Продолжаю дорожную (инфраструктурную) тему.
Относительно недавно я упоминал о канатных дорогах цементных заводов «Пролетарий» и «Октябрь» (бывш. Цепь). В прошлый раз об этих сооружениях было написано поверхностно, но, тем не менее, упоминалась примерная дата начала строительства канатных дорог - 1915 г.
В настоящее время появились новые уточняющие факты по канатной дороге завода «Цепь», которыми я хотел бы поделиться.
В далёком 1914 г. (а по некоторым данным ещё ранее) находясь в поисках возможного передвижения грузов из завода в порт и обратно, руководство упомянутого выше предприятия остановилось на мысли устройства воздушной подвесной канатной дороги от завода в Восточную часть порта.
Мотивом к избранию данного способа перемещения грузов по воздуху послужило то обстоятельство, что эта система передачи, являлась единственно осуществимой, а что самое главное не мешающей общей эксплуатации порта.
22 февраля 1914 г. завод «вошёл с ходатайством» в Портовое Присутствие о разрешении устройства канатной дороги в порте и об отводе необходимой площади земли в Восточной части Новороссийского порта для устройства нагрузочно-разгрузочных станций. К документу был прикреплён общий схематический план этих станций, но, к сожалению, визуальная часть пока не найдена.
Исходя из текста архивных документов можно узнать какой была данная дорога.
По горизонтальной проекции она имела длину 905.20 метров, что подтверждается измерением дороги на аэрофотосъёмке военного времени. Как видно на снимке «канатка» проходила частично по суше, а другая её часть вдоль берега над морем. Она была снабжена двумя канатами, проходящими по ряду стоек общими количеством в 12 штук. Одна из стоек попала в кадр фотографии сделанной в сентябре 1943 г. в районе нынешнего памятника «Вагон».
На фото ниже изображено строительство верхней станции канатной дороги. Она была снабжена всем оборудованием для разгрузки и нагрузки угля, клепки, алебастра и цемента с башней и верхним мостом, соединяющимь станцию с угольной эстакадой.
В годы Великой Отечественной войны из верхней станции (как её называли «Гриб») был сделан (наверняка не один раз) интересный снимок (источник ЦАМО). В кадре позиции противника и ориентиры, согласно которым, скорее всего, корректировали работу нашей артиллерии.
После боев, в данной части г. Новороссийска верхняя станция была сильно разрушена и позже демонтирована. Когда точно, пока неизвестно.
Что касается нижней станции, то она располагалась в порту (см. аэрофотоснимок) у корня Восточного мола. Она служила для отгрузки цемента и приема угля, бочарного материала, алебастра и прочих материалов, поступающих с порта на завод. Также планировалась эстакада, ведущая к линии причала, у которой предполагалась установка подъёмного крана для выгрузки угля и алебастра из судов, грузоподъемностью 2 т. Документы гласят, что вместо эстакады, были проведены дековилевские пути (узкоколейка) для соединения линий причала со станцией.
Объекты канатной дороги строились как из камня, так и из железобетона. Она являлась капитальным сооружением и завод «Цепь» потратил на её строительство немалые средства.
Интересный факт.
«Канатку» уже активно строили в 1915 г., хотя разрешение на это дали несколько позже. Возможно, это ошибочное построение причинно-следственной связи, которое возникло из-за дефицита документов по данному вопросу. Вот один из документов по данному вопросу:
Выписка из журнала Технического Совещания при Техническом Совете Министерства Торговли и Промышленности по Делопроизводству от 26 января 1916 г. N 29.
«Техническое Совещание не встретило препятствий к разрешению Обществу Новороссийского Завода Портланд цемента «Цепь» устроить воздушную канатную дорогу с завода на портовую территорию Восточной части Новороссийского порта, при условии, что Общество обязуется убрать возводимые им сооружения, если это потребуется в будущем в связи с расширением порта».
Одно можно сказать точно: дорога существовала и существенно ускоряла грузовые операции, отпуская пароходы и другие суда в кратчайший срок.
P.S. Есть ещё один любопытный источник, который я приобрёл несколько лет назад. Это листы из каталога фирмы «Бодо Эгесторф».
Согласно информации, которая имелась в источнике стало известно, что летом 1912 г. упомянутая фирма выстроила ряд железобетонных построек для цементного завода «Цепь» в Новороссийске, который был введен в эксплуатацию в начале 1899 года.
Поражают объемы проделанных фирмой работ. Особенно отличается своей грандиозностью главное здание вращающихся печей, выстроенное целиком из железобетона. Размер здания 110х32х20 метров, высота башни 27 метров. Вся конструкция опиралась на громадные железобетонные параболические опорные фермы, крыша также была из железобетона, окрашенная жидким варом. Устроен ряд силосов, из которых особенно примечателен силос для угля. Впечатляла также железобетонная эстакада с элеватором для транспорта клинкера.
Возможно «башня 27 метров» это как раз верхняя станция канатной дороги. Получается, помимо 9-ти этажного элеватора в Новороссийске была ещё одна «высотка» - башня канатной дороги цементного завода.
Спасибо за предоставленный материал Управлению архива МО г. Новороссийск.
#Vasilii_Orestofff
#всем_добра