Повсеместное ухудшение политической ситуации, военные действия, преследование неугодных граждан самыми различными способами, неправомочное использование международного сыска, экономический коллапс – все это печальные приметы наших дней. Поэтому совсем не удивительно, что в странах Шенгенской зоны, США, Канаде и др. демократических юрисдикциях появляется все больше релокантов из постсоветского пространства, пытающихся всеми возможными способами легализоваться там. По мнению юристов, специализирующихся на международном праве, самый надежный и безошибочный способ для этой цели – получение политического убежища.
Однако данная процедура сложна в исполнении, многоступенчата, и требует значительной подготовки. Осветить все эти аспекты в подробностях мы попросили Анатолия Фурсова, управляющего партнера Коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры».
- Прежде всего, объясните читателям, что это за статус такой - политубежище?
- Политическое убежище – фундаментальное право каждого человека, будь то женщина, мужчина, или ребенок, на защиту от преследований со стороны своего государства. Абсолютно все люди имеют право жить в безопасности, с соблюдением основных прав и свобод личности. И для того, чтобы реализовать это право, иностранные государства предоставляют беженцам защиту от неправомочных действий со стороны страны происхождения. В международном праве политическое убежище регулируется Конвенцией о статусе беженцев ООН от 1951 года и ее Протоколом от 1967 года. На данный момент в Конвенции участвуют 145 государств мира. Все они обязуются не только предоставлять защиту и поддержку беженцам, подтвердившим свой статус, но и не выдавать их в страну, где они подверглись преследованию. То есть угроза экстрадиции для таких лиц снимается.
- Поясните, кто именно может претендовать на политическое убежище?
- Причины, по которым может быть предоставлена международная защита, также отражены в нормативах ООН. В частности, на политическое убежище могут рассчитывать лица, которые подвергаются личному преследованию в своей стране из-за политических взглядов, религиозных убеждений, на основании расы, национальности, сексуальной ориентации и т.п. В последнее время перечень причин дополнительно расширился: например, все чаще начали получать защиту бизнесмены и предприниматели, подвергшиеся государственному рейдерству и обструкции со стороны судебно-исполнительной власти. И еще один важный момент: миграционные власти иностранных государств стали теперь гораздо более снисходительны к тем, кто пытался получить правовую помощь и защиту от собственного государства, но так и не смог этого добиться. Однако на такой случай потребуются неопровержимые документальные свидетельства – впрочем, как и на все остальные варианты прошений.
- Какие именно документальные свидетельства нужно собрать? Например, если я выходил на оппозиционную акцию против властей и подвергся штрафу, достаточно ли этого будет?
- Совершенно недостаточно. По объективным причинам, недовольных своим правительством людей сейчас чрезвычайно много, и на всех желающих места ни в Европе, ни в США не хватит. Более веским поводом будет, если вас избили при задержании; подвергли жестокому обращению в СИЗО; завели на вас уголовное дело; причинили не только моральный, но и физический, и материальный вред. Вот это - уже более веские обстоятельства для подачи прошения. В идеале, конечно, хорошо бы подтвердить НЕОДНОКРАТНЫЕ случаи преследования со стороны властей и аффилированных с ним структур и/или участие в деятельности «нежелательной» либо «экстремистской» организаций (признанных таковыми на вашей родине). А также то, что именно из-за свободного волеизъявления на вас было сфабриковано уголовное дело.
Конечно, далеко не все кейсы изначально идеальны: однако хороший адвокат по международному праву изыщет дополнительные свидетельства и подтверждения, что его клиент в той или иной форме действительно является жертвой властного произвола - учитывая тот факт, что многие политические режимы сегодня проявляют максимальное ожесточение к собственным гражданам. Однако на такую работу требуется время и ресурсы, что необходимо учитывать претендентам на политубежище, особенно если вам инкриминируют уголовное обвинение, и есть опасения попасть в розыскные базы Интерпол.
- Можете перечислить по пунктам, что в идеале должно входить в историю преследования?
- Разумеется. Нужны все фактические подтверждения вашей позиции. Как-то:
*материалы административных и/или уголовных дел против вас;
*медицинские справки о травмах и заболеваниях, полученных в результате преследования;
*заключения медицинских экспертов о том, что вашему здоровью, как ментальному, так и физическому, был нанесен значительный урон;
* заключения экспертов, например, в экономической отрасли, что вы понесли материальный ущерб;
*документальные подтверждения участия в мероприятиях и деятельности, которая в вашей стране объявлена вне закона;
*показания свидетелей, подтверждающие произошедшее с вами;
*справки от независимых экспертов или организаций, устанавливающих наличие массовых преследований в вашей стране по заявленным причинам;
*материалы и публикации в СМИ и интернет-ресурсах, озвучивающие вашу позицию, либо описывающие ваш случай;
*свидетельства авторитетных правозащитников в поддержку вашей позиции;
*задокументированные доказательства того, что власти вашей страны не могут или не хотят обеспечить вашу защиту.
В любом случае, это лишь приблизительная схема. В каждом конкретном случае доказательства защиты варьируются: наполнение кейса будет различаться в зависимости от того, кто вы: оппозиционер режиму, опальный политик, преследуемый бизнесмен, журналист, блогер, отказник от военных действий, или скажем, представитель ЛГБТ-сообщества.
- Итак, кейс необходимо продумать и подготовить заранее, это понятно. А каковы дальнейшие действия? И где можно просить убежище?
- Преследуемый гражданин имеет право обратиться в любое государство, которое предоставляет международную защиту. Разумеется, следует узнать перед подачей прошения процедуру приема заявки. Например, для получения иммиграционной визы для въезда в Соединенные Штаты нужно подавать прошение онлайн, а также возможность получения политического убежища из-за границы допускает Польша. Но в большинстве других юрисдикций придется присутствовать лично: сразу же на пограничном пункте, в морском или в аэропорту, либо уже пребывая на территории того государства, где решили искать защиту. Алгоритм действий нарушать не стоит: вначале вы собираете доказательства преследования; заручаетесь квалифицированной юридической поддержкой; лишь затем покидаете родину; а потом, без отлагательств, запрашиваете убежище в иностранном государстве. Кстати, если вы въехали в страну убежища со своей семьей, то имеете право подавать прошение все вместе, даже если преследованиям подвергается лишь один из родственников. Если же в одиночку, то воссоединение с родными возможно только после позитивного решения вопроса.
Те же правила касаются и гуманитарного убежища. Оно присваивается, если в стране происхождения происходит гуманитарная или природная катастрофа: например, в Украине, по международной спецификации, происходит сейчас именно гуманитарная катастрофа. Гуманитарная виза объединяет ряд программ, которые позволяют обеспечить временную защиту самым различным категориям граждан, находящимся в группе риска. Но не обязательно подвергающимся преследованиям, в том числе и уголовного порядка… Оттого и ограничений по гумвизе больше, и дается она, в отличии от политического убежища, на ограниченный срок: до тех пор, пока опасность для вас на родине не исчезнет.
- С этим разобрались – очевидно, лучше добиваться политического убежища. Но что делать, если я хочу остаться именно в Европе? Ведь россиянину сейчас получить шенгенскую визу весьма проблематично.
- Согласно Дублинской процедуре, государства-члены ЕС руководствуется правилом начального въезда: то есть ваше прошение на убежище обязана рассматривать первая безопасная страна, границы которой вы пересекли. Так что, несмотря на все сложности, чрезвычайно желательно получить Шенген, и использовать прямые авиарейсы в выбранную юрисдикцию. Помните: если вы запросили убежище в Евросоюзе, и что-то пошло не так, то следующую заявку можно оставить только за его пределами. Хотя Великобритания, Ирландия, Кипр и т.д. – также далеко не самый плохой вариант для релокации, хотя в Шенгенскую зону и не входят.
Далее, рассмотрим другие варианты: например, Fast Track на юридическом сленге. В нашем случае это будет означать «внеплановую» просьбу об убежище прямо в аэропорту во время пересадки, если вы купили билет на любое направление, с пересадкой в какой-либо европейской стране. Однако здесь претендент на статус беженца попадает в ускоренную процедуру рассмотрения запроса, где риск отказа заметно выше. Есть и еще один вариант: въехать в страну с безвизовым режимом с РФ, и попробовать получить защиту в ней. Но это также чревато осложнениями: как правило, в такой юрисдикции наличествуют межправительственные соглашения об экстрадиции, что приведет к самому печальному исходу, если вы уже находитесь в розыске, а также установлены тесные неформальные связи с вашей страной, что также не обещает ничего хорошего на перспективу.
- Но, допустим, все сделано по вашему алгоритму, и заявление на статус беженца подано. Что дальше?
- Вам выдадут документ о временном нахождении в стране. А пока идет рассмотрение запроса, можно будет легально находиться в стране, при желании вам могут предоставить жилье, и некое денежное пособие. Условия содержания, а также материальное обеспечение в разных местах очень сильно варьируются. При этом, как правило, первые полгода работать претендентам запрещено, далее выдается разрешение на работу. Но, повторюсь, если подходить к вопросу взвешенно и с умом, то вполне реально заранее подготовить для себя некую финансовую подушку на первое время, а также предусмотреть удаленные источники дохода.
Эта игра стоит свеч – пройдя все необходимые регламенты и процедуры, а также выждав срок рассмотрения (от нескольких месяцев до пары лет), вы обретаете статус международной защиты. А вместе с ним массу льгот и преференций – право на работу, учебу, ведение бизнеса, медицинскую и социальную помощь. Вплоть до ускоренной процедуры получения гражданства в дальнейшем - как, например в Испании. И пожизненный иммунитет от экстрадиции; а это чрезвычайно важно для всех, кто подвергся незаконному уголовному преследованию у себя на родине.
- В течение беседы вы не раз упоминали о причастности Интерпол ко всем этим вопросам. Можете напоследок дать исчерпывающую справку по данной злободневной теме?
- Разумеется. Сплошь и рядом на человека, перешедшего дорогу властям своей авторитарной страны, в наши дни заводят сфальсифицированные уголовные дела, порой абсолютно абсурдные. Разумеется, фигуранту не остается ничего другого, как бежать в места развитой демократии, и пытаться «отсидеться» там. Но за это время вас преспокойно объявят в международный розыск, манипулируя возможностями Интерпол и другими механизмами международного сыска. Ориентировки полетят по всему земному шару - а там недалеко до задержания, ареста, и высылки на неласковую родину. О том, чем все это обернется, думающей части нашей аудитории отдельно рассказывать не надо… Потому вывод только один – о политубежище нужно задумываться не ПОСЛЕ, а ДО того, как начались столь масштабные неприятности. Ведь обосновывать свою просьбу об убежище на этапе тюремного заключения или начатого процесса экстрадиции слишком проблематично.
Совсем иное дело, если процесс получения политического убежища уже начат – согласно Резолюции Генеральной ассамблеи Интерпол от 2017 года, странам-участницам Конвенции о статусе беженцев прямо рекомендовано предоставлять Генеральному секретариату Интерпол или Комиссии по контролю за файлами Интерпол подтверждение того, что лицу был предоставлен статус беженца, а также информацию о результатах рассмотрения заявления о предоставлении убежища. Если решение положительное, то вас удалят из всех розыскных формуляров и циркуляров, причем раз и навсегда. Так как это решение подтвердит, что вы подверглись необоснованному преследованию со стороны своего государства.
Анатолий Фурсов, управляющий партнер Коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры», подводит итог: «В любом ангажированном деле, особенно когда в историю замешаны такие мощные международные механизмы, как Интерпол, важнее всего выиграть время. Что и происходит, если вы заранее подали прощение на статус беженца. На весь период рассмотрения запроса вы приобретаете иммунитет от враждебных действий со стороны своего государства, а если заявка одобрена – то пожизненно. И даже если с первого раза не удалось добиться желаемого, то всегда есть возможность обжаловать решение об отказе, что может включать в себя подачу апелляции в административный орган или суд. А это также не быстрый процесс, и вновь мы выигрываем драгоценное время. Благодаря чему можно будет найти новые факты и дополнительные доказательства своей позиции, чтобы убедить иностранные органы».