Найти в Дзене
СИМПЛРОБОТ

Настольные игры для юных программистов и робототехников. Часть 2 — эпоха роботов и исполнителей

Оглавление

В первой части истории мы охватили период с 1970 по 1989 годы прошлого века, а в этой части хотел рассказать об образовательных настольных играх для детей и взрослых, в которых упор делается не только на программный код, но и на робототехнику или программирование исполнителей.

Ралли и рикошет роботов

В 1994 году в издательство Wizard of the Coast пришел математик Ричард Гарфильд с двумя играми, которые он разрабатывал уже почти десять лет. Одна из них была карточная коллекционная игра Magic the Gathering, а вторая — игра про гонки роботов «RoboRally». Но в отличие от MtG игра про роботов показалась издательству слишком сложной, и потребовался еще год на ее доработку. Первое ее издание вышло в 1994 году.

Эта игра зародила жанр настольных игр с программированием действий, и ее можно считать первой игрой о реально программируемых роботах. Игра получила второе дыхание с выходом издания в 2005 году от Avalon Hill, где были чуть изменены правила и добавлены фигурки роботов. Это издание переиздавалось до 2016 года.

-2

В 2016 году игра вышла под крылом Hasbro. В ней упростили правила, уменьшили размер игрового поля и сделали упор на фигурки и красочное оформление. Эта редакция не снискала большого успеха и не переиздавалась.

-3

Все эти годы остается неизменной механика игры. У вас есть пять ячеек для программы вашего робота, куда вы выкладываете карты с командами перемещения. После этого все игроки одновременно пошагово исполняют программу для своего робота, перемещая его по игровому изменяющемуся полю. Кто первый и целый пришел к финишу, тот и победил в гонке. Минус игры — ее сложность. Рекомендованный возраст игроков — от 10 лет, но реально игра «заходит», начиная с 12-14 лет.

В 1999 году выходит игра «Ricochet Robots». Хоть это скорее головоломка, чем настольная игра о программировании, но она имеет неограниченное число логических решений, и она была рекомендована для применения в процессе обучения. У вас есть поле, состоящее из 4 частей в виде большой комнаты со стенами по периметру и участками стен на поле. На поле также нарисованы мишени разных цветов.

-4

В начале игры четыре робота располагаются сверху поля. Цель головоломки — доставить робота определенного цвета к случайно выбранной мишени того же цвета. Проблема в том, что раз робот начал двигаться, он будет продолжать движение, пока не столкнется со стеной или другим роботом. Поэтому игрокам нужно найти последовательность движений для роботов, которая позволит доставить нужного робота к мишени за минимальное количество ходов.

К сожалению, игра с 2016 года не переиздавалась, и в настоящий момент ее можно найти только на барахолках.

Черепашки вперед!

История образовательного робота-черепашки отправляет нас назад в 1971 год, где инженер MIT Майк Петерсон представил робота, управляемого на языке Logo. Черепашка с ее простыми командами перемещения и рисования хвостом стала неотъемлемой частью обучения юных программистов и получила отражение как в Школьном Алгоритмическом языке в СССР, так и в среде программирования Scratch или в блочном языке

-5

Вдохновившись программируемой черепашкой, в 2014 году инженер из Google Дэн Шапиро запускает на Кикстартере кампанию по сбору средств на издание игры для дошкольников Robot Turtles.

-6

В ней маленьким игрокам предлагалось задавать карточками программу для своего робота-черепашки и собирать кристаллы на игровом поле, где это же пытались сделать и другие игроки. Черепашки могли перемещаться и поворачивать, а также растапливать стены лазером и прыгать через них. Игра позиционировалась прежде всего для дошкольного возраста и была слишком простой для школьного возраста.

Позже игру выкупила компания Think Fun, которая издает ее до сих пор.

Приключения Битвы Големов, Прогероы и Такси в России.

Автор данного текста вместе с женой, покинув в 2013 году проект робототехнического конструктора «Роббо», решил закрыть «пробел» между Robot Turtles и RoboRally, создав игру для детей 8-12 лет. Три года изысканий и поиска издателей, и вот в 2016 году в России вновь образованным семейным издательством ПРОСТОРОБОТ была издана игра «Битва Големов», а в 2017 году свет увидело 2 издание игры.

-7

«Битву Големов» мы позиционировали для младшего и среднего школьного возраста, и это была не гонка или сбор ресурсов, а турнир боевых роботов. В игру были добавлены циклы и условия, а также разрушаемое игровое поле, которое игрок задавал самостоятельно. Команды были оформлены в виде блоков блок-схем программы.

В 2017 году в России же увидели свет «Прогеры» от Банды Умников. В этой игре вам необходимо было собирать ресурсы на модульном многоэтажном поле на другой планете. Вам были доступны команды перемещения, телепортации и прыжка. Игра получилась интересной, но из-за последовательного выполнения больших команд игроками очень затянутой (от 40 минут).

-8

Скажу честно, «Прогеры» и «Битва Големов» не были уникальными, так как еще в 2013 году свет увидела игра «Twin Thin Bots», где вам приходилось программировать роботов, собирающих кристаллы на другой планете. Только вместо карт команд это были жетоны. Я сам про эту игру узнал только в 2016 году.

-9

Также для дошкольников на российском рынке была доступна настольная игра «Такси», изданная в 2014 году. В ней вам необходимо было прокладывать программу-маршрут для вашего такси по собираемому из карточек городу.

-10

Чем порадовала последняя пятилетка?

В 2019 году свет мы выпустили карточную версию «Битвы Големов»: «Карточная лига ПараБотов». В ней было игровое поле, собираемое из карт, и команды в стиле языка программирования и среды Scratch.

-11

Также в 2019 году свет увидела игра-головоломка «Quirky Circuits». В ней вам нужно было пройти 21 уровень, программируя сообща на 2-4 человека четырех разных домашних роботов: от робота-пылесоса до повара. Проблема в том, что вы программируете одного робота, выкладывая программу для него друг за другом в закрытую и не зная, какую команду выложит ваш напарник. Поэтому итоговая программа может быть не той, что планировалась и вами, и вашими коллегами по игре.

-12

В 2021, а затем в 2023 году последовательно вышли российские игры-головоломки «МАРИ и безумная фабрика» и «МАРИ на Марсе», где вам на сорока уровнях в каждой игре предстояло составить правильную программу для робота Мобильной автономной роботизированной разведки. По факту это была соло-головоломка, в которую играть большим составом можно было интересно только на занятиях.

-13

В 2023 году вышло переиздание игры «RoboRally» от Renegade Game Studios, возвращающееся к исходным правилам из 1994 года, и из которой убрали попсовость и мультяшность, привнесенную Hasbro. В 2024 году вышла юбилейная версия к 30-летию игры, которая собрала в себя все существующие дополнения для нее.

-14

Что сейчас доступно в России для покупки и предзаказов?

Кроме упомянутых «М.А.Р.И.» и «Прогеров», в апреле 2025 года нами готовится к изданию новая версия «Битвы Големов v.4.0».

-15

Мы совместили в этой версии игры всё лучшее из прошлых версий, команды на языке Scratch, а также добавил новые препятствия, времена года, модульную систему сборки и повреждений роботов и элементы из реальной робототехники: линии для перемещения роботов и QR-коды команд.

-16

Из особенностей "Битвы Големов v4.0" отметим наличие ботов, которые позволяют играть как в одиночку, так и добавлять компьютерных соперников при игре на 2–3 игрока. Более того, сейчас мы работаем над тем, чтобы боты стали «умными».

Также мы планируем адаптировать для игры все дополнения из предыдущих ее версий, включая книгу головоломок, и добавить методику для изучения промт-инжиниринга нейросетевых моделей, чтобы дети могли не задавать сами команды роботам, а написать своего «агента», который будет помогать им его программировать.

Изданные игры вы можете найти на маркетплейсах, а «Битву Големов v4.0» можно предзаказать на краудфандинге на площадке «Crowdrepublic» или на сайте нашего издательства ПРОСТОРОБОТ.