В китайских династийных историях Чжоу шу, Бэй ши и Суй шу воспроизведены две легенды посвященные происхождению царского рода тюрков (племени) Ашина. Они записаны со слов самих тюрков, чьи посольства не раз посещали столицы китайских северных дворов и тщательно опрашивались чиновниками внешнеполитических ведомств. В китайских записях отмечено ,что эти генеалогические повествования рассказаны разными людьми и очевидно в разное время. Наиболее подробно легенды изложены в Чжоу шу. Для самих тюрков оба повествования и были подлинной историей их предков. Действительно , обе легенды, наряду с мифологическими сюжетами о звере-прародителе содержали вполне конкретные сведения о военных и иных событиях, местах, где эти события совершались, об именах древних вождей и приписываемых им способностях и деяниях, иногда вполне реалистических, а иногда и уводящих слушателя (читателя) в мир чудес и волшебства.
Согласно первой легенде, предки правящего рода, жившие на краю большого болота (по Бэй ши и Суй шу - на правом берегу Сихай "Западного моря"), были истреблены воинами соседнего племени, а по переводу Б. Огеля , "воинами государства Линь" , которых он отождествляет с одним из сяньбийских племен. (Ogel, 1957, р. 103-104).
В живых остался лишь изуродованный врагами десятилетний мальчик (ему отрубили ноги), которого спасла от смерти волчица (сарматская девушка - прим. Б. А. Муратов). Скрываясь от врагов, в конце концов убивших последнего из истребленного племени, волчица бежит в горы севернее Гаочана ( Турфанский оазис), то есть в горы Восточного Тянь-Шаня. Там она рожает десятерых сыновей, отцом которых был, спасенный ею мальчик. Сыновья волчицы женятся на женщинах из Гаочана и создают свои кланы, их потомки принимают родовые имена своих матерей. Один из них носит имя Ашина, и его имя становится именем его рода. Вождей нового племени, составленного из родов 10 потомков волчицы, становится Ашина, который оказался способнее своих братьев. Впоследствии число кланов увеличилось до нескольких сот. Вождь племени, один из наследников Ашина, - Арслан- шад, вывел потомков волчицы из гор Гаочана и поселил их на Алтае (Циньшань) , где они становятся подданными жужаней, добывая для них железо. На Алтае, вобрав в свой состав местных жителей - племя принимает наименование "тюрк" , которое согласно легенде связано с местным названием Алтайских гор.
В этой легенде особый интерес вызывают места происходящих событий, сохраненные тюркской традицией и идентифицированные китайским историографом согласно его географической номенклатуре. Если упоминания "гор севернее Гаочана", то есть горных хребтов Восточного Тянь-Шаня, прилегающих с севера к Турфанскому оазису в долине р. Тарим, а также другое упоминание Циньшань "Золотые горы" , то есть Монгольский и Горный Алтай, Большой Алтай, давно и без каких-либо сомнений отождествлены, то с названием Сихай - "Западное море" - дело обстоит сложнее. Кроме наименования нескольких различных озерных и морских акваторий, расположенных западнее собственно Китая (Кукунор, Балхаш, Арал, Каспий), - Сихаем назывались некоторые административные округа. Так в 1 веке до н. э. - 8 веке н. э. название Сихайцзюнь "наместничество Сихай" носила область на границе Западного Цинхая - Юго-восточной части Ганьсу. Для 4-5 веков это название уверенно локализуется применительно к обширной дельте р. Эдзингол (предгорья Гобийского Алтая), протоки которой впадают в озера Гашун-Нор и Сого-Нор, окруженных множеством мелких озер и солончаковыми болотами; в указанное время Сихай был частью провинции Лян, включавшую большую часть Ганьсу, Турфанскую долину - на северо-западе, Синин - на юге (Mather, 1959, р. 75, 88). Тем самым определяется географическое пространство легенды - оно ограничивается на первом этапе ганьсуйско-гаочанской предгорной зоной, примыкающей на северо-западе к Восточному Тянь-Шаню, а на втором этапе горами и долинами Большого Алтая.
По второй легенде предки правящего рода тюрков происходят из владения Со.
С. П. Гущин и Б. А. Муратов достаточно уверенно идентифицируют владение Со с территорией одного из сакских племен. Глава племени Абанбу имел 17 братьев, один из которых Ичжинишиду, назван сыном волчицы. Владение Со было уничтожено врагами, а оставшиеся роды рассеялись.
Благодаря сверхъестественным способностям "сына волчицы" Ичжинишиду, его род оказался в наиболее благоприятном положении. Один из его сыновей стал "белым лебедем" и основал владение Цигу (один из вариантов имени кыргыз), расположенное между реками Афу и Гянь (Абакан и Кем, то есть Верхний Енисей) .
Третий сын правил на реке Чжучже, а старший сын Нодулу-шад поселился в Цзянсы Чжучжеши (вариант: Басычусиши).
К роду Нодулу-шада присоединился и собственный род Абанбу. Нодулу-шад имел 10 жён, сыновья которых имели родовые имена матерей. Сыном его младшей жены был Ашина. После смерти Нодулу-шада - его сыновья решили, что вождем племени станет тот, кто окажется наиболее сильным и ловким, чем другие. Победил в состязании Ашина, который став вождем принял имя Арслан-шад.
Ему наследовал его сын или племянник Туу. Сын Туу, - Тумынь (Бумын рунических текстов), стал основателем государства.
Ашина - переводится с сако-иранских языков - 'небесный', тюркское название этой династии - Гёк.
По Тан шу : "Прародителем тюрков был Туу, внук Нодулу. Он назывался великий ябгу. Тумынь (Бумын) был старшим сыном Туу." ( Liu Mau -tsai, 1958, 490).
Следовательно, Арслан-шад, сын Нодулу, мог быть отцом или дядей Туу.
Автор раздела о тюрках в Чжоу шу - отмечает, сравнивая обе легенды: "Хотя это сообщение отличается от другого (то есть от первой легенды), они совпадают в том, что тюрки происходят от волчицы. Однако этим не ограничивается сходство обоих вариантов генеалогического мифа тюрков. И в той и в другой легенде говорится о гибели племени (владения), к которому принадлежали отдаленные предки тюрков, о бегстве (расселении) того(тех), кто спасся, о первоначальном десяти-родовом составе племени, о выдающийся роли Арслан-шада в истории племени, о сравнительно позднем возникновении этнонима " тюрк" , который принимает род Ашина и подвластные ему роды. В остальном обе легенды фиксируют внимание на частных моментах этой эпопеи, различно освещенных в каждой из них.
Возможно предположить, что здесь скорее следует видеть два варианта легенды, восходящих к общему архетипу , с разной степенью подробности воспроизведенных китайским хронистом, чем две самостоятельных по своему происхождению легенды.
Исторические сведения, относящиеся к "доалтайскому" периоду существования племени тюрк, наиболее подробно сохранены в Суй шу:
"Предками туцзюэ были смешанные ху Пинляна. Их родовое прозвание было Ашина. Когда Северо-вэйский император Тай У-ди уничтожил Цзюцюй, Ашина (вождь племени) с пятьюстами семей бежал к жужаням.
Они (племя Ашина) из года в год жили у гор Циньшань (Алтай) и занимались обработкой железа. "
Это сообщение Суй шу тесно связывает раннюю историю племени тюрк (ашина) с историей поздне-гуннских государств, существовавших на территории Китая в 308-460 г.г.
Проникновение гуннов в Пиньлян и Хэси началось в первой половине 2-го века до н.э. Оттеснив на запад в Семиречье и Среднюю Азию , автохтонное население - усуней и юэчжи, гунны, однако, не удержались на захваченной территории - начавшаяся в годы правления У-ди (140-87 годы до н. э.) китайская колонизация Хэси и бассейна Тарима вынудила их отступить на север. Миграция юэчжийских и усуньских племен не была полной - еще в 5 веке н. э. некоторые из них упоминаются в пределах племенной территории (Haloun, 1937, 284-285) . В 25-55 г. г н. э. в Хэси под защиту Великой стены бегут многие роды, разгромленных гуннами - динлинов , ухуань и сяньби. Массовое переселение гуннских племен в этот район началось в 265 году , "когда на границе за Великой стеной (роды) Дашуй, Сайни, Хэнаньские и другие, 20 000 слишком семейств, приняли (китайское) подданство. Император приняв их отправил в Хэси под древний город Иян, а затем снова (они) смешались с цзиньскими людьми. Затем в Пинян , Сихэ ,Тайуань, Синьсин, Шандин, Лопин во всех округах не было (округа) где не было бы гуннов" (Цзиньшу, цз. 97 цит. по: Бернштам, 1951, с. 220).
После распада Цзиньской империи в Хэси и Гаочане утвердилась китайская династия Ранняя Лян. В 376 году Китай на несколько лет был объединён династией Раннее Цинь. Но уже в 385 году полководец этой династии Ли Гуан создал в Хэси независимое царство Поздняя Лян (386-403г.г.), протекторат, которого распространялся на Гаочан и некоторые другие оазисы Таримского бассейна.
К началу 5 го века гунны Ордоса, возглавленные племенем хэлянь, захватили северную часть Шэньси и Пиньлян. Их вождь Хэляньбобо создал здесь царство Ся ( 407-431г.г.), последний государь которого погиб в борьбе с сяньбийским племенем тугухунь, а земли были захвачены Вэйским императором Тай У-ди. Племя Хэлянь и частью примыкавшие к ним гуннские племена были покорены табгачами, и частью бежали на запад, в Хэси, где в 397-401 г.г. гуннским князем Цзюйцюй Мэнсунем была основана династия Северная Лян (территория Хэси и Гаочан).
В 439 году Тай У-ди захватил Хэси, но двое из сыновей Мэнсюна - Ухой и Аньчжоу - с 10 000 семейств бежали в Шаньшань (район Лобнора), а затем в Гаочан, где опираясь на союз с жужанями, продержались до 460 года. В 460 году этот союз был нарушен ; по сообщению Цзычжи туньцзянь "жужани напали на Гаочан, убили Цзюйцюй Аньчжоу и уничтожили род Цзюйцюев".
Сведения о связях племени Ашина с гуннскими племенами Пиньляна и Хэси в сопоставлении с тюркскими генеалогическими легендами, делают весьма вероятным предположение, что это племя иммигрировало в Ганьсу после 265 года в период массового переселения за Великую стену гуннских и зависимых от гуннов племен Центральной Азии и Южной Сибири. За время обитания в Пиньляне и Хэси племя Ашина восприняло в свой состав новый этнический компонент автохтонного не китайского и не гуннского населения страны ("смешаные ху", ср. мотив женитьбы на Турфанский женщинах в первой легенде). После разгрома государства Цзюйцюев в Хэси, Ашина вместе с Ухоем и Аньчжоу бежали в Гаочан, где вскоре (после 460 г.) попали под власть жужаней и были переселены к южным отрогам Алтая. Согласно обеим легендам, только после переселения на Алтай, племя приняло наименование "тюрк", а старое название племени стало династийным именем правящего рода Ашина.
Очевидно, что следует отказаться от традиционной реконструкции ранней истории племени ашина (тюрк), согласно которой все события, имевшие место до образования Тюркского каганата, связаны только с территорией Алтая и Южной Сибири, а специфические особенности социальной организации и культурные традиции тюркского общества не выходили за пределы норм и представлений, носивших строго региональный характер.
Таким образом возможно выделить два основных этапа ранней истории племени тюрк (ашина):
1) Ганьсуйско-Гаочанский (265-460 г. г.)
2) Алтайский (460-553 )
Не отрицая возможной связи предков Ашина с Алтаем и Сибирью до момента миграции на юг от Великой Стены , следует помнить, что лишь после 460 года в предгорьях Южного Алтая складывается та группировка племен , возглавленная вождями из рода Ашина - Арслан-шадом, "великим ябгу" Туу и Бумынем (Бумын каган), которая в 551-555 г. г. нанесла смертельный удар Жужаньскому каганату .