Горы и море, ради которых в Крым многие годы приезжают сотни тысяч людей, становятся с каждым годом недоступнее. Кто и почему ограничивает возможность посмотреть на крымские красоты?
Ситуация с активными турами
Поделюсь с вами наблюдениями о расхождении радужных прогнозов чиновников, озвучиваемых во всех новостях и о том, что реально происходит с крымским туризмом.
На мой взгляд его планомерно уничтожают.
Для тех, кто живет в Крыму более 20 лет и связан с туризмом, это не секрет.
И если раньше строгость законов легко компенсировалась вялым контролем или его отсутствием, то сейчас всё по-другому.
Возьмем походы с рюкзаками. Крымчане хорошо помнят, как приходили поезда, на половину состоящие из туристов-пешеходников. И не только поезда, но и самолеты, привозили тех же любителей активного отдыха.
Но с каждым годом количество этой категории путешественников неуклонно сокращается. Открою причину, она проста. Это позиция крымских министерств.
Хочется верить, что это случайное стечение обстоятельств. Но то, насколько дружно со всех сторон взялись за дело разные ведомства, наводит на неприятные мысли.
Пожароопасность как диагноз
Каждый год в Крыму объявляется пожароопасный период. Обычно с конца апреля, чтобы захватить майские праздники. И длится он до ноября, а иногда и до декабря.
Чиновники обосновывают запреты заботой о крымских лесах. И рапортуют о принятии действенных мер.
Серьёзно? Если бы меры реально были действенными, леса бы не горели, но они горят! И совсем не от рук туристов. В сезоне 2024 года случилось несколько серьезных пожаров, и причины были другие. Хозяйственная деятельность. Для понимания, туристы-пешеходники как раз отличаются от простых отдыхающих и строителей, что бережно относятся к природе и убирают за собой. И лес не жгут.
За последние годы туристов приезжает в Крым всё меньше, так как посещение крымских лесов официально запрещено. При этом в тех лесах, где за посещение можно брать деньги, дневное посещение как раз разрешено. Но с ночевками — ни за что!
Как обстояли дела с туризмом в 60-е — 80-е годы?
Молодежь не знает, что во времена СССР от турбазы Таврия в Симферополе и турбазы Привал в Бахчисарае с апреля по октябрь ежедневно отправлялись в походы десятки групп. Все с инструкторами и маршрутными листами. Ночевали на оборудованных стоянках, где были установлены большие брезентовые палатки, с деревянными топчанами. На них матрасы, спальники и одеяла. Были заготовлены дрова, расчищены площадки под волейбол и футбол. На некоторых стоянках группу встречал традиционный стакан компота, приготовленный предыдущей группой, а на стоянке Мангуп даже театрализованная «Ханская встреча».
Путевки на несколько плановых маршрутов продавали через профсоюзы. При стоимости в 100 рублей турист оплачивал всего 10 процентов стоимости. Такая была государственная поддержка для массового оздоровления трудящихся.
По путевке предоставляли ночлег, питание, транспорт на маршруте, выдавали необходимое снаряжение напрокат.
Пешеходные маршруты Крыма обслуживало 8 турбаз и 2 тургостиницы, а также 28 приютов на 1400 мест.
Информация по состоянию на 1982 год.
Кроме приютов и турбаз было примерно 65 туристических стоянок.
И что, горели леса? Пожаров было не больше, чем сейчас. А турпоток был в тысячи раз больше!
Современное состояние туристической инфраструктуры
В недавнем походе у села Высокое я осмотрел остатки туристической стоянки.
Случайный прохожий и не догадается, что на этом месте что-то было построено и кипела жизнь.
Подойдем ближе. Если не знать, что мы на месте туристического лагеря, принимавшего в день до ста человек, никогда не догадаешься.
Печальное зрелище. Все, что можно было унести — унесли и как в песне «поросло травой место наших встреч».
Оборудованный родник тоже заброшен, пасущиеся животные вытоптали все вокруг.
И в таком печальном виде большинство крымских туристических стоянок. С окончанием эпохи планового туризма эти объекты инфраструктуры больше не нужны.
Примерно так сейчас выглядят места, где останавливаются на ночлег туристы:
Можно подумать, что это естественный процесс и неизбежность. Со сменой социалистической модели развития на капиталистическую так и должно быть.
Если бы мы не выезжали за пределы Крыма, то поверили бы. Но есть пример соседней Турции, с ее Ликийской тропой, протяженностью 500 километров. Там оборудованные стоянки и кемпинги, туристы приезжают со всего мира и всё пользуется спросом. Просто организовано с государственной поддержкой. Турецкие чиновники понимают, насколько важны туристы для экономики страны.
Разлив нефтепродуктов и перспективы курортного сезона
Две аварии с перевозившими нефть танкерами привели к экологической катастрофе в Черном море. Первый и самый большой удар пришелся на побережье Анапы. При этом власти Краснодарского края повели себя крайне безответственно. Вместо того, чтобы доложить об экологической катастрофе, попытались представить дело как небольшое ЧП.
Через время разлившийся мазут добрался и до берегов Крыма. Пятна замечены на пляжах в районе Феодосии и Севастополя. Волонтеры и МЧС приступили к ликвидации загрязнений. Сложность заключается в рельефе. Скалы и крупные камни не собрать в мешки, как анапский песок.
На днях увидел отчет крымских властей, что всё под контролем. Положительный момент в том, что проблему заметили и принимаются меры. Насколько эти меры будут действенны, покажет время. Но убрать загрязнение с диких скалистых берегов физически очень сложно.
Свежая информация: специалисты туристической отрасли отчитались, что снижения бронирования санаториев и гостиниц не наблюдается. Тут выводы делать рано, наблюдаем.
Что делается на региональном уровне
Недавно анонсировали республиканскую комплексную программу для гостей полуострова «Гостеприимный Крым». Это информационное сопровождение туриста, решившего отправиться на отдых в наш регион. В описании звучит определение «максимальное сопровождение» что, конечно, преувеличение. Что на деле? Установлено два ларька - один в Тамани, второй на жд вокзале Симферополя. Теперь турист максимально информирован об отдыхе в Крыму! Те, кто заглянет и не пройдет мимо.
Дело нужное, не спорю. Хорошо, что сделали эти ларьки.
Продолжается благоустройство разных природных объектов: асфальтируются дороги, строятся деревянные настилы со ступеньками, оборудуются смотровые площадки. Появляются указатели, скамейки, перила, даже защитные сетки, о чем я рассказывал недавно.
Ну а что НЕ делается?
Самое главное, не уделяется внимание активным видам туризма.
Реконструировали набережную Балаклавы и снесли базу проката каяков. Предусмотрели временную базу? Нет, ребята долго выбивали и согласовывали времянку.
Обустроили хоть одну турстоянку? Нет, этим никто не занимается.
Есть разрешения для официального прохода групп в летний период? Нет, только запреты.
Поэтому Крым благодаря действиям властей и становится непривлекательным для любителей активного туризма. Куда идти, если леса закрыты? Самому можно отправиться на свой страх и риск, а вот организаторы походов на себя такую ответственность брать не будут.
Какой итог моих рассуждений? Инструкторы-проводники покидают Крым и уезжают работать на Кавказ, Камчатку, Алтай, даже в Фанские горы. И пешеходники и водники.
Почему руководство Крыма этого не замечает и теряет часть турпотока — загадка. Ведь эти же туристы кроме гор пользуются транспортом, покупают продукты, останавливаются после похода в гостиницах на побережье, то есть приносят доход.
А вот Кавказ для многодневных туров становится всё более привлекательным.
Например, природный парк «Большой Тхач», расположенный на границе Адыгеи и Краснодарского края.
Архыз и Приэльбрусье — в сезоне 2025 года будут более популярными, чем Крым.
К большому сожалению крымчан.