Ганс Гейниг взял у убитого Ганса Фришке котелок, как нежное воспоминание и как полезный в солдатском обиходе предмет. - Ужасно! Зачем я взял котелок? Иду на передний край со странным чувством. Что произойдет этой ночью?..
Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 31 декабря 1942 г., четверг:
Фриц-мистик
Солдат 401 пехотного полка 253-й дивизии Ганс Гейниг в бытовых вопросах был реалистом. Он оставил после своей смерти небольшой дневник, в котором записаны различные эпизоды «русского похода», предпочтительно «организация» кур, яиц и молока. Дневник начат 13 января 1942 года. Последняя запись относится к 24 ноябрю. 25 ноября Ганс Гейниг был убит в районе, который обычно определяется «на запад от Ржева».
Реалистом Ганс Гейниг остается и в уничтожении русских городов, поселков, деревень. Так, например, 13 января он деловито записал: «Начало отступления... Мы получили приказ все сжечь. В указанное время мы оставляем наши позиции, за которые пролито столько немецкой крови. Мы поджигаем деревни. Проезжаем через Селижарово. Город пылает: его подожгли части, опередившие нас».
Ганс Гейниг хорошо понимает, что именно он делает. Когда он сжигает деревню, он не думает, что этим радует русских крестьян. Когда он отбирает у колхозницы курицу, он не прикидывается благодетелем. Он иронически относится к предложению высшего начальства установить порядок.
Осенью Ганса Гейнига, как бравого солдата, назначили начальником гарнизона. Ганс Гейниг стал есть каждый день пышную глазунью, запивая ее сливками. 14 октября он записал: «Сегодня я был на совещании начальников гарнизона. Это была настоящая комедия. Предмет обсуждения: питание гражданского населения! Но если мы не будем получать продукты из Германии, русские все равно погибнут. Они попросту умрут с голоду. Уже теперь каждый день многие умирают. Нельзя отказать Гансу Гейнигу в здравом смысле. Разговоры о пропитании русского населения он справедливо называет «комедией». Он трезво рассуждает: так как фрицы пасутся на подножном корму, русское население обречено на голодную смерть.
Что же нарушило душевное равновесие этого олимпийски спокойного фрица? Может быть видение? Старая книга? Вещий сон? Нет, наша артиллерия. Сначала Ганс Гейниг просто считал потери. Потом он перестал считать. Он коротко проставлял в дневнике: «Ужасно!» Наконец, наступил трагический день. Русский снаряд закончил труды солдата Ганса Фришке. Это был соучастник всех походов за курами. И Ганс Гейниг взял у погибшего Ганса Фришке котелок, как нежное воспоминание и как полезный в солдатском обиходе предмет.
Русские артиллеристы продолжали работать. Тогда-то Ганс Гейниг стал мистиком. Он забыл про глазунью. Он забыл про свою карьеру. Он записал 15 октября: «Вместе с котелком я взял путевку в смерть. Эта мысль меня неустанно преследует. Я почти с уверенностью могу сказать, что живым не уйду из России». Конечно, мысль о том, что Ганс Гейниг не уйдет живым из России, была трезвой мыслью: мы знаем, что фрицы живыми от нас не уйдут. Но связь между котелком Ганса Фришке и неизбежной кончиной Ганса Гейнига следует отнести за счет мистицизма.
Записи в дневнике становятся однородными:
«23 октября. Многие убиты.
25 октября. Последние дни мы снова понесли тяжелые, потери.
31 октября. Убиты Франц и Бредель. Я не могу избавиться от сознания, что скоро мой конец.
1 ноября. Опять понесли большие потери.
4 ноября. Сильно беспокоит русская артиллерия.
18 ноября. Ужасно! Зачем я взял котелок?
24 ноября. В 17 часов я получил приказ принять командование взводом. Я иду на передний край со странным чувством. Что произойдет этой ночью?..»
Что произошло той ночью? Началось русское наступление. Дело было не в котелке Ганса Фришке, а в чёткости советской артиллерии. Но фриц-мистик думал об одном: зачем он взял котелок? Он так и не подумал о том, зачем от пришел в Россию, зачем жег русские села, зачем обрек на голодную смерть русских крестьян. Эти мысли были слишком сложными для Ганса Гейнига: он, будучи мистиком, оставался самым обыкновенным фрицем. (Илья ЭРЕНБУРГ).
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1942 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.