Иван. Со школьных лет он учился в Англии и Германии, а потом закончил частный вуз в Италии – Университет Боккони, получив профессию экономиста. Правда, профессиональную карьеру Иван Парфёнов делал уже на родине. Сперва трудился в РИА Новости, а с 2019-го гада возглавил управление по цифровому маркетингу в Sport24.
В 1992-м году родилась дочка Парфёнова Мария. Она тоже училась за границей, а затем работала в родной стране. В частности, была директором по развитию в проекте «Учитель для России», а потом возглавила Ассоциацию родителей детей с дислексией.
И Иван, и Мария к выбору собственных половинок подошли очень тщательно. Иван Парфёнов в 2015 году женился на дочери инвестиционного банкира Марии Бройтман. Та уже успела подарить Парфёнову-старшему двоих внуков – Михаила и Беллу. А Мария Парфёнова в 2022-м году вопреки всем геополитическим вызовам вышла замуж за израильского бизнесмена Сергея Мхитаряна.
Где сейчас живет и работает Леонид Парфёнов
Сам Леонид Парфёнов тоже бывает в Израиле, где живёт семья дочери. В конце 2022 года правоохранительные органы заподозрили, что у журналиста уже может быть второе израильское гражданство. Это стало поводом для проверки, так как телеведущий не уведомил о появлении второго паспорта власти родной страны.
Однако основным местом жительства для Леонида Парфёнова после переезда стала Грузия. Именно там он снимает новые выпуски «НМДНИ» и «Парфенона». Один из последних выпусков «Намедни», вышедший в декабре 2024, посвящён 1965 году. Другим же популярным направлением работы Парфёнова стал «эстетический алкоголизм» - обзоры вин и соответствующих ресторанов.
Однако YouTube отключил монетизацию на территории России, так что выкручиваться приходится по-всякому. Кто-то ищет спонсоров и забивает весь эфир рекламой, а Леонид Парфёнов сделал ставку на краудфандинг. Например, собрал средства на «НМДНИ-2023», а сейчас в ожидании донатов на серию про 2024-й. К слову, все эти выпуски про российскую современность выпускаются всегда 24 февраля.
Получил развитие и другой формат «НМДНИ» - концертный. Парфёнов ездит по миру со своими творческими встречами: от европейских городов до Дубая. Стоимость билетов варьируется от страны, доходя до 100 евро за то, чтобы посмотреть на Леонида. Однако можно отметить, что в 2024-м появился тренд на осуждение, который может ударить по отношению в тусовке, читай - по кошельку, журналиста. Парфёнова крайне активно обвиняют в том, что это из-за него появились «плохие русские».
Начали предъявлять эти претензии ещё раньше, но в прошлом году сама тема стала обсуждаемой у релокантов и им сочувствующих вместе с выходом книги критика Антона Долина (внесён в реестр иностранных агентов в РФ), в которой автор делится своими мыслями о том, как «Брат-2» и другие российские фильмы закрепили «имперское сознание» у населения. В «лепке» одного из главных кирпичиков, создавших «плохих русских» вместо «хороших европейцев» как раз и обвиняют Парфёнова.
Дело в проекте «Старые песни о главном» за авторством Леонида Парфёнова и Константина Эрнста, который впервые вышел в преддверии нового 1996 года: тогдашние «звёзды» эстрады перепевали советскую классику. Вышел хит, а спустя годы Леонида клеймят, а иные в ад отправляют за то, что именно в тот момент, по их мнению, произошёл культурный поворот. Если упростить идею: посмотрели русские на ностальгию по СССР и захотели назад и желательно в автократию всей душой (уровень жизни в 90-е и прочие чудеса нарождающегося капитализма, видимо, ни при чём). В итоге 2025 год Парфёнов начал с почти часового видео со своими комментариями-оправданиями об одном из самых своих успешных проектов в России. В среде уехавших задают слишком много вопросов о том, как можно было строить страну и её культурное поле долгие годы, а потом прикинуться, что тебе это всё «подкинули».
С другой же стороны границы есть те, кто задаётся вопросом, почему его не признали иноагентом, а книги Леонида спокойно продаются в РФ после бегства. Сам он отвечал в 2024-м на этот вопрос (точнее конкретно про книги) так:
- Не знаю почему. Не будешь же сам на себя доносить.