Найти в Дзене

«Козуля»: ожившая традиция Даниловского района

Русская народная культура богата своими традициями, передаваемыми из поколения в поколение. Одной из ярких страниц этого наследия является кадриль – парный танец, распространенный во многих регионах России. Особое место среди разновидностей кадрили занимает «Козуля», бытовавшая в Даниловском районе Ярославской области. Эта статья посвящена истории, особенностям и возрождению этой уникальной танцевальной традиции. «Козуля», или «шестизарядная» кадриль, была неотъемлемой частью деревенской жизни вплоть до 70-х годов XX века. Традиционно, осенне-зимний период, начиная с Покрова, становился временем для молодежных собраний – «посЕдок», «вечеров», «вечерин». Для проведения таких мероприятий арендовались просторные дома, где молодые люди могли не только общаться, петь песни и частушки, заниматься рукоделием, но и, конечно же, танцевать. Главным развлечением на этих посиделках была «Козуля». В теплое время года, весной и летом, кадриль исполнялась на лужайках возле домов или в сараях во вре
Оглавление

Русская народная культура богата своими традициями, передаваемыми из поколения в поколение. Одной из ярких страниц этого наследия является кадриль – парный танец, распространенный во многих регионах России. Особое место среди разновидностей кадрили занимает «Козуля», бытовавшая в Даниловском районе Ярославской области. Эта статья посвящена истории, особенностям и возрождению этой уникальной танцевальной традиции.

«Козуля» в быту

«Козуля», или «шестизарядная» кадриль, была неотъемлемой частью деревенской жизни вплоть до 70-х годов XX века. Традиционно, осенне-зимний период, начиная с Покрова, становился временем для молодежных собраний – «посЕдок», «вечеров», «вечерин». Для проведения таких мероприятий арендовались просторные дома, где молодые люди могли не только общаться, петь песни и частушки, заниматься рукоделием, но и, конечно же, танцевать. Главным развлечением на этих посиделках была «Козуля». В теплое время года, весной и летом, кадриль исполнялась на лужайках возле домов или в сараях во время престольных праздников. Как отмечали местные жители: «Да хоть в любое время: на вечеринках, на свадьбах - везде! А чё больше-то? Только кадриль плясали!».

Фольклорно-этнографический ансамбль "СЛАВЁНА"
Фольклорно-этнографический ансамбль "СЛАВЁНА"

Хореография и музыкальное сопровождение

Начинался танец с приглашения: парень, поклонившись, протягивал девушке правую руку. Пары вставали друг напротив друга, девушки запевали песню, и начиналась пляска. Основную роль в «Козуле» играли парни: они встречались в центре, выбивали дробь, кружились со своей или стоящей напротив девушкой. Девушки же в это время приплясывали на месте или переходили на противоположную сторону и обратно. Первые три фигуры имели схожие элементы с небольшими различиями. Четвертая фигура, «лодочки», представляла собой парное кружение с держанием за руки на уровне груди и переходом на противоположные места. Пятая фигура объединяла элементы предыдущих четырех, а шестая полностью повторяла первую.

«Козулю» исполняли под специальные песни, причем для каждой фигуры существовала своя мелодия. В некоторых деревнях Даниловского района было распространено «тонкое» пение – очень высокое, пронзительное, доходящее до третьей октавы. Тексты песен, хотя и различались в разных деревнях, были схожи по тематике: любовные отношения, сватовство и замужество. Если песня заканчивалась, а фигура еще не была завершена, ее начинали петь сначала.

Позднее, наряду с пением, стало использоваться инструментальное сопровождение – гармонь или балалайка. Для каждой фигуры также подбиралась своя мелодия: «Ах вы, сени», «Выйду ль я на реченьку», «Семеновна», «Камаринского», «Русского», «Солома» или «Елецкого», «Коробейники». Завершение кадрили также имело свои варианты: кавалер благодарил девушку и уходил, или же просто произносились слова: «Всё, спасибо, девушки, вам!».

Клавдий Лебедев (1852-1916) "Пляска"
Клавдий Лебедев (1852-1916) "Пляска"

Примеры кадрильных песен

Приведем примеры кадрильных песен, записанных в селе Семлово и деревне Федурино:

Село Семлово (2 фигура):

Что не весело сидишь,
Склонила головушку,
Печально глядишь.
Ваш нежный румянец
На розовых щеках,
А горькие слёзы
У вас на глазах.
Любил меня милый,
Он хочет забыть,
Он хочет забыть,
Сам иную полюбить.
Люби, моя радость,
Бери, кого хошь,
Для вас много барышень,
Для нас молодцов.

Деревня Федурино (2 фигура):

Алый бантик во груди,
Дружка выжидаю,
Говорят, скоро придёт,
Ничего не знаю.
Говорят, скоро придёт,
Верить мне придётся,
От своих сердечных слов
Милый отольётся.

Возрождение традиции

Благодаря многолетней экспедиционно-исследовательской работе Майи Валерьевны Капшуковой и деятельности народного самодеятельного коллектива – фольклорно-этнографического ансамбля «Славена», «Козуля» была восстановлена. Сегодня этот уникальный танец вновь «гуляют» на праздниках, показывают на концертах и представляют на всероссийских фольклорных фестивалях.

Заключение

«Козуля» является ценным образцом традиционной русской культуры, отражающим быт, нравы и музыкальные предпочтения жителей Даниловского края. Благодаря усилиям исследователей и энтузиастов, эта уникальная традиция не только сохранилась в памяти, но и продолжает жить, радуя зрителей и напоминая о богатом культурном наследии России.

P.S: пример исполнения кадрили «Козуля» можете увидеть в нашем сообществе ВК, перейдя по ссылке: https://vk.com/video-8345914_456239549