Найти в Дзене

Жизнь, быт и нравы крестьян Тульской губернии (часть 1)

Ища информацию о быте крестьян Тульской губернии (коими являлись и мои предки) конца ХІХ — начала ХХ века, я недавно наткнулась на интереснейшую книгу Баранова Д. А. и Коновалова А. В. «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы "Этнографического бюро" князя В. Н. Тенишева. Т.6». Данную работу я бы настоятельно посоветовала прочитать каждому, кто увлекается генеалогией и хочет узнать больше о своих корнях. В томах собрания можно найти разделы о быте крестьян Вологодской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Псковской, Санкт-Петербургской, Тверской, Тульской и Ярославской губерний. Ниже приведу несколько отрывков, которые показались мне наиболее любопытными. Приятного чтения! Корреспондент Иван Андреевич Хитров (1899) Холдобинская волость, с. Хавки МЕСТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ КРЕСТЬЯН • Местоположение с. Хавки расположено в низменном лишенном хорошей воды месте близи большой дороги, ведущей из Тулы в Венев. Название свое село получило, в

Ища информацию о быте крестьян Тульской губернии (коими являлись и мои предки) конца ХІХ — начала ХХ века, я недавно наткнулась на интереснейшую книгу Баранова Д. А. и Коновалова А. В. «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы "Этнографического бюро" князя В. Н. Тенишева. Т.6».

Данную работу я бы настоятельно посоветовала прочитать каждому, кто увлекается генеалогией и хочет узнать больше о своих корнях.

В томах собрания можно найти разделы о быте крестьян Вологодской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Псковской, Санкт-Петербургской, Тверской, Тульской и Ярославской губерний.

Ниже приведу несколько отрывков, которые показались мне наиболее любопытными.

Приятного чтения!

— ВЕНЕВСКИЙ УЕЗД —

Корреспондент Иван Андреевич Хитров (1899)

Холдобинская волость, с. Хавки

МЕСТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ КРЕСТЬЯН

• Местоположение

с. Хавки расположено в низменном лишенном хорошей воды месте близи большой дороги, ведущей из Тулы в Венев.

Название свое село получило, вероятнее всего, от небольшой р. Хавки, теперь уже несуществующей.

Местные старожилы дают, впрочем, и другое объяснение этому названию. Пред селом с южной стороны находится большая ложбина, которая до сих пор называется «Хавкою».

В прежнее время в этой лощине, говорят они, часто блудили крестьяне и другие проезжие во время зимних вьюг и метелей и нередко замерзали. Заводил несчастных в эту лощину, по их понятию, домовой и там хапал их, т. е. забирал в свои руки, отсюда лощина эта называлась Хапалкою или Хавкою, а от нее и село получило название Хавки.

Состоя более чем из 300-т дворов, с. Хавки расположено в таком беспорядке, что едва ли во всей губернии найдется другое селение, в этом отношении похожее на него.

Слобод, обычных в других селах и деревнях, здесь нет: дворы крестьян стоят друг к другу как попало, без всякого порядка: и задом, и передом, и боком, и накось. Вблизи дворов и опять в полнейшем беспорядке стоят и амбары, и риги, и сараи и погребицы; тут же, особенно в осеннее время, набросаны бывают и солома и дрова.

Такая скученность селения объясняется стремлением крестьян выгадать побольше места для выпаса скота.

Растительности в Хавках, за исключением четырех маленьких незначительных садов да ветел перед несколькими дворами, нет никакой.

В селе три пруда, один из которых довольно большой, но вода во всех трех прудах, как непроточная, мало пригодна к употреблению и идет, главным образом, на питье скоту в летнее время; в этих же прудах и моется белье.

Для питья себе и для приготовления пищи крестьяне берут воду из колодцев, которых в селе очень много: на 3-5 дворов приходится по колодцу со сравнительно доброкачественною водою и из колодцев изобилует только один. Из него все крестьяне берут воду на чай.

От губ. г. Тулы с. Хавки отстоит в 45 вер., а от уездного - Венева в 3-х. Посреди села стоит каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с пределом во имя с.в. Георгия Победоносца.

Недалеко от церкви стоит здание земской школы и в нем же помещается другая — церковно-приходская, в последней обучаются одни только девочки.

В селе есть трактир и при нем кабак.

На базары крестьяне ездят в Венев. Там они бывают дважды в неделю: по пятницам и воскресным дням.

Фабрик и заводов, где бы крестьяне находили себе заработать, вблизи нет, если не считать Тульский Императорский Оружейный завод близким к Хавкам. Правда, есть невдалеке три небольшие винные завода, из которых один даже под городом Веневым, но на этих заводах и то же в незначительном количестве работают местные жители и крестьяне подгородних слобод (на последнем).

От почтовой станции земского начальника, исправника и урядника, которые находятся постоянно в Веневе, село Хавки отстоит в 3-х вер., а от станового в 22-х вер. и от волостного Правления в 4-х вер. Пути сообщения к этим местным центрам доступны во всякое время года.

От железной дороги с. Хавки удалено на довольно значительное расстояние: ближайшая к селу станция Оболенское Сызрано-Вяземской железной дороги отстоит от Хавок в 32-х вер., а станция Лаптево Московско - Курской ж.д. в 38-и вер. В настоящее время, впрочем, с проведением новой Московско-Павелецкой железной дороги, ведется ветка и на Венев; эта последняя будет отстоять от Хавок всего только в 2-х вер..

Шоссе и судоходных рек близи совсем нет.

• Что дает земля крестьянам

Григорий Мясоедов «Сеятель» (1888)
Григорий Мясоедов «Сеятель» (1888)

Хлеба и полезные растения засеваются и возделываются крестьянами на своих землях следующие: из озимых хлебов сеется исключительно одна только рожь, из яровых первое место занимает овес, потом следуют картофель, чечевица и в незначительном количестве просо, гречиха, горох и лен.

Последний сеется крестьянами только в таком количестве, которое нужно для потребностей известной семьи.

Кормовые травы, вследствие малого количества земли, совсем не сеют.

Земля крестьян мало плодородна, без удобрения не родит и крестьяне вынуждены бывают вывозить на нее значительное количество навоза; для хорошего удобрения требуется от 250-300 возов навоза на дес. А так как своего навоза у крестьян не хватает, то они почти всю зиму возят его из города Венева из постоялых и частных дворов.

Огород есть у каждого крестьянина. На нём они преимущественно сажают картофель и капусту, в незначительном количестве сеют коноплю и сажают огурцы, лук, свеклу, морковь, редьку, репу, мак и подсолнечники.

Садов в Хавках четыре, но и те так незначительны и существенной пользы и дохода владельцам их не приносят.

Охотой и рыбной ловлей крестьяне с. Хавки не занимаются.

• Климатические условия в отношении к крестьянской жизни

Весна в данной местности открывается не всегда в одно и то же время и разница в этом отношении бывает иногда очень значительна. В 1891-м г., например, почти весь снег стаял в половине марта и к концу этого месяца начали уже пахать землю, а в 1893 г. все поле покрыто было снегом до 16 апреля и стоял такой хороший зимний путь, что все крестьяне приезжали на базар в Венев на санях.

Чаще же всего снег стаивает приблизительно в первой половине апреля месяца, вскоре после чего и начинают пахать землю. Тогда же апреля по большей части выгоняется и скотина в поле, но на первых порах последняя отдельным лицом не стережется, а каждый хозяин сам смотрит за своими животными. Общественный же, так сказать, официальный выгон скота на пастбище, когда пастух принимает его на свои руки, в большинстве случаев бывает около Георгиева дня - 23 апреля.

Весенняя распутица непреодолимых препятствий для сообщения села с окрестностью не представляет, потому что реки, которая разливом своим препятствовала бы этому, вблизи нет, а существующие в округе лощины опасны бывают не более двух дней, да и в это время в случае нужды перебраться через них возможно.

Косить траву в нашей местности начинают около Петрова дня дня за два до него или после него, а озимое зажинают вскоре после Казанской - 8 июля. Яровое раннего посева нередко поспевает одновременно с озимым, а большею частью его косят в конце июля и половине августа. При благоприятной погоде для уборки хлеба крестьянам достаточно одного месяца. Ненастные же дни часто замедляют уборку недели на две, целый месяц и даже более. В 1899 году, напр., рожь и овес стояли связанными в копнах, а местами на корню или лежали в рядах до конца октября месяца, а местами и в начале ноября.

Первые заморозки чаще всего начинаются в конце августа и начале сентября.

Морозы и снег, совершенно прекращающие полевые работы, начинаются не всегда в одно время. В большинстве же случаев холода прекращают посевные работы во второй половине октября, а снег выпадает, как следует, в конце октября и начале ноября.

Исаак Левитан «Деревня. Зима» (1877)
Исаак Левитан «Деревня. Зима» (1877)

Особенно суровых зим здесь не бывает. Суровою зимою считаются та, когда морозы стоят в 25° и иногда больше. Такою зимою была зима 1892/3 года, когда морозы доходили иногда до 35°, но это бывает, приблизительно, в 10 лет однажды, обычные же морозы стоят всегда от 15-25°. Метелей и морозов настолько сильных, чтобы удерживать крестьян в полном бездействии, тоже не бывает. Зимние дороги нередко заносятся метелями довольно значительно, но таких заносов, при которых совершенно прекращали бы сообщение с окрестностью, не бывает никогда.

СЕМЬЯ. ОБЫЧНЫЙ ПОРЯДОК ЖИЗНИ

• Пища

Ежедневная пища крестьян довольно однообразна и немного видоизменяется только по временам года. Приправой к пище служат конопляное, подсолнечное и очень редко коровье масло, молоко, сметана, подбоечная мука, лук и хрен. Чтобы иметь полное и ясное представление о пище крестьян вообще, следует знать, чем питается большинство их. Ввиду этого мы остановимся подробно на пище средних, так называемых, исправных крестьян как составляющих большинство, а об отличии пищи крестьян богатых и бедных сделаем краткие замечания после. Для полноты исследования вопроса скажем, чем и как питаются крестьяне в каждое время года отдельно.

Весной в скоромные дни крестьяне среднего достатка в завтрак едят следующее: творог с хлебом черным, квас, забеленный молоком и горячий картофель с хлебом без всякой приправы, или так: квас, забеленный молоком, горячий картофель, иногда накрошенный и сдобренный слегка сметаной и черный хлеб с молоком.

В постные дни завтрак большей частью состоит из кваса с мятыми картошками и горячего картофеля с хлебом, иногда с конопляным или подсолнечным маслом, а чаще без него. Иногда, вместо картофеля горячего на второе подается чечевичный кисель с постным маслом. Скоромный весенний обед чаще всего состоит из щей, забеленных молоком, изредка с куском ветчинного сала или какого-нибудь другого соленого мяса, разогретого картофеля с маслом постным или без него и молока с хлебом; реже вместо щей употребляется похлебка, также забеленная молоком.

В постные дни обед состоит из щей или похлебки, приправленных большей частью сырым конопляным или подсолнечным маслом, разогретого картофеля, приправленного тем же маслом, а чаще без него, и пшенной каши с постным маслом.

Ужин весной всегда состоит не более как из двух кушаний - в скоромные дни из щей, забеленных молоком или такой же похлебки и хлеба с молоком, а в постные - из щей или похлебки, оставшихся от обеда и картошки или пшенной каши с маслом конопляным или подсолнечным.

Летом, как скоромный, так и постный завтрак бывает такой же, как и весной с прибавлением только зеленого лука и свежих огурцов.

В постные дни вместо кваса и картофеля едят обыкновенно квас с толченым зеленым луком, а когда поспеют огурцы, то с огурцами. Творог с хлебом в завтрак встречается реже.

Обед летний, как скоромный так и постный отличается тем же кроме того, что за обедом чаще употребляют пшенную и гречневую кашу - в скоромные дни молочную, а в постные с тем или другим постным маслом.

В полдень употребляется хлеб ржаной с луком и огурцами, смотря по времени.

В ужин прибавляется третье кушанье - квас, опять-таки с луком и огурцами, но это бывает только в постные дни, а в скоромные он, по большей части, состоит из щей или похлебки, забеленных молоком, и молока с черным хлебом.

Осенью в скоромные дни завтрак состоит из беленого молоком кваса и горячей картошки с маслом конопляным или подсолнечным, а чаще без него; постный же из кваса с мятым картофелем, горячего картофеля с маслом, а иногда и без него, горячей свеклы, которую варят отдельно неочищенную и в таком виде подают на стол.

Обед и ужин осенью бывают такие же, как и летом, только вместо кваса с луком и огурцами в постные дни употребляют квас с картофелем.

Зимой, как скоромный, так и постный завтрак состоит по большей части из кваса с постной рубленой капустой или редькой и горячего картофеля с маслом постным или без него. Иногда в завтрак употребляются чечевичный или овсяный кисель с постным маслом и гороховые блины.

Скоромный зимний обед состоит из щей или похлебки с куском мяса, а реже без него с постным маслом, картофеля, сдобренного салом и пшенной каши с постным маслом. Постный же обед составляют квас с кислой капустой или редькой, щи или похлебка, иногда заправленные подбоечной мукой и разогретого картофеля с постным маслом. Изредка, вместо картофеля, а то и помимо него, употребляется гречневая или пшенная каша.

Зимний ужин всегда бывает такой же, какой был обед.

В семье среднего достатка едоков семь. Число этой семьи по возрасту распределяется так: один мужчина 25 лет и жена его 23 лет; беременная женщина - жена брата, находящегося на стороне в работниках, 35 лет; старуха 60 лет; две девочки, из которых одной 13, а другой 9 лет и один мальчик 4 лет. В этой семье за тот же промежуток времени ими разных пищевых веществ употреблено было следующее количество: ржаного хлеба 853/4 Ф., мяса 5 1/2 ф., капусты 21 ф., картофеля 175 Ф., пшеничной муки (однажды за обедом была лапша) 2 ф., соленых грибов 3 ф., масла конопляного 1/4 ф. и масла коровьего 1/8 ф.. Следуя предыдущему вычислению, мы находим, что этою семьею средним числом в сутки ржаного хлеба съедено было 12 1/4 ф. и что на взрослого рабочего крестьянина и беременную женщину, сравненную в пайке с первым, ржаного хлеба приблизительно в сутки пришлось 2 1/3 ф., на каждую женщину по 16/7 ф., на тринадцатилетнюю девочку 13/4 Ф., на девочку пяти 1 1/6 ф. и на мальчика 4 лет 3/5 ф..

Скудною пищей крестьяне считают хлеб черный с водою, а лакомым кушаньем - пшеничный хлеб, жареное мясо, лапшу, гречневую кашу и так называемые мучники (нечто вроде пшеничных пирогов).

В бывшие в последнее десятилетие голодные годы большой нужды крестьяне не испытывали, так как пользовались хлебными ссудами от земства и церковных попечительств. Правда хлеб почти все ели не чистый, а с примесью лебеды, но чувствительного недостатка в нем, так чтобы прибегать к замене его древесной корой, листьями и т. п., не было. В более же ранние голодные годы, когда сторонней помощи не было, в случае крайней нужды употребляли в пищу желуди и ботву или листья свеклы. Желуди сушили, мололи и из этой муки пополам с ржаной пекли хлебы, а лепешки даже и из одной желудевой муки, кроме того ели желуди и печеные вместо картофеля. Ботву же свеклы в мелко изрубленном виде подбавляли в хлебное тесто.

Во время беседы с крестьянами о голодных годах мне удалось узнать народное поверье о том, почему так часто стали повторяться эти годы. Один старик долго сидел молча и слушал наш разговор, потом глубоко вздохнул и сказал: «Да! Видно прогневался Господь на нас грешных! Вот и нонешний год поди ждали все какого урожая, а вышло дело-табак. Похоже и собачью долю отъедим скоро!» - «Какую, дедушка, собачью долю?» - спрашиваю я. - «Знамо какую, настоящую собачью, а то какую же?.. А виноваты все бабы». - «Да ты расскажи толком-то», - говорю я. - «Тебе и так толком говорят, а не зря. Вот ты все пытаешь, как и што ели мы в голодные годы, а с чего пошли эвти самые голодные годы, поди и сам не знаешь.., а я тебе, если хошь, расскажу». - «Расскажи», - говорю. «Вот с чаго: однова пекла баба блины, а маленький мальчонка ейный ползал возля на полу. Мальчонка-то и обмарался, а баба, должно было с дуру, возьми блин, да блином- то его и подотри. Господь Бог увидал это и говорит: «За такие твои дела, баба, не стану Я больше давать вам хорошего урожая и будете вы голодать». На ту пору собака-то и подвернись. Услышавши слова Господа, она взвыла и говорит: «Господи! Не делай ты этого, а то я с голоду сдохну». А Господь собаке-то и говорит: «Не вой, собака, на твою собачью долю Я дам. Вот с эвтих самых, значит, пор, мы с тобой и едим собачью долю, да и ту по делам-то скоро отымет от нас Господь за грехи наши и будем мы голодать пуще прежнего».

Корреспондент Федор Гаврилович Шаталин (1898)

Шульгинская волость, с. Причал

МЕСТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ КРЕСТЬЯН

• Местоположение

Сельцо Причал находится в 63 вер. от г. Тулы, в 15 вер. от г. Венева (где бывают базары по пятницам и воскресеньям) и в 5 вер. от приходской церкви с. Харина.

Фабрики, где крестьяне находят заработок, в Москве и близ Москвы в 150 вер. от Причали; произведения же сельские крестьяне сбывают на местных базарах г. Венева, за редким исключением по зимнему пути более зажиточные, у которых несколько упряжных лошадей и упряжек, возят хлеб (преимущественно овес) в Москву.

От почтовой ст. Толстые - в 7 вер.; камера земского начальника находится здесь же в Причали; квартира станового пристава в 7 вер. с. Толстые; урядник живет в 15 вер; волостное правление с. Щучье в 5 вер. путь сообщения на лошадях, кроме г. Москвы, куда ездят на ст. Зарайск, которая в 40 вер. Судоходная река Ока в г. Кашире, откуда и шоссе до Москвы (в 50 вер.).

С. Причал расположено на правой стороне р. Осетра (приток Оки) - двумя слободами с господской усадьбой в середине.

По преданиям, название Причал получило от того, что во времена монгольского владычества, близ с. Причал (в полуверстах расстояния) была сторожевая крепость от набегов татар, расположенная на левой стороне Осетра на очень крутом каменном бугру, что подтверждается сохранившимся и до сего времени земляным валом, на котором даже видно, где были ворота крепости. В то время, по преданию, Осетр был судоходной рекой и здесь к этой крепости приставали струга с войсками, самая пристань тоже заметна отдельными валами насыпей. Впоследствии образовавшийся поселок и получил название в честь этого Причал.

В крепостное право Причал принадлежала двум владельцам - г.г. Оленину и Лихореву.

• Что дает земля крестьянам

При трехпольной системе хозяйства крестьяне сеют: в озимом поле исключительно рожь, в яровом - овес, чечевицу, просо, гречу, картофель и лен с коноплей в небольших количествах. Земля, несмотря на то, что черноземная (по правую сторону р. Осетра начинается черноземная полоса, а на левую суглинистая почва) - без удобрения плохо родит; пронавоженные земли - родят хорошо: (приблизительно от 10 до 15 копен с десятины). На огородах сеют коноплю и часть картофеля. Садов нет, за исключением 2-3 в несколько яблонь. Леса нет; рыбной же ловлей занимаются при разливе реки и ловят наметками, попадаются: карп, щука, окунь; из мелкой рыбы плотва, уклейка и пискарь.

В середине лета и осенью, некоторые из крестьян, имеющие сети, - ловят сетями исключительно для своего продовольствия, за редким исключением - несколько фунтов продажи.

• Полезные и вредные животные

Иван Горохов «Девочка с котятами» (1895)
Иван Горохов «Девочка с котятами» (1895)

К числу домашних полезных животных принадлежат: лошади, рогатый скот, овцы, куры, утки, собаки и кошки. Лошади приносят пользу исключительно как упряжные животные - при полевых работах и езде. Коровы - кормят молоком, за приплод, в телятах, - продается на базарах или употребляется в пищу. Куры — кормят яйцами, а иногда продаются на базаре. Собаки стерегут дворы. Кошки ловят мышей. Полезных животных в диком состоянии нет. Хищные животные: волк, лисица, заяц, мыши и черви; последние бывают на ранних озимых - в засуху.

Волки таскают из стада, а в зимнее время со дворов: овец, жеребят, телят и собак. Лисицы ловят кур, а обыкновенно питаются мышами (но когда бывает много в полях мышей - лисица является полезным животным - уничтожая их). Мыши приносят большой вред: не далее два года тому назад их было такое множество, что к весне на гумнах и в сараях переточили и сделали негодными к употреблению весь заготовленный для скота корм, при этом сильно попортили озимые посевы. Таких годов, изобиловавших мышами в продолжении 20 лет - было три. Спасти корма от мышей не было возможности, они, съевши все лежащие на земле, забирались на соломенные кровли и производили уничтожение там, в особенности, где была еще свежая кровля.

• Климатические условия в отношении к крестьянской жизни

Весна начинается, приблизительно, в последних числах марта, а пахота земли с 10-х чисел апреля.

Весенняя распутица, обыкновенно, недели на две затрудняет сообщение с окрестностью, но пешком или верхом - всё-таки можно пробираться. Дня же на два, когда в вершинах снег насытится водой, но еще не просочит ручьем, - сообщение совсем прекращается. Хлебная уборка начинается приблизительно с первых чисел июля месяца - косят и вяжут рожь и в хорошую погоду дня 3-4 хлеб уже в копнах; влед за сим сейчас же начинается уборка овса, который убирается еще быстрее, ввиду того, что овса посеяно бывает меньше.

Ненастная погода на несколько дней задерживает работу, смотря по количеству выпавших дождей.

Ранние морозы сильно вредят позднему севу гречихи и проса, как более чувствительным к морозам растениям. Убитая морозами гречиха или просо, при косьбе сильно осыпается.

Для картофеля же мороз не так чувствителен (я разумею мороз не свыше 2-3°) он может только убить ботву, но чтобы заморозить клубни в земле, в сентябре таких морозов почти не бывает.

Морозы более сильные, заковавшие землю, начинаются с половины или конца октября, так как с половины сентября до половины октября бывают только ночные и утренники, которые днем совершенно сходят, обращаясь на траве в росу. Снег покрывает покровом землю с конца октября или начала ноября; иногда же бывает, что установившийся в октябре зимний путь - в ноябре, по случаю оттепелей - прекращается и снег сходит на некоторое время, потом же вновь покрывает землю и зима устанавливается.

Зимой бывают морозы, приблизительно в ноябре от 5 до 10°, в декабре, январе и феврале от 10 до 25° (но бывают иногда несколько дней до 30 и более градусов по Реамюру), в марте от 10 до 5°, в апреле и мае месяцах изредка бывают утренники.

Метели и хорошая погода бывают периодически: несколько дней метет снег, а несколько дней устанавливается ветренная морозная погода.

Николай Сверчков «В метель»
Николай Сверчков «В метель»

Сильные метели, продолжавшиеся несколько дней прекращают сообщение только на это время, а с прекращением метели уже устанавливается и сообщение, для чего приходится целыми обществами расчищать в проулках и задворках снег, куда его при сильной метели более набивается.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ КРЕСТЬЯН

Крестьяне занимаются хлебопашеством, большая же часть уходит на заработки, нанимаясь на заработки в Москве и около Москвы. В каждом доме остаются по одному, редко по два работника, которые и ведут домашнее хозяйство.

Мальчики до 10-12 лет обыкновенно живут дома, летнее время помогают домашним пасти лошадей и исполняют мелкие услуги, а больше проводя время праздно - без призора, занимаясь лазанием по огородам и садам, ловлей удочками рыбы и раков в реках, зимой же ходят в школу грамотности, где учителем отставной солдат.

Владимир Маковский «Рыбачки» (1886)
Владимир Маковский «Рыбачки» (1886)

С 12 до 16 летнего возраста мальчиков на летнее время родители уже стараются поместить куда-нибудь за плату: в пастухи по экономиям или к одинокому крестьянину в помощь - попахать и постеречь лошадей. С 16 же лет отправляют в Москву на фабрики, откуда они, обыкновенно, приходят домой на Пасху, являясь щеголевато одетыми в пиджаках и дипломатах смазных сапогах, некоторые даже с часами в жилетных карманах, но большинство без денег, с бледными испитыми лицами и фабричными ухватками, т. е. нравственно и физически изуродованными. Девочки до 16-18 лет помогают родителям в полевых и домашних работах, а так же ходят на поденные заработки по экономиям: молотить хлеб, копать картофель и полоть по огородам. 16-18 лет выходят замуж, засидевшись же отправляются также на фабрики.

По выходе в замужество, некоторые остаются на лето, для работы у свекора, а некоторые тотчас же после свадьбы, вместе с мужьями, уходят на фабрику.

Продолжение следует!