Листая старые газеты, натолкнулся в «Вечерней Москве» на прелестное.
14 января 1934 года «Вечерка» напомнила начальству о том, что 3 года назад трудящиеся оплатили покупку автообязательств, но обещанных автомобилей что-то до сих пор нет:
«Форд за 1800 рублей
В 1931 году правительство в целях привлечения средств населения на автостроение выпустило автообязательства стоимостью в 1800 рублей.
С молниеносной быстротой все 3000 автомобильных обязательств были раскуплены энтузиастами советского автостроения. Именно энтузиастами, так как обязательства государственным учреждениям и предприятиям не продавались.
Автомобильные обязательства покупали инженеры, техники, врачи, механики, профессора, кинорежиссеры и проч. Но все же большой процент подписки падает на рабочих. Условия оплаты обязательств, выпущенных правительством, были вполне доступны среднему квалифицированному рабочему.
Рабочий-каменщик гор. Баку тов. Дадышев все свои сбережения в несколько сот рублей первым внес в счет погашения приобретенного им обязательства. Остальные погашал равными частями в рассрочку. Рабочий Ростовского сельмаша т. Шкода и многие другие рабочие последовали его примеру.
Государство получило солидное финансовое подкрепление и еще шире развернуло строительство Нижегородского автогиганта. Завод построен. Он уже успел выпустить несколько тысяч советских Фордов. Когда же начнут погашаться автомобильные обязательства?
- Фактически к погашению автообязательств, - говорит начальник Ватосбыта т. Майерс, - уже приступлено. Кооперативные организации и артели, изъявившие желание получить по автообязательствам грузовые машины, уже получили их. Некоторые рабочие, в том числе т. Дадышев (теперь уже текстильщик) и т. Шкода, тоже получили легковые машины.
Ватосбыт сейчас составляет список займодержателей на получение легковых автомашин в первом квартале этого года. Среди них летчик-краснознаменец т. Местон, рабочие Соколов, Апресян и Газов, приобревшие коллективно одно обязательство, милиционер ленинградското ОРУД'а т. Карпов, рабочий Сормовского завода т. Аристов, председатель колхоза Днепропетровщины т. Волкович. Список содержит более двухсот фамилий. За этим списком последует второй …»
Вроде бы все хорошо, проблема начинает решаться. Вот только…
Все началось в 1930 году, когда Совнарком решил привлечь народные деньги на дело большого строительства. Большая стройка в Нижнем Новгороде сама по себе не закончится, Автострою нужны деньги. Вот и решили: пообещать желающим перспективу обзавестись автомобилями, а собранные деньги пустить на строительство.
1 марта 1930 года «Известия» опубликовали постановление СНК:
«О выпуске автомобильных обязательств под автомобили производства 1931‑1934 г.
В целях усиления средств, вкладываемых в автостроительство, и облегчения колхозам и другим кооперативным и общественным организациям и отдельным трудящимся, нуждающимся в автотранспорте, приобретения автомобилей, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Разрешить Всесоюзному объединению автотракторной промышленности (ВАТО) выпустить автомобильные обязательства, дающие право их владельцам на получение легковых и грузовых автомобилей производства 1931‑1934 г.г….
5. Все четыре выпуска автомобильных обязательств выпускаются 1 марта 1930 г.
Срок обязательствам первого выпуска наступает 1 марта 1931 г.
Срок обязательствам второго выпуска наступает 1 марта 1932 г.
Срок обязательствам третьего выпуска наступает 1 марта 1933 г.
Срок обязательствам четвертого выпуска наступает 1 марта 1934 г….»
То есть первые обязательства должны были быть выполнены еще в 1931 году.
Но что-то пошло не так с самого начала.
Оно и не могло пойти по другому, хотя бы потому что автогигант в Нижнем Новгороде еще только строился и срок строительства первой очереди изначально по плану составлял 18 месяцев. И так как строительство началось в мае 1930 года, то в марте 1931 года этот завод никак не мог отгрузить ни легковые, ни грузовые «Форды». Его еще просто не построили.
Конечно, на заводах КИМ в Москве, «Гудок Октября» в Канавино (пригород Нижнего Новгорода) и на Харьковском автосборочном заводе собирали грузовые и легковые «Форды» из поставленных из США машинокомплектов. Но во-первых скорости сборки не хватало для исполнения проданных обещаний. А кроме того, у Политбюро, Совнаркома и ВСНХ имелись свои мнения, куда в первую очередь следует использовать дефицитный ресурс. И это, конечно, были не мечты отдельных личностей о личном автотранспорте. То, что эти личности потратили свои деньги или коллективно скинулись на покупку, начальство, беспокоившееся о великом – мировой революции, не беспокоило. Подождут.
В феврале 1931 года в №4 газеты «За рулем» появилась статья «Как будут реализованы автообязательства», поясняя, как решено расплатиться с теми, кто поверил в возможность покупки автомобилей у родной Советской власти и даже внес свои деньги:
«…в соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 28 февраля 1930 г., были выпущены автообязательства с погашением их в течение 1931-1934 гг.; в частности в 1931 г. в период март-май Автотракторное объединение должно погасить 2700 обязательств на легковые машины и 2000 обязательств на грузовые автомашины.
Автообязательства первого выпуска имели очень ограниченное число держателей. Автомобильные обязательства второго выпуска были распространены значительно шире, причем держателями их были не только колхозы, но и потребкооперация, общественные организации и даже индивидуальные потребители…
Вследствие чрезвычайно острого положения в снабжении нашего хозяйства автомашинами всех систем (в связи с чем было введено строгое планирование всех завозимых и выпускаемых автомашин в СССР), Совнарком СССР постановлением от 27 декабря 1930 г. предложил прекратить дальнейшее размещение автомобильных обязательств под автомобили производства 1931--1934 гг.
Совнарком СССР, учитывая, что обслуживание нужд сельского хозяйства автомобилями наиболее целесообразно производить при посредстве машинотракторных станций, признал необходимым сосредоточить в этих станциях все автомобили, предназначенные для обслуживания колхозов. Поэтому Совнарком СССР предложил Колхозцентру и Союзу союзов с.-х. кооперации развить кампанию за сдачу колхозами и производственными с.-х. кооперативами автомобильных обязательств 1929/30 г. и автообязательств выпуска 1931-1934 гг. в обмен на акции Трактороцентра, обязав районные, областные союзы колхозной и с.-х. кооперативной системы обменять имеющиеся у них автомобильные обязательства на акции Трактороцентра.
Что касается обязательств 1931-1934 гг., размещенных среди отдельных трудящихся, ячеек Автодора, потребкооперации, других организаций, кроме колхозов, производственных с.-х. кооперативов, колхозсоюзов и союзов с.-х. кооперации, то они подлежат оплате в установленные сроки, при чем для этой категории держателей автообязательств Совнарком СССР обязал ВСНХ СССР и НКПС обеспечить выдачу автомобилей в установленные сроки. В частности по обязательствам 1931 г. выдача легковых и грузовых автомобилей будет произведена в течение апреля и мая этого года.
По обязательствам на легковые машины будут выдаваться автомобили «Форд» модели 1930 г., четырехместные, открытые, с запасным колесом, новой резиной и комплектом дорожного инструмента.
По обязательствам на грузовые автомобили будут выдаваться грузовые машины «Форд- АА» модели 1930 г., также с запасным колесом, новой резиной и комплектом дорожного инструмента…»
То есть, колхозы, которые решили внести свои деньги на покупку грузовых "Фордов", решили «освободить» от автообязательств почти сразу, уже через несколько месяцев настоятельно предложив им "обменять" уже оплаченные бумаги на получение автомобилей на «акции Трактороцентра». Мол, зачем вам крестьяне автомобили, вы с ними все равно обращаться не умеете. И денег мы вам тоже не вернем – берите надежные и верные "акции". Они вам совершенно точно пригодятся. Когда-нибудь. А машины получат МТС, чтобы потом за денежку выполнять работы в ваших колхозах. (см. постановление СНК от 27.12.1930 «Об участии средств крестьянского населения в строительстве машинно-тракторных станций»).
Так родная партия во главе с товарищем Сталиным избавилась от обещаний, опрометчиво розданных колхозникам.
С погашением автообязательств перед их наивными покупателями пока решили просто повременить.
Если полистать советскую прессу, например, «Вечернюю Москву», то можно заметить, что в 1932-33 году была полная тишь и гладь на эту тему. Ведь если не напоминать о проблеме, то ее вроде и нет. 3 ноября 1932 года «Вечерняя Москва» в статье «Автобэби. О заводе малолитражных авто» скромно обмолвилась, что опыт продажи автообязательств трудящимся получился не очень удачным:
«…Теперь - о сборе средств на постройку такого завода. Поддерживаю мысль об организации такого сбора. Но не думаю, чтобы целесообразной формой был выпуск автообязательств, с оплатой их автомобилями. Уже имеется опыт выпуска таких обязательств, когда полученные по ним средства были обезличены, а держатели обязательств все еще ожидают машины (ибо легковых машин мы еще не производим, грузовые же в плановом порядке идут на удовлетворение самых первоочередных нужд). Вряд ли при таких условиях автообязательства нового образца будут иметь большой успех…»
В 1934 году ГАЗ уже заработал во всю, стало можно напомнить о взятых обязательствах и даже начать их выполнять. О чем в статье в январе 1934 года и написано. Больше об "автообязательствах 1931-34 года" «Вечерняя Москва» не писала никогда :) Фактически эти автообязательства оказались чем-то вроде лотереи. Если владелец бумаги был ударником или занимал «ответственную должность», то с большой вероятностью свой легковой автомобиль он получил, хоть и не сразу и совсем не в те сроки, в которые ему сначала обещали.
В дальнейшем, в течение 1934-36 годов на крупных заводах распространялись похожие автообязательства среди передовиков-ударников. Но это было уже не массовым явлением, а касалось строго определенных предприятий. И каждый раз решение о продаже передовикам этих самых автообязательств принимали на уровне Политбюро и СНК. Даже распределение сотни автомобилей на самотек не пускали – товарищ Сталин предпочитал все распределять сам, чуть ли не поштучно.
Ну а то, что эти автообязательства гасили еще очень долго, если вообще погасили полностью, можно узнать, например, вот из таких объявлений:
«Утерянное автообязательство 002317 серия первая на имя Няндомского РПС считать недействительным»
Это объявление опубликовано в «Вечерней Москве» 8 января 1935 года. И до сих пор оставалось непогашенным. Да еще в итоге и утерянным.
------------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала. А еще на меня можно подписаться в Телеграме.