Я как-то раз писал о том, что компания «Дисней», получила некоторые время назад, один очень интересный дар. Помните, царя Мидаса, которому дали способность, всё, к чему он прикасался рукой, превращать в золото? А вот у «Диснея», увы, дар другой. Всё, к чему они с недавних пор, стали прикасаться, превращается… известно во что. Так получилось и с фильмом, который они, если честно, очень сильно хотели сделать хорошо. Нет, на самом деле, лично мне ругать этот фильм не хочется. Даже более того, я не сказал бы, что он плохой. Только вот, и в прокате он провалился, и, наряду с «Морским боем», загубил карьеру американского актёра Тейлора Китча. И, наверное, все уже поняли, что говорить я буду о фильме «Джон Картер»…
Сначала, как говорится, немного истории. Дело в том, что мне, в своё время, очень сильно понравилась «марсианская серия» Эдгара Райса Берроуза. Скажу честно, я читал не все романы – кажется, семь, или восемь – остальных просто не было в той библиотеке, но они мне, в своё время, довольно сильно понравились. Это была… ну, в какой-то степени, всё же, фантастика – на Марсе была, по сюжету, довольно развитая цивилизация, с возможностями которой часто сталкивался, например, сам Джон Картер, или Улисс Пакстон («Великий ум Марса»). Там и хирургия, что достигла таких высот, которые только-только стали возможными на Земле, и антигравитация, и много всего интересного. Понятное дело, что всё это было основано на предположениях того времени, но – читать это, на самом деле, было интересно. Мне, тогдашнему (я был подростком) это очень нравилось…
И вот, я узнал о том, что Голливуд снимает «Джона Картера». Я очень сильно ждал этого фильма. Я даже специально «освежил» в памяти «Дочь тысячи джеддаков», первый роман, по которому и снимался фильм. И да, я его дождался. Ходил на него в кино, потом не один раз пересматривал уже дома. И, знаете, лично у меня фильм оставил очень и очень смешанные чувства…
Итак, для начала, кто вообще знаком с этими романами Берроуза? Просто мне интересно мнение тех, кто и книги читал, и фильм смотрел. Для начала, мне вот интересно, кто и что думает о том, что по книгам, марсиане вообще ничего не носили, кроме «доспехов». Кстати, сами доспехи, как я понимаю, почти не были описаны. Понятно, что с одной стороны, они должны были обеспечивать какую-то защиту – например, от того холодного оружия, которым они все активно пользовались, с другой, как-то я не думаю, что можно носить «доспехи» отдельно от одежды. Грубо говоря, носить любую «броню», буквально на голое тело – не самая хорошая идея, тут любой это подтвердит. Так что, лично мне вопрос с одеждой, на самом деле, довольно интересен. И я даже не буду говорить о том, что одежда, внезапно, защищает от разных природных и техногенных факторов нашей жизни. Так что – давайте запомним этот момент, так как он важен…
Но, если начинать, то с самого начала. А начало у фильма, я бы даже сказал, что красивое. Нам рассказывают про город Зоданга на Марсе, и эта самая «Зоданга», так или иначе, но угрожает Гелиуму. Гелиум – это, если что, такой… самый большой и шикарный город на Марсе. Не столица, так как там у них – города-государства, которые постоянно выясняли отношения, но просто один из самых крупных городов. И вот, владыка этой самой Зоданги, понятное дело, очень сильно хочет захватить Гелиум. А тут ещё он себе покровителей находит – жрецов Иссы (самое интересное, что по фильму, эти самые «ферны», жрецы Иссы, чуть ли не покровители всего Марса, те, кто вершит там все судьбы и творит всё, что хочет. На самом же деле, они, конечно, имели какое-то значение, их все боялись и всё такое, но… есть один нюанс. Дело в том, что были ребята, для которых «ферны» были просто… добычей, рабами и… пищей. Нет, на самом деле, ферны были не против перекусить теми, кто им поклонялся, но и сами они шли к столу «чёрных пиратов», с которыми Джон Картер столкнулся в третьей (если мне не изменяет память) книге. Но, в фильме их просто не было.
И вот, значит, предводитель фернов, делает Саб Тану, повелителю Зоданги, предложение, от которого тот просто не может отказался. Грубо говоря, даёт ему оружие, чтобы тот смог завоевать Гелиум, а потом и диктовать ему свои условия. Конечно же, ему интересна дочь владыки Гелиума, Дея Торис. Ну, собственно, с этого-то, и начинаются события на Марсе…
Что же касается Земли, то там, по идее, только что закончилась Гражданская война в США. И бывший офицер армии южан, капитан Джон Картер, пытается найти себя в новом мире. И, получается это у него, прямо говоря, так себе. И вот тут уже начинаются расхождения с духом романа. Начать тут можно с того, что если по книге, Джон Картер был «офицером и джентльменом», которого даже невольники, которые у него были, просто обожали (интересно, как это?), то тут – перед нами человек, скажем так… не особенно хорошо воспитанный. Я назову это «раздолбаем», хотя, на язык буквально так и просится немного иное, более грубое слово. Он хамит всем, кому только можно и нельзя, угоняет лошадь шерифа, попадает в историю с индейцами, и только потом попадает в ту пещеру, которая была описана в романе. И тут, собственно, всё и случилось. Если кто-то читал книгу, то там всё произошло под действием какой-то «неодолимой силы». Сначала Картер просто был как бы парализован, потом что-то «щёлкнуло», он оказался стоящим над собственным телом, а потом его как-бы, «засосало» на Марс. Здесь же, оказалось, что на Землю перенёсся один из «фернов», зачем-то напал на Картера, и тот его просто «уработал». И при помощи снятого с противника медальона, он точно так же смог перенестись на Марс…
Я так подробно всё это описал, чтобы показать, как сильно фильм отличается от книги. Но, и чтобы показать, что Картер перенёсся, что называется, «как был» – то есть, в своей одежде. В книге же, он оказался там голым… Но, на самом деле, это не проблема фильма. Вообще, если разобраться, то создатели фильма рассказывают свою историю, непротиворечивую и довольно интересную. Да, она основана на «Дочери тысячи джеддаков», понятное дело, что планировалось «подтянуть» и остальные книги серии – и, наверное, это было бы интересно и здорово, но… тут появились две большие проблемы, которые и поставили крест на фильме.
Проблема номер один. Это сама студия «Дисней». Дело в том, что сами по себе, книги про Джона Картера – достаточно суровые и взрослые. И нет, я не припомню там контента «18+», но, например, сами по себе, марсиане с которыми общался главный герой – отнюдь не добрые и милые товарищи. Например, «зелёные» марсиане, которые его нашли, они… ну, не просто жестоки. То есть, воевать – у них в крови. Всё это сделало их довольно жёсткими ребятами, а некоторые, в частности, джеддак Тал Хаджус (если я не путаю его имя), и вовсе, был тем ещё садистом. Да, потом, когда к власти пришёл Тарс Таркас, всё изменилось, но до того момента надо было ещё дожить. И да, в книгах жестокости хватало. Автор, конечно, не смаковал её, но описывал то, что делал главный герой с противниками, очень так… прямо. И вот ведь в чём проблема. Я сейчас могу ошибаться, но у Диснея есть особая студия, на которой они могут выпускать более жёсткие фильмы. Buena Vista – сейчас принадлежит именно им. И они умеют снимать все эти «моменты». Я могу ругать «Звёздный десант» за то, что при создании фильма очень сильно изуродовали книгу, но – снято-то было хорошо! И все эти жестокие моменты, коих в фильме немало, тоже сняты были достойно. Но, при создании «Джона Картера», упор решили сделать на то, чтобы зазвать в кинотеатры как можно больше детей и подростков, так что фильм снимался с категорией «13+». Стоит ли говорить, что всё было «причёсано» до такой степени, что от первоначального духа романов не осталось вообще ничего?
Вторая проблема заключается в том, что многие, кто посмотрел фильм, книг не читали. И им всё, что было в фильме, показалось… несколько вторичным. Мол, «где-то я всё это уже видел!». И тому есть объяснение. Дело в том, что романы Берроуза про Марс, хоть и не особенно популярные, например, в нашей стране (тут как-то больше про Тарзана знают), тем не менее, в своё время послужили источниками вдохновения, как для разных авторов фантастики, так и для создателей фильмов этого прекрасного жанра. Так что – нет ничего удивительного в том, что отдельные моменты, что были в «Джоне Картере», могли кому-то показать знакомыми. Вот, к примеру – целая планета, на которой, несмотря на наличие «огнестрела», предпочитают сражаться на мечах… Никому ничего не напоминает? Как говорится, «а при чём тут «Дюна»», да? Кстати, марсиане не только фехтуют хорошо, но и стрелков отличных там немало, просто – «стрелять – как-то «не по-пацански», надо чтобы так, в ближнем бою!»…
С другой стороны, видно, что фильм-то, в общем, неплохой! Например, там есть немало интересных решений. «Зелёные» марсиане – собственно, так я себе их и представлял, когда читал книгу. Вула – получился очень хорошо. Вула – это «собачка», калот, который сопровождал Джона Картера на протяжении трёх романов. Сначала, Вула спас его от «большой белой обезьяны», что напала на Картера. Монстр немного так «порвал» Вулу, и марсиане хотели его добить, чтобы не мучался. Джон решил «собачку» спасти, так как она, вроде как, жизнь ему спасла. И выходил его. Ну, с тех пор, Вула к нему и привязался… Так вот, в кино, Вула был одной из находок фильма. Довольно милое и симпатичное создание, которое поражало, например, скоростью своего перемещения. Опять же, актёры подобрались очень хорошие. Тейлор Китч, как мне показалось, довольно интересно воплотил на экране образ Джона Картера, не без замечаний, но интересно. Марк Стронг – я до того видел его в нескольких фильмах, очень интересно показал нам Матаи Шанга. Даи другие актёры тоже были вполне себе убедительны…
Тем не менее, фильм провалился. Ни о каких продолжения, понятное дело, речь уже не шла. Но… лично я склонен считать, что фильм, также, как и книги – как минимум, неплох. Кто не смотрел – искренне советую.