Найти в Дзене
Алексей Бакуменко

Две иконы XVII века вернулись в Ярославль после реставрации

Два образа из иконостаса знаменитого ярославского храма Иоанна Предтечи вчера впервые были представлены после реставрации. Это «Рождество Христово» и «Сретение». Когда-то они украшали праздничный ряд иконостаса. В советские годы храм был закрыт, использовался под склад химической продукции, что не могло не сказаться на состоянии фресок и образов. И только в 1970-е годы сохранившиеся иконы поступили в фонды Ярославского музея-заповедника. - С тех пор, как иконы попали в наш фонд, с ними постоянно проводились противоаварийные работы. Но это похоже на уборку снега в метель, поскольку старые иконы подобны хроническим больным, - рассказывает старший научный сотрудник музея-заповедника Алексей Зубатенко. - Наконец-то мы нашли средства, и в 2023 году 4 иконы из праздничного чина церкви Иоанна Предтечи были переданы в Костромской филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря. В свой 160-й день рождения Ярославский музей-заповедник показал посетителям две икон

Два образа из иконостаса знаменитого ярославского храма Иоанна Предтечи вчера впервые были представлены после реставрации. Это «Рождество Христово» и «Сретение». Когда-то они украшали праздничный ряд иконостаса. В советские годы храм был закрыт, использовался под склад химической продукции, что не могло не сказаться на состоянии фресок и образов. И только в 1970-е годы сохранившиеся иконы поступили в фонды Ярославского музея-заповедника.

Храм Иоанна Предтечи в Толчковой слободе. Ярославль.
Храм Иоанна Предтечи в Толчковой слободе. Ярославль.

- С тех пор, как иконы попали в наш фонд, с ними постоянно проводились противоаварийные работы. Но это похоже на уборку снега в метель, поскольку старые иконы подобны хроническим больным, - рассказывает старший научный сотрудник музея-заповедника Алексей Зубатенко. - Наконец-то мы нашли средства, и в 2023 году 4 иконы из праздничного чина церкви Иоанна Предтечи были переданы в Костромской филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря.

В свой 160-й день рождения Ярославский музей-заповедник показал посетителям две иконы, вернувшиеся из Костромы после реставрации.

- В юности я мечтала, что и сам храм, и его иконостас будут восстановлены во всей красе, что в его пустые глазницы вернутся иконы, - признаётся заместитель директора музея-заповедника по научной работе Светлана Блажевская. - Прошло 40 лет и первые шаги наконец-то сделаны. И, наверное, даже хорошо, что реставрация этих икон началась так поздно. Ведь наука не стоит на месте, сейчас в ходу более щадящие способы восстановления. Сто лет назад реставраторы использовали сильные растворы, чтобы снять поздние слои поновления, а в итоге это приводило к повреждению даже авторского слоя. Сейчас реставраторы работают методом сухой иглы, под микроскопом снимая миллиметр за миллиметром.

Теперь мы видим, какими эти иконы были в XVII веке, как их задумывал мастер. Ведь часто при позднейших поновлениях иконописцы могли добавить отсебятины. Например, на иконах «Сретение» и «Распятие» в 19-м столетии на заднем плане появились архитектурные постройки в большом количестве. И если на первой иконе это не сильно искажало авторский замысел, то на второй внимание зрителя невольно переключалось с распятия на фон. Теперь образ освобождён от лишних деталей.

Кстати, кроме обновленных икон музей познакомил посетителей и с деталями их восстановления. Вот три стадии изменения иконы «Сретение», XVII век. Изображение слева сделано до реставрации, тут налицо и потемневший лак, и то самое обилие архитектуры и рельефа на заднем плане.

В центре - икона "Сретение" в процессе реставрации, после снятия поздних поновлений. Реставратору Ирине Задонской из Костромского филиала ВХНРЦ им. Грабаря пришлось убрать 7 поздних слоёв, прежде чем удалось дойти до изначального авторского. И здесь видны следы пемзования, когда иконописец, поновлявший икону в XIX веке, снимал старый лак при помощи пемзы. Пемзы, Карл! Заодно реставратор убрала и архитектурно-рельефные излишества на заднем фоне. Любое такое изменение согласовывается с реставрационным советом. По словам Елены Федорычевой, хранителя церкви Иоанна Предтечи, иногда на иконах оставляют какую-то деталь, появившуюся при поздних поновлениях, поскольку оригинальная утрачена безвозвратно. Например, лик младенца Иисуса на иконе "Рождество Христово" оставлен таким, каким его дорисовал мастер, поновлявший образ в XIX веке.

Справа - образ "Сретение" после реставрации (более крупное изображение на 2-м снимке галереи). Интересно, что при подобном восстановлении икон используется «принцип обратимости реставрации». То есть реставратор, реконструируя пропавшие фрагменты, рисует их акварельными красками, чтобы при необходимости дополнения легко можно было удалить.

Сейчас на реставрации в Костроме находятся 27 предметов из храма Иоанна Предтечи, в том числе и вышеупомянутый образ «Распятие». Но это не только иконы, но и церковная утварь, например, водосвятная чаша. На восстановление двух икон ушло полтора года. Остальные ждут своей очереди на реставрацию. Всего в фондах музея хранится 93 иконы из храма Иоанна Предтечи.

Икона "Преображение Господне" ещё только ждёт своей очереди на реставрацию.
Икона "Преображение Господне" ещё только ждёт своей очереди на реставрацию.