В истории российского императорского двора начала XIX века разыгралась драма, достойная лучших романов. Роковая красавица польского происхождения пятнадцать лет властвовала над сердцем самого императора Александра I. Тайные встречи, дворцовые интриги, открытое пренебрежение условностями – всё это сплелось в удивительную историю любви, изменившую жизнь многих людей того времени.
Происхождение и ранние годы
В 1779 году в семье польского князя Святополк-Четвертинского появилась на свет девочка, которой предстояло перевернуть жизнь целой империи. Только вдумайтесь - потеряв мать в два года, она ещё не знала, какие испытания ждут впереди.
В разгар восстания Костюшко толпа растерзала её отца за поддержку России. Казалось бы - крах всех надежд? Но тут вмешалась сама императрица Екатерина II. И не прогадала! Красота юной Марии покорила весь двор в один миг. "Идеальные черты, безукоризненная фигура..." - захлёбывался в восторгах английский посланник Вигель.
А дальше всё закрутилось как в калейдоскопе: в 15 лет - фрейлина, в 16 - супруга богатейшего вельможи Дмитрия Нарышкина. И роскошные балы в их дворце на Фонтанке, где разыграется главный акт этой удивительной истории.
Начало романа с императором
Роковая встреча произошла на балу в Михайловском замке в 1801 году. И надо же такому случиться - будущий император Александр, тогда ещё Великий князь, влюбился в Марию с первого взгляда! Но судьба решила подшутить - прекрасная полька предпочла ему Платона Зубова, последнего фаворита Екатерины II.
Впрочем, фортуна - дама капризная. Не прошло и месяца, как Александр взошёл на престол. И тут всё перевернулось! Былое увлечение Зубовым испарилось, будто его и не было - ещё бы, ведь теперь знаки внимания оказывал сам император.
Нет, это была не просто интрижка при дворе. Александр поселил Марию во дворце, рядом со своими покоями. Роскошь, драгоценности, балы... Но главное - император открыто появлялся с ней на публике, демонстративно предпочитая общество Нарышкиной своей законной супруге Елизавете Алексеевне.
И это только начало истории, которая затянется на долгих пятнадцать лет!
Жизнь при дворе
О положении Марии Нарышкиной при дворе ходили самые невероятные слухи. Да и как иначе? Любовница императора стала фактически второй хозяйкой дворца! Муж её, Дмитрий Нарышкин, смиренно принял ситуацию - против воли монарха не пойдёшь. А Александр, будто насмехаясь, назначил его обер-егермейстером со словами: "Так как я ему поставил рога, то пусть же он теперь заведует оленями".
Что творилось за закрытыми дверями дворца! Мария даже не пыталась скрывать свой триумф. На одном из балов она прилюдно сообщила императрице Елизавете о своей беременности. Какая жестокость - ведь у самой Елизаветы с Александром детей не было.
А влияние Нарышкиной на императора? Одни источники рисуют её тихой и сдержанной - мол, не докучала советами и просьбами. Другие же уверяют - она была дерзкой и властной особой. Но факт остаётся фактом - с ней Александр отдыхал душой, забывая о тяготах государственных дел.
Тайны личной жизни
А теперь о самом пикантном! Кто бы мог подумать - фаворитка императора оказалась на редкость любвеобильной особой. Мало ей было романа с самим монархом - она умудрялась заводить связи с другими мужчинами прямо у него под носом!
Особенно нашумела история с князем Григорием Гагариным. Три года длился их роман, и Мария даже пристроила любовника на должность личного секретаря - для частых встреч, конечно же!
Современники шептались: влюблённые мечтали сбежать от двора и семей, чтобы "предаться взаимной страсти". Но Александр узнал об интрижке и отправил князя в десятилетнюю ссылку.
А чего стоит случай с графом Ожаровским, адъютантом императора! Однажды Александр застал их вместе в петергофской даче - в весьма недвусмысленной ситуации. И что же? Никакого наказания! Поговаривали и о романах с племянником мужа, и даже с женихом собственной дочери. Поистине - неукротимая натура!
Закат отношений
Поворотным в этой любовной истории стал 1814 год - Венский конгресс. Казалось бы, триумф! Император привёз свою возлюбленную на главное событие Европы. Но именно здесь начался закат их пятнадцатилетнего романа.
От поклонников у Марии не было отбоя - весь цвет европейской знати был у её ног. Ревность и раздражение буквально съедали Александра. В пику своей фаворитке он и сам пустился во все тяжкие - мол, клин клином вышибают. Только вот "лекарство" оказалось горше болезни.
После возвращения в Петербург их встречи становились всё реже. Былая страсть угасла, словно догоревшая свеча. Мария уехала в Европу, где продолжила жить на широкую ногу. В 1835 году осела в Одессе, где нашла новую любовь - генерала Брозина. Овдовев, вышла за него замуж и прожила остаток жизни между заграницей и Одессой, где и скончалась в 1854 году.
Спасибо за внимание! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал — впереди много интересного!