Найти в Дзене
Рассказы из кармана

Самоборона от старушки

- Вы должны помочь моей маме! Именно эти слова произнесла вместо приветствия и своего имени моя посетительница. - Здравствуйте! - отвечаю я. - А в какой именно помощи нуждается ваша мама? - Понимаете, - игнорирует та моё здравствуйте. - Моя мама пожилой человек. Я всматриваюсь её в морщины и носогубные складки и согласно киваю головой. Ну, да, не только её маму, но и её саму можно назвать пожилой. - Это нормально, -поясняю я ей. - С возрастом все становятся пожилыми и даже старыми. Но боюсь, что я не смогу помочь вашей маме. - Почему? - удивляется она. - Вы ж юрист? - Юрист, -киваю головой. - Юрист, но не геронтолог. - А кто это? - удивляется она. - Неважно, - машу в ответ рукой. - Объясните лучше в какой именно помощи нуждается ваша мама. - Мою маму избили, - объясняет посетительница. - Избили и полиция отказывается возбуждать уголовное дело. - А что собственно случилось? - осторожно интересуюсь я. Посетительница пускается в долгий и пространный рассказ. Её маму избил сосед по дому. З

- Вы должны помочь моей маме!

Именно эти слова произнесла вместо приветствия и своего имени моя посетительница.

- Здравствуйте! - отвечаю я. - А в какой именно помощи нуждается ваша мама?

- Понимаете, - игнорирует та моё здравствуйте. - Моя мама пожилой человек.

Я всматриваюсь её в морщины и носогубные складки и согласно киваю головой. Ну, да, не только её маму, но и её саму можно назвать пожилой.

- Это нормально, -поясняю я ей. - С возрастом все становятся пожилыми и даже старыми. Но боюсь, что я не смогу помочь вашей маме.

- Почему? - удивляется она. - Вы ж юрист?

- Юрист, -киваю головой. - Юрист, но не геронтолог.

- А кто это? - удивляется она.

- Неважно, - машу в ответ рукой. - Объясните лучше в какой именно помощи нуждается ваша мама.

- Мою маму избили, - объясняет посетительница. - Избили и полиция отказывается возбуждать уголовное дело.

- А что собственно случилось? - осторожно интересуюсь я.

Посетительница пускается в долгий и пространный рассказ.

Её маму избил сосед по дому. За что? Он выгуливал собаку, собака лаяла и мешала спасть. Мама не выдержала, подошла и сделала ему замечание. В ответ он избил её. Мама сняла побои и обратилась в полицию с заявлением, но в возбуждении уголовного дела в там отказали.

- Вы не адресу обратились, - отвечаю я. - Я не занимаюсь уголовными делами.

- Почему? - удивляется посетительница.

- Во-первых, я не адвокат, - поясняю я. - Во-вторых, уголовное право я изучал, но это не моя специализация.

- И что? - не понимает меня собеседница.

- Ну, - пытаюсь объяснить ей доступным языком я. - Это как будто, если бы вы вместо стоматолога обратились бы к кардиологу.

- И что? - не понимает она. - Вы ж юрист, ну,прочитайте этот... как его ... уголовный кодекс.

- Вы бы пошли сами оперироваться к врачу, который только перед операцией учебник анатомии проштудировал? - снова пробую воззвать к её разуму.

Бесполезно, дамочка силком суёт мне в руки какую-то бумагу и начинает вываливать на меня ворох информации. Бумага оказалась не просто бумажным листом, а постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела. Вчитываюсь в текст, одновременно пытаюсь понять его содержимое, в чём мне препятствует словесный поток изо рта моей посетительницы. В конце концов мне удаётся понять прочитанное и дождавшись паузы между словами, несколько громче и резче, чем положено общаясь с посетителями, спрашиваю:

-Чего вы от меня хотите?

- Я хочу, - отвечает дамочка. - И мама моя тоже хочет, чтобы этого гада наказали. Чтобы неповадно ему было руку на женщину поднимать, особенно в возрасте. Да и достал уже лай этих пустобрёхов. И без намордника и поводка не положено их выгуливать.

- Подождите, - пытаюсь остановить её. - Тут написано, что хозяин выгуливал собаку на специальной площадке для выгула собак, когда к ней подошла ваша мама и стала через ограждение оскорблять его, а затем швырять в него и в собаку камни. После чего хозяин собаки взял её на поводок и пытался уйти с площадки. Но ваша мама препятствовала его уходу, хватала за одежду, за поводок, несколько раз пнула его и его животное, в ответ хозяин дал ей пощёчину, в смысле, ударил ладонью по лицу, после чего сумел вырваться и ушёл. Какого-либо вреда здоровью вашей маме причинено не было. Т.е. налицо имели место Побои. Причинившее их лицо ранее к в течении последнего года к административной ответственности за причинение побоев не привлекалось, потому оснований для привлечения к уголовной ответственности нет. С другой стороны нападение на него совершила ваша мама, что подтверждается показаниями свидетелей и записями с камеры наблюдения. Т.е. его действия явно носили характер необходимой обороны.

- Какая оборона? - кричит посетительница. - Он женщину ударил. Понимаете женщину. Пожилую. Да его надо лет на десять посадить, чтобы знал как урки распускать.

- Ну, ваша же мать кидала в него камни, - пробую урезонить я вопящую благим женщину. - Когда мужчина стала уходить, то не дала ему это сделать и несколько раз ударила его и его собаку.

- Подумаешь старушка такого бугая обидела! - не прекращает свои вопли визитёрша. - Да она его на две головы ниже ростом и старше лет на тридцать, а собаку его и вовсе усыпить надо, чтобы не мешала нормальным людям спать свои гавканьем!

- По закону, - объясняю я. - Любой человек, независимо от своего физического состояния и навыков, имеет право на необходимую оборону при условии, что он не вышел за её пределы. Но даже если считать, что он превысил пределы, то причинение легкого вреда здоровью или побоев при необходимой обороне ненаказуемо. Он бы отвечал только в том случае, если вред здоровью причинённый им был бы средний или тяжкий. Но этого не было, а бить собаку, кроме как обороняясь от неё, тоже нельзя. Во-первых, она чужое имущество, а во-вторых закон запрещает причинять из хулиганских побуждений вред и животным тоже.

Тут я понимаю, что что-то не вяжется в её рассказе и постановлении. Всматриваюсь в листок, который продолжаю держать в руках, и понимаю, что у меня вызывало удивление.

- Подождите, - говорю я. - Вы сказали, что собака своим лаем мешала вашей маме спать. Но в постановлении указано место, где произошло происшествие, и адрес регистрации вашей матери. Это совершенно разные места. Если ваша мама живёт по месту регистрации, то надо было добираться через полгорода. Или живёт не по месту регистрации?

- Нет, мама живёт по месту регистрации, - сухо отрезает моя собеседница. - Просто там рядом небольшой оптовый рынок есть, мама туда за гречей ездила. Греча там на десять рублей дешевле, чем возле её дома. Но какая разница какая собака ей спать не давала? Они её и дома достали, просто там они стаями и без людей бегают.

Мне остаётся только развести руками и снова повторить:

- Я не веду уголовные дела. Зайдите к моей соседке. Это рядом. Она адвокат и очень хороший.

- Была я уже у неё, - тоже машет мне в ответ рукой, унизанной золотыми кольцами, явно из турецкого золота, и перстнями с большими, разноцветными камнями, посетительница. - Та меня выслушала и такой ценник заломила... - далее называет сумму.

- Ну, не так уж и много, - машинально замечаю я, хотя уже начинаю понимать, что сейчас услышу. - Меньше она только за консультацию берёт, и то разовую.

- Откуда у пенсионеров такие деньги? - возмущается дочка потерпевшей. - Я ей говорю ты же адвокат, сама сказала, что в твои обязанности входит оказывать правовую помощь.

- Но не бесплатно же, - защищаю свою соседку.

- Но пенсионерам могла бы и бесплатно помочь, раз такая умная! - орёт визитёрша.