Найти в Дзене
Билет в СССР

Это было невозможно, но микробиолог сделала это. Как Зинаида Ермольева победила холеру в Сталинграде

Летом 1942 года командование Сталинградского фронта получило донесение о вспышках холеры в рядах гитлеровцев. Советское руководство боялось, что болезнь перекинется и на наших солдат. И на жителей, которые находились в городе. Опасения были не напрасны. 18 июля в нескольких районах города были подтверждены первые случаи заболевания. По распоряжению народного комиссара здравоохранения в город на Волге направилась одна из ученых-микробиологов страны Зинаида Ермольева. Летом 1942 года на перрон столичного вокзала привезли ценный груз. Коробки со склянками одну за другой бережно грузили в вагоны поезда. Зинаида Виссарионовна с бригадой микробиологов отправлялась в самое пекло войны. В город Сталинград. С собой везли запасы бактериофага - активного оружия, которое должно было предотвратить эпидемию холеры среди бойцов. По пути случилось страшное. Эшелон, в котором ехали микробиологи, попал под бомбежку. Множество медикаментов было уничтожено. Но Ермольеву это не остановило. Она приняла ре
Летом 1942 года командование Сталинградского фронта получило донесение о вспышках холеры в рядах гитлеровцев. Советское руководство боялось, что болезнь перекинется и на наших солдат. И на жителей, которые находились в городе. Опасения были не напрасны.
18 июля в нескольких районах города были подтверждены первые случаи заболевания. По распоряжению народного комиссара здравоохранения в город на Волге направилась одна из ученых-микробиологов страны Зинаида Ермольева.

Летом 1942 года на перрон столичного вокзала привезли ценный груз. Коробки со склянками одну за другой бережно грузили в вагоны поезда. Зинаида Виссарионовна с бригадой микробиологов отправлялась в самое пекло войны. В город Сталинград. С собой везли запасы бактериофага - активного оружия, которое должно было предотвратить эпидемию холеры среди бойцов.

По пути случилось страшное. Эшелон, в котором ехали микробиологи, попал под бомбежку. Множество медикаментов было уничтожено. Но Ермольеву это не остановило. Она приняла решение восстановить запас утраченных препаратов в Сталинграде.

Зинаида Виссарионовна в лаборатории
Зинаида Виссарионовна в лаборатории

Ей удалось невозможное. Наладить сложнейшее микробиологическое производство в одном из подвалов осажденного города. Самой главной проблемой было количество фагов. После бомбежки в Сталинград довезли буквально крохи. А привить надо было сотни тысяч солдат.

И лаборатория заработала. В ужасных условиях, под бомбежками микробиологи денно и нощно растили, развивали, стерилизовали.

“Наша подземная лаборатория давала нужное количество фага. Мы работали не разгибаясь. Возвращаясь ночью с работы, я каждый раз находила в госпитале, где жила, перемены, от которых беспокойно сжималось сердце. Все теснее сдвигались койки. Все больше было раненых во дворе и в саду”.
Из воспоминаний Зинаиды Ермольевой.

Ермольева часами работала над микроскопом, изучая возбудителей холеры. Не может не произвести впечатление то, что разведчики добывали для нее немцев, погибших от холеры. Оттуда она выделяла холерные штаммы для того, чтобы разработать соответствующие фаги.

Вскоре из подвала, который оборудовали под лабораторию, начали вывозить сотни, а потом и тысячи доз холерного фага. Благодаря этому удалось ежедневно обследовать до 15 тысяч человек, а привить бактериофагом - до 50 тысяч. По радио постоянно передавали о мерах по профилактике желудочно-кишечных заболеваний.

Советский ученый, чей вклад в науку неоценим
Советский ученый, чей вклад в науку неоценим

Сталин лично звонил Ермольевой и справлялся о том, как идут дела. Он называл ее сестренкой еще до войны. Из-за отчества - Виссарионовна.

В середине сентября 1942 года, когда Сталинград нещадно бомбили фашисты, Зинаида Ермольева, рискуя жизнью, вылетела в Москву и доложила наркому здравоохранения, что приказ выполнен. Эпидемия холеры в Сталинграде предотвращена.

За это в 1943 году была удостоена Сталинской премии первой степени. Полученные деньги она, не задумываясь, передала в Фонд обороны. На эти деньги был построен истребитель, на борту которого было написано ”Зинаида Ермольева”.

Этот весомый вклад в Победу сделала скромная выпускница медицинского факультете Донского университета. Зинаида приехала в Ростов из казачьего хутора Фролов.

Зинаида Виссарионовна Ермольева родилась 12 октября 1898 года. Фото 1915 года
Зинаида Виссарионовна Ермольева родилась 12 октября 1898 года. Фото 1915 года

Ее отец, Виссарион Васильевич, был подъесаулом 4 Казачьего Донского полка. Умер рано, в 1909 году. Все хлопоты по содержанию детей, а их в семье было шестеро: четыре брата и две сестры, легли на плечи матери. Александра Гавриловна имела дворянские корни и понимала, что значит образование. По этой причине семья переехала в Новочеркасск, где Зинаида вместе с сестрой закончили Мариинскую гимназию.

Во время учебы Зинаида узнала, что ее любимый композитор Чайковский умер от холеры. Тогда она решила, что станет врачом, а еще непременно изобретет лекарство от этой страшной болезни.

Через много лет, будучи известным академиком, Ермольева вспоминала, как спозаранку лазила через форточку в лабораторию, чтобы лишний часок-другой посвятить опытам.

В 1922 году на Дону вспыхнула эпидемия холеры. К этому времени Ермольева получила диплом врача и работала в Ростовском бактериологическом институте. Вместе с сотрудниками они начали искать пути заражения. Понять это можно было только одним способом.

24-летняя ассистентка кафедры микробиологии Зинаида заперлась в лаборатории и поставила перед собой два стакана. В одном раствор соли, в другом - жидкость с миллионами холероподобных эмбрионов. Первый стакан она выпила, чтобы нейтрализовать желудочный сок. А второй - для того, чтобы сознательно заразить себя холерой.

Через 18 часов Ермольева была на грани жизни и смерти. Но это позволило коллегам выделить из ее организма прячущийся микроб. К счастью, молодой крепкий организм Зинаиды смог побороть опасную инфекцию. Нет никаких сомнений, что этот эксперимент мог стоить ей жизни.

Но Ермольева знала, что многие великие ученые, на чьих трудах она училась, поступали именно так. Рисковали собой во имя науки. Когда возбудители холеры были найдены, Ермольева приступила к разработке препаратов для борьбы с ними. В процессе заметила, что есть еще одно средство, которое уничтожает их в водной среде.

Именно Зинаида Ермольева первой заметила, что использование хлора оказывает выраженный дезинфицирующий эффект на этого возбудителя. На основании ее опытов были разработаны санитарные нормы хлорирования воды, которые действуют и по сей день.

В 1925 году Зинаиде Ермольевой предложили возглавить отдел в Биохимическом институте Наркомздрава. Скромный багаж ученого состоял из единственного чемодана с пятьюдесятью-стами холерных и холероподобных вибрионов.

Когда в 1939 году в Средней Азии вспыхнула эпидемия холеры, у Ермольевой уже были наработки с возбудителем. Благодаря этому Ермольевой в считанные месяцы удалось погасить вспышки сразу нескольких заболеваний.

Зинаида Ермольева на фронте
Зинаида Ермольева на фронте

Начало войны Зинаида Виссарионовна встретила в звании профессора.

Помимо предотвращения эпидемии холеры в Сталинграде, Зинаида Ермольева совершила еще один, без преувеличения, научный подвиг. Изобрела первый антибиотик в Советском Союзе.

На поле боя 80% смертей среди солдат были связаны не с пулевыми ранениями. Большинство погибало от гнойных осложнений. С этим нужно было что-то делать. В первые годы войны, до появления пенициллина, число вернувшихся в строй было заметно меньше.

Пенициллин называют восьмым чудом света. В годы войны его производили только в Великобритании и США. Но союзники не спешили делиться технологией производства. В 1942 году перед отечественными микробиологами была поставлена задача в кратчайшие сроки создать советскую версию пенициллина и наладить его производство.

Руководить процессом было поручено Зинаиде Ермольевой. Ценой больших усилий в тесном, необорудованном институтском флигеле с термостатами в ящиках от письменных столов родился пенициллин-крустозин. Так назвала его Зинаида Ермольева.

Эта история легла в основу повести Каверина “Открытая книга”. По мотивам этой повести в середине 70-х был снят одноименный многосерийный фильм.

-5

На клинические испытания уходят годы. У Ермольевой этого времени не было. Шла война. Раненые срочно нуждались в помощи. После первых испытаний началось внедрение пенициллина в военно-медицинскую практику.

Осенью 1944 года Зинаида Ермольева в составе бригады главного хирурга Красной Армии Николая Бурденко отправилась на передовую. Главным итогом испытаний стало выздоровление 100% раненых бойцов, участвовавших в эксперименте.

Зинаида Ермольева и Говард Флори. 1944 год
Зинаида Ермольева и Говард Флори. 1944 год
В 1944 году в СССР прибыл профессор Говард Флори, который наладил выпуск пенициллина в США. Он узнал о разработках Ермольевой и привез с собой штаммы своего препарата. Флори предложил сравнить эффективность заокеанского пенициллина с советским.
Состязание антибиотиков проходило в одной из больниц Москвы. Препараты кололи тяжелораненым. В результате эксперимента советское средство оказалось эффективнее в полтора раза. После этого американский профессор почтительно назвал Ермольеву Госпожа Пенциллин.
В 1943 году Ермольева (справа) была награждена орденом Ленина.
В 1943 году Ермольева (справа) была награждена орденом Ленина.

Вениамин Каверин в своей книге искренне восхищался волевым характером и самоотверженностью Ермольевой. Автор хорошо знал Зинаиду Виссарионовну, ведь она была женой его старшего брата, известного вирусолога Льва Зильбера.

Лев Зильбер и Зинаида Ермольева познакомились в 1927 году, когда их отправили на 6 месяцев в научную командировку: Вена, Париж, Берлин. 33-летний Лев и 29-летняя Зина вместе работали в институте Лаборатории Пастера.

В.А. Энгельгардт, З.В. Ермольева и Л.А. Зильбер на конгрессе в Берлине. 1927 год
В.А. Энгельгардт, З.В. Ермольева и Л.А. Зильбер на конгрессе в Берлине. 1927 год

В Москву молодые ученые вернулись как муж и жена. Каверин писал, что привязанность Льва к Зине продлилась 5-6 лет. А Зинаида любила его всю жизнь. В 1930 году Зильберу предложили должность директора Азербайджанского института микробиологии.

Он, не задумываясь, оставил молодую жену и переехал из Москвы в Баку. Для Зинаиды это стало ударом. Она тяжело заболела, но от депрессии спасла работа. Так их пути разошлись. Ермольева вышла замуж за микробиолога Алексея Захарова. Зильбер тоже женился.

Лев Зильбер и Зинаида Ермольева, начало 1930-х гг.
Лев Зильбер и Зинаида Ермольева, начало 1930-х гг.

Казалось бы, дело житейское. Но вот что поразительно. С начала 30-х годов до 1940 года бывший муж Зильбер был три раза арестован по различным ложным обвинениям. И каждый раз, забыв старые обиды, Зинаида Виссарионовна писала письма, собирала подписи, стучалась во все инстанции, чтобы вызволить Зильбера из тюрьмы.

И ей это удавалось. При этом Ермольева понимала, что сама могла оказаться на его месте. И на всякий случай в прихожей наготове держала чемоданчик. Муж, Алексей Захаров, всячески помогал ей в попытках освободить Зильбера.

Однако в феврале 1938 года он тоже был арестован. В годы сталинских репрессий не вникали в суть дела. Достаточно было одного доноса. Когда Ермольева попыталась вызволить мужа, ей сообщили, что он во всем признался. Больше они не виделись.

Ермольева - автор более 500 научных работ
Ермольева - автор более 500 научных работ

Вопреки стереотипам о женщинах-ученых, Зинаида Виссарионовна одевалась по моде, носила золотые украшения. Любила собирать компании, петь и танцевать. После двух браков замуж больше не выходила.

Детей тоже не было. Все силы она отдавала своему детищу: Кафедре микробиологии Центрального Института усовершенствования врачей, которую возглавляла с 1952 года до конца жизни.

Её имя живёт в названии улиц Москвы и её родного города Фролово, кафедры микробиологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования
Её имя живёт в названии улиц Москвы и её родного города Фролово, кафедры микробиологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования

В свои 76 она оставалась такой же энергичной, доброжелательной и невероятно увлеченной своим делом. Такой же, как много лет назад, когда впервые села за микроскоп. Под руководством Зинаиды Виссарионовны были созданы и внедрены в производство многие новые антибиотики: Экмолин, Бициллин, Стрептомицин, Тетрациклин и другие.

В 1960 году она получила революционный противовирусный препарат Интерферон. Это лекарство до сих пор не теряет своей актуальности.

Выдающийся микробиолог, женщина с большим любящим сердцем служила науке до последнего дня.

2 декабря 1974 года утром она провела научную конференцию. А ночью ушла из жизни. Оставив после себя восьмое чудо света.

-12

Дорогие читатели. Благодарю Вас за внимание. Желаю счастья, здоровья, мирного неба над головой. С уважением и благодарностью к Вам.