Местоположение вологодского кремля красивое: рядом набережная с памятниками и жанровыми скульптурами, старинные здания, аллея, украшенная чередой арок в виде вологодских кружев, несколько храмов.
Вологодский кремль – это часть государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Это не просто музей, а научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, а также хранилище художественных, архитектурных, литературных и других памятников культуры и природы.
Бо́льшая часть кремлёвской стены в дни нашего посещения Вологды была на ремонте. Из-за этого теряется типично кремлёвский или крепостной облик. Но ремонт – это хорошо, значит есть надежда, что скоро здесь всё будет красиво, если бюджет раньше времени не иссякнет и подрядчик не подведёт.
Но впечатление создаёт не только внешний облик, его делают люди. А в музеях вологодского кремля, то есть музея-заповедника, порядки чудны́е.
Хотя, конечно, мы на всё смотрим через собственный опыт. Например, я несколько лет работала в областной газете своего региона и регулярно читала все остальные наши газеты и смотрела местное телевидение. Про работников культуры и музейных работников было принято говорить с уважением и восхищением за то, что они за крошечную зарплату живут своей работой, готовы на ней ночевать и всё делать для того, чтобы повысить культурный уровень "тёмной" части сограждан.
Я сначала верила и восхищалась этими святыми людьми. Но потом я стала регулярно ходить по провинциальным музеям и сталкиваться с тем, что посетители "мешают" музейным тётенькам пить чай или скролить интернет в телефоне. Неприятно с таким сталкиваться, но на этом фоне стали ещё больше восхищать те, кто рады даже одному посетителю, даже если он льготник и идёт бесплатно.
Посещение музеев вологодского кремля, мы запланировали на четверг 9 января, я специально смотрела, чтобы не выходной и не санитарный день был.
Один из музеев комплекса – Петровский домик – мы посетили 9 января и успевали побывать в Музее кружева. Но, когда мы к нему пришли, увидели, что висит объявление, сообщающее о том, что Музей кружева, который входит в комплекс музея-заповедника, не работает. Странно, музей как бы один, на сайте режим работы совпадает, а на деле иначе.
А текст объявления поразил своей странностью, как будто его печатал человек, плохо знающий русский язык: "Выходной день в Музея кружева".
Ну что ж, раз в одном музея выходной, сходили мы в другой музея – "Дом с добром".
Ворота кремля тоже были закрыты, поэтому мы решили на следующий день задержаться в Вологде, ведь второй раз в этот город в обозримом будущем мы не планируем приезжать, а город невероятно хорош, самобытен, не похож на другие, виденные нами города.
Музей кружева
В Музее кружева, не смотря на несогласованные слова в объявлении, все владели русским языком прекрасно и были вполне себе приветливы. Только сувенирный магазин был закрыт. Я спросила с которого часу он работает, мне ответили, что так же, как и музей, то есть уже работает. Только пока закрыт. Нам рекомендовали сначала осмотреть экспозиции, а потом зайти в магазин.
Экспозиций много, но все они однотипные: кружева-кружева-кружева, и преимущественно 20 век. Смотреть интересно, но как в картинной галерее. Дети быстро выдохлись смотреть по сути одно и тоже и только преимущественно двух цветов: белого и чёрного. Цветные нити в вологодских кружевах встарь вообще не использовали, а в советское время совсем чуть. Но, кстати, мою 13-летнюю дочь восхитили именно чёрные кружева. А младшего 5-летнего привлекли и радостно удивили цветные.
В музеях я обычно покупаю тематическую детскую литературу, так сказать, для закрепления знаний: это бывают раскраски с экспонатами музея, игры по теме музея или города. Ещё люблю ёлочные игрушки приобретать.
Кружева мы смотрели минут 40. То есть, когда мы снова попытались войти в магазин, с момента открытия музея прошло более часа. Но магазин был по-прежнему закрыт. Однако, видя наше неиссякшее стремление попасть внутрь, над нами смилостивились и пригласили сотрудника, который открыл магазин.
В магазине интересно, как в музее, в продаже много изделий с кружевами. Я купила пластиковый ёлочный шар с кружевами аж за 2 тысячи рублей (жаба чуть не задушила, чуть полегчало, когда в сувенирном магазине Великого Устюга точно такой же увидела за 2200), ещё в продаже была одежда, серьги, браслеты, книги, игрушки.
Всё дорого, а сотрудники как будто не заинтересованы в продажах. А вот детской литературы не было никакой, либо сотрудница не знала, что она есть (почему я так думаю, будет ниже).
После музея кружева мы пошли на территорию кремля. Территория оказалась крохотной и какой-то захламлённой. Ремонт, конечно, идёт, возможно из-за этого такое унылое впечатление.
Художественный отдел в вологодском кремле
Потоптались мы в центре "двора" и пошли в художественный отдел, где проходит выставка, посвященная Новому году.
Мы такое любим. Младший сын может минут 40 наворачивать круги вокруг ёлки с разными украшениями.
Зашли в музей, сувениры и литература продавались сразу у кассы. Я снова стала искать что-то для детей, но оказалось, что все книги один-в-один, как и в музее кружева, ведь это подразделения одного и того же музея. Но здесь женщина, узнав, что я хочу что-то детское, достала мне откуда-то детскую книгу про копейку в СССР, как раз то, что интересно моему старшему сыну.
Мы с удовольствием осмотрели новогоднюю выставку "Новогодняя ёлка, как искусство". Она представляла из себя коллекцию ёлок с украшениями из разных стран и эпох.
В одном из залов постоянной экспозиции была установлена ёлка, украшенная старыми ватными ёлочными игрушками. Ватные ёлочные игрушки первой половины 20 века довольно простенькие, некоторые даже примитивные. Сейчас искусство ватной игрушки на необычайно высоком уровне, современные игрушки – истинное произведение искусства. Но те старые мне почему-то кажутся особенно милыми и какими-то уютными. Долго мы бродили вокруг ёлки, чем, кажется, нервировали смотрительниц, недобро они на нас поглядывали.
Постоянные экспозиции мы тоже не обошли своим вниманием. Там старинная мебель, предметы быта, много икон. Но сложилось впечатление, что сотрудники музея предполагали, что мы пришли сюда исключительно за новогодней атрибутикой. Потому что, когда мы поднялись в залы с постоянной экспозицией, они стали нам указывать дорогу к ёлке. Когда я спросила, можно ли осматривать и остальные экспозиции, мне ответили, что, конечно, можно, "но ёлка там".
Мне очень понравилась рукодельная работа – лоскутная карта Вологодской области со схематически выполненным дедом Морозом, как указанием на его родину – Великий Устюг.
Также мы заметили, что вверху есть галерея, как бы дополнительный этаж – "антресоли", или не знаю, как это правильно называется.
Я спросила у одной из смотрительниц, что там, и можно ли подняться. Смотрительница сухо ответила, что там "ничего" и всем своим видом показала, что не намерена продолжать разговор. Ну ладно, ничего, так ничего. Сыновья расстроились – очень хотели подняться
Складывалось впечатление, что наша компания нервировала смотрительниц. Хотя все мы ходили молча и с вопросами не лезли (кроме одного, про галерею вверху). Только младший сын часто восклицал что-то вроде: "Мама, смотри!" "папа, смотри!", "Лиля, смотри!" "Макс, смотри!" Но руками ничего не хватал и даже, когда устал и увидел обычный стул, спросил: "Это старый стул-экспонат или можно сесть?" Уже наученный музеями и вообще неравнодушный к музейным стульям.
Мешать мы никому не могли, потому что были единственными посетителями музея. Но, очевидно, всё же мешали.
Пройдя вдоль галереи к её другому краю, я вновь спросила, что же там наверху, только уже у другой смотрительницы. И другая смотрительница сказала, что там выставка керамики, и мы можем подняться. Теперь на слово первому попавшемуся сотруднику музея я не поверю, обязательно буду переспрашивать.
Вот вам и "ничего".
Мальчишки с восторгом поднялись (все поднялись, но мальчишки с особым восторгом там всё осматривали, в том числе и залы музея с высоты).
Дальше было ещё "интереснее": когда мы спустились с галереи и направились было на следующий этаж (или очередной полуэтаж), чтобы осмотреть экспонаты там, путь нам преградила очередная смотрительница и сказала, что тот этаж закрыт на обеденный перерыв. Я удивилась, не видела в расписании, что музей работает с перерывом. Посмотрела на часы, было 11:30.
– Какой перерыв, вы же только полтора часа работаете? – Миролюбиво спросила я.
Вопрос оказался риторическим.
В музее кружева на несколько больших залов было по одному смотрителю, и кроме нас были ещё посетители, но при этом смотрители ещё и на вопросы отвечали. Здесь же крохотные залы, часть из которых выглядит как один единый зал, и на каждый зал по смотрителю. Но, ё-мое, часть залов закрыты, потому что смотритель ушёл обедать.
Накануне мы были в другом музее – "Дом с добром", так там вообще один или два смотрителя на весь не маленький музей, и они просто ходили за нами, так же и в другом музее "Мир забытых вещей" – смотритель ходил за нами по залам. Почему четыре смотрителя в художественном отделе Кремля остались сторожить пустые залы, и не позволили нам осмотреть другие, мне вообще не ясно. Кстати, до скольки обед мне вразумительного ответа не дали, очевидно, что перерыв неофициальный. Я понимаю, что все люди хотят есть, но обычно этот вопрос решается не так.
Семёнково
Это музей деревянного зодчества, находится в пригороде Вологды. Место, куда привезли интересные северные дома из разных деревень Вологодской области.
Мы там были сразу после новогодних каникул, и вроде музей работал, но в каком-то урезанном режиме: экскурсовода нет, кафе не работает. Но можно бесплатно слушать аудиоэкскурсию в своём смартфоне, проходя по QR-кодам, помещённым у объектов. Также по территории есть (или был) квест для детей, но когда мы были там, QR-коды никуда не вели – печальненько.
Мир забытых вещей
Это музей, показывающий не бедную жизнь на рубеже 19 и 20 веков, изысканные дореволюционные интерьеры в деревянном особняке, построенном в середине 19 века.
Там мы экскурсию не просили, но смотрительница ходила с нами по залам и охотно и доброжелательно давала пояснения про дом и экспозиции. Только положительные эмоции и впечатления.
Дом-музей Петра I
Крохотный музей в маленьком чудом сохранившемся здании, которому уже 300 лет. Вероятно этот музей кому-то покажется самым скучным, из всех вышеперечисленных, но за счёт миниатюрности и уникальной истории здания, всё здесь запоминается лучше, есть интерактивный экран, где можно получить большое количество информации.
Вологодский Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник состоит из 9 музеев:
- Вологодский кремль
- Музей "Мир забытых вещей"
- Выставочный комплекс "Вологда на рубеже XIX-XX веков"
- Музей "Литература. Искусство. Век ХХ"
- Дом-музей А. Ф. Можайского
- Музей "Вологодская ссылка"
Мы побывали в пяти из них (подробнее о них можно прочитать, пройдя по синеньким ссылкам в списке). Ещё очень хотелось в Вологодской ссылке побывать, но старшие дети не захотели, а мы не стали настаивать.
Все музеи интересные, но вот отношение сотрудников может подпортить впечатление.