Найти в Дзене
Новые Пилигримы

Балет «Дон Кихот»: 15 интересных фактов, краткое содержание, видео с тайм-кодами

Балет «Дон Кихот» считается одним из самых ярких и великих творений из классических балетов. Это потрясающая смесь красоты, энергии и испанского колорита. Он оставляет незабываемое впечатление на зрителей во всем мире. Давайте узнаем любопытные факты о балете «Дон Кихот»: 1️⃣ Роман Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот» неоднократно привлекал внимание талантливых музыкантов и хореографов. Однако для сюжета балета было взято не всё произведение, а только один его эпизод, а именно, история любви Китри и Базиля. 2️⃣ Первый балет по мотивам романа был написан ещё в 1740 году. Балетмейстером выступил Франц Хильфердинг. 3️⃣ На сегодняшний день насчитывается более 13 спектаклей, которые были поставлены по мотивам романа Сервантеса. 4️⃣ Дон Кихот в балете не главный, а скорее фоновый персонаж, без собственной танцевальной партии. 5️⃣ Музыка к русскому балету «Дон Кихот» была написана в 1869 году австрийским композитором Людвигом Минкусом, одним из ведущих композиторов балетной музыки, прожившим в

Балет «Дон Кихот» на сцене Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, фото Е.Лехова
Балет «Дон Кихот» на сцене Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, фото Е.Лехова

Балет «Дон Кихот» считается одним из самых ярких и великих творений из классических балетов. Это потрясающая смесь красоты, энергии и испанского колорита. Он оставляет незабываемое впечатление на зрителей во всем мире.

Амур (Анастасия Кержеманкина),  Дон Кихот (Виктор Механошин),  Дульцинея (Елена Кабанова), фото О.Керелюк
Амур (Анастасия Кержеманкина), Дон Кихот (Виктор Механошин), Дульцинея (Елена Кабанова), фото О.Керелюк

Давайте узнаем любопытные факты о балете «Дон Кихот»:

Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616)
Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616)

1️⃣ Роман Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот» неоднократно привлекал внимание талантливых музыкантов и хореографов. Однако для сюжета балета было взято не всё произведение, а только один его эпизод, а именно, история любви Китри и Базиля.

-4

2️⃣ Первый балет по мотивам романа был написан ещё в 1740 году. Балетмейстером выступил Франц Хильфердинг.

Фанданго, фото Е.Лехова
Фанданго, фото Е.Лехова

3️⃣ На сегодняшний день насчитывается более 13 спектаклей, которые были поставлены по мотивам романа Сервантеса.

Дон Кихот (Константин Хлебников) и Санчо Панса (Глеб Алфёров), фото Е.Лехова
Дон Кихот (Константин Хлебников) и Санчо Панса (Глеб Алфёров), фото Е.Лехова

4️⃣ Дон Кихот в балете не главный, а скорее фоновый персонаж, без собственной танцевальной партии.

Людвиг Минкус (1826-1917)
Людвиг Минкус (1826-1917)

5️⃣ Музыка к русскому балету «Дон Кихот» была написана в 1869 году австрийским композитором Людвигом Минкусом, одним из ведущих композиторов балетной музыки, прожившим в России более 40 лет и написавших здесь самые известные свои произведения.

В центре: Базиль (Алексей Селивёрстов), фото Е.Лехова
В центре: Базиль (Алексей Селивёрстов), фото Е.Лехова

6️⃣ Через год после премьеры балета «Дон Кихот» Людвига Минкуса пригласили на должность первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров.

Мариус Петипа (1818-1910)
Мариус Петипа (1818-1910)

7️⃣ Либретто к русскому балету «Дон Кихот» было создано французским и российским балетмейстером Мариусом Петипа в 1869 году. Мариус как и композитор прожил большую часть жизни в России и получил российское подданство.

Санчо Панса (Игорь Булыцын), фото О.Керелюк
Санчо Панса (Игорь Булыцын), фото О.Керелюк

8️⃣ «Дон Кихот» — это единственное творение Мариуса Петипа, которое он создал изначально именно для московской труппы.

Уличная танцовщица (Энхмунх Оюнболд) и Эспада (Фидан Даминев), фото Е.Лехова
Уличная танцовщица (Энхмунх Оюнболд) и Эспада (Фидан Даминев), фото Е.Лехова

9️⃣ В основе сценического выражения в балете «Дон Кихот» лежат испанская культура и традиции: от ансамблевых номеров до соло с элементами болеро, андалузского фламенко, настоящий фанданго и даже цыганские танцы, во время исполнения которых артисты балета используют туфли на каблуках, а не пуанты.

Мерседес (Анастасия Багаева) и Эспада (Глеб Сагеев), фото О.Керелюк
Мерседес (Анастасия Багаева) и Эспада (Глеб Сагеев), фото О.Керелюк

1️⃣0️⃣ «Носится сама Радость, и скачет само Веселье», так Сервантес описывал испанские танцы. Испанский колорит в костюмах (кастаньеты, веера и пышные цветные юбки, алые плащи и расшитые золотом костюмы тореадоров) присутствует в большинстве сцен балета «Дон Кихот».

Китри (Мики Нисигути), фото Е. Лехова
Китри (Мики Нисигути), фото Е. Лехова

1️⃣1️⃣ Исполнительница главной партии в балете, Китри, исполняет 32 фуэте подряд. Такое большое количество фуэте подряд можно увидеть только в 4-х балетах: «Дон Кихот», «Корсар», «Пахита» и «Лебединое озеро» .

Китри (Мики Нисигути),  Базиль (Алексей Селивёрстов), фото Е.Лехова
Китри (Мики Нисигути), Базиль (Алексей Селивёрстов), фото Е.Лехова

1️⃣2️⃣ Через 31 год после премьеры балета М.Петипа, а именно, в 1902 году, свет увидела постановка русского хореографа Александра Горского. К имеющейся музыке Минкуса Горский добавляет отдельные номера на музыку Э. Направника и А. Симона. В дальнейшем «Дон Кихот» ещё не раз «обогатится» новыми танцами и новой музыкой (B. В. Желобинского, В. П. Соловьёва-Седого), но музыка Минкуса, как и схема спектакля Петипа, останется прежней. Именно версию А.Горского ставят на сценах разных театров по сей день.

-15

1️⃣3️⃣ Во время генеральной репетиции спектакля в редакции А. Горского произошло непредвиденное – внезапно приболела исполнительница роли Мерседес. Ее заменила молоденькая Софья Федорова, которая играла партию уличной танцовщицы. Новую роль она смогла отрепетировать всего пару минут, но и этого ей вполне хватило, чтобы достойно выступить на премьере. Ее выход в двух разных ролях вызвал небывалый успех.

Танец амуров. В центре: Амур (Анастасия Кержеманкина), фото О.Керелюк
Танец амуров. В центре: Амур (Анастасия Кержеманкина), фото О.Керелюк

1️⃣4️⃣ М. Петипа не нравилась версия А. Горского и он даже обвинил его в плагиате. По словам Мариуса, тот использовал хореографию, которую балетмейстер применял в других своих постановках. Однако доказать или опровергнуть это исследователям так и не удалось. Связано это было с тем, что не сохранилось подробных сведений о первой постановке 1869 года.

Дон Кихот (Константин Хлебников) и Санчо Панса (Глеб Алфёров), фото Е.Лехова
Дон Кихот (Константин Хлебников) и Санчо Панса (Глеб Алфёров), фото Е.Лехова

1️⃣5️⃣ В постановке некоторых театров на сцену выходят настоящие конь и осел. При этом в Мариинском театре в Санкт-Петербурге за время существования спектакля в репертуаре театра, с животными происходило множество внеплановых ситуаций. Самая яркая приключилась в 1980 году, когда вместо старого циркового коня привезли кобылу, и осёл ее возжелал прямо на сцене на глазах зрителей. Визг и хохот, Санчо пытающийся безуспешно оттащить любвеобильного осла за хвост, поливание влюбленной пары из пожарного шланга и экстренно опускаемый занавес привели к тому, что какое-то время Дон Кихот и верный Санчо были пехотинцами.

Гамаш (Максим Клековкин),  Лоренцо (Антон Гузеев), фото О.Керелюк
Гамаш (Максим Клековкин), Лоренцо (Антон Гузеев), фото О.Керелюк

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЛЕТА

ПРОЛОГ

Начитавшись рыцарских романов, мечтательный идальго Дон Кихот отправляется странствовать по свету, дабы искоренять всякого рода неправду и громкими подвигами стяжать себе бессмертное имя и почет. С собой он берет хлебопашца Санчо Пансу, которого назначает своим оруженосцем.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

На площади Барселоны праздничное оживление. Вместе со всеми веселятся влюбленные друг в друга дочь трактирщика Китри и цирюльник Базиль. Отцу Китри, Лоренцо, неугоден бедняк, он хочет выдать свою дочь замуж за богатого дворянина Гамаша. Однако Китри отказывается подчиниться воле отца.

В разгар веселья, к всеобщему изумлению, появляется рыцарь Дон Кихот с оруженосцем. Путников приветствуют. Дон Кихот поражен красотой Китри – не она ли в образе дамы сердца, Дульсинеи, являлась ему в грезах?

Воспользовавшись суматохой, Китри и Базиль сбегают. Лоренцо, Гамаш, Дон Кихот и Санчо устремляются им вслед.

Беглецы оказываются в цыганском таборе. Главный цыган решает помочь влюбленным. Он приглашает появившихся преследователей к балагану на театральное представление, даруя возможность Китри и Базилю скрыться. Дон Кихот любезно принимает приглашение, в то время как Лоренцо и Гамашу удается ускользнуть и продолжить погоню.

Принимая происходящее на сцене за действительность, Дон Кихот с оружием в руках бросается защищать «обиженных». Рыцарю кажется, что мельница перед ним – это чудовищный великан, и он незамедлительно вступает с ним в бой. Зацепившись за лопасть мельницы, Дон Кихот поднимается высоко в воздух и падает на землю без чувств.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Санчо ведет израненного Дон Кихота через лес. Рыцарь в изнеможении опускается на землю и засыпает. Ему снится прекрасная Дульсинея в царстве дриад. Очнувшись ото сна, Дон Кихот торопит Санчо продолжить путь.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Китри и Базиль вбегают в таверну и присоединяются к общему веселью. Однако вскоре, наконец, настигнув беглецов, появляются Лоренцо и Гамаш. Отец Китри намерен немедленно объявить о помолвке дочери и Гамаша. Базиль решается на хитрость – он разыгрывает сцену самоубийства. Китри умоляет Дон Кихота уговорить отца выполнить предсмертную просьбу Базиля – благословить их любовь. Как только Лоренцо исполняет желание дочери, Базиль «оживает».

О славной истории любви Китри и Базиля узнает герцог. Он организовывает пышное свадебное торжество в честь молодой пары в своем замке. Почетное место занимает Дон Кихот. Гости поздравляют счастливых Китри и Базиля.

ЭПИЛОГ

Молодожены благодарят Дон Кихота. Славный рыцарь и его верный оруженосец прощаются со всеми и отправляются в путь навстречу новым подвигам.

🌟🌟🌟

Предлагаем вашему вниманию запись основных фрагментов балета «Дон Кихот» в исполнении труппы Урал Опера Балет и желаем приятного просмотра 🤗 🫶 👍

Видео на Дзен и в Ютубе