Найти в Дзене
Про100 Поехали

Какой дом на колесах выбрать? Обзор известных видов автодомов. Достоинства и недостатки.

Как мы пришли к тому, чтобы приобрести дом на колесах, мы рассказали в предыдущей статье. Если кратко, то нам хотелось добиться независимости в передвижениях, комфорта и скорости. Возможности путешествовать всей семьей, включая домашних животных. Наверное, для того чтобы перейти к обзору вариантов исполнения домов на колесах, нужно разобраться с понятиями. И это действительно необходимо. Потому как в России многое из того, о чем мы далее поговорим, появилось относительно недавно. И обычный обыватель такие понятия, как кемпер, трейлер, автодом, дом-дача, караван и т. д., не различает. Итак, под «домом на колесах» может подразумеваться любой транспорт, который оснащен для ночлега. А вот разновидностей напридумывали очень много. Из всего этого разнообразия нам нужно выбрать тот, который подойдет нам по таким параметрам, как габариты, комфорт, оборудование. Оговоримся сразу, что в этой статье не будет никаких советов по фирмам и маркам продуктов, представленных на рынке. Все, что далее буд
Оглавление

Как мы пришли к тому, чтобы приобрести дом на колесах, мы рассказали в предыдущей статье. Если кратко, то нам хотелось добиться независимости в передвижениях, комфорта и скорости. Возможности путешествовать всей семьей, включая домашних животных.

Наверное, для того чтобы перейти к обзору вариантов исполнения домов на колесах, нужно разобраться с понятиями. И это действительно необходимо. Потому как в России многое из того, о чем мы далее поговорим, появилось относительно недавно. И обычный обыватель такие понятия, как кемпер, трейлер, автодом, дом-дача, караван и т. д., не различает.

-2

Итак, под «домом на колесах» может подразумеваться любой транспорт, который оснащен для ночлега. А вот разновидностей напридумывали очень много. Из всего этого разнообразия нам нужно выбрать тот, который подойдет нам по таким параметрам, как габариты, комфорт, оборудование.

Оговоримся сразу, что в этой статье не будет никаких советов по фирмам и маркам продуктов, представленных на рынке. Все, что далее будет написано, — это не истина в последней инстанции, а лишь наше мнение, основанное на нашем опыте. И мы не стремимся подтолкнуть вас сделать свой выбор, лишь хотим вам рассказать о вариантах.

Спальное место в автомобиле.

Первый, самый простой вариант — это использование уже имеемого автомобиля в качестве дома. Мы видели, как люди путешествуют на своих машинах, используя в качестве спального места салон авто.

Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей
Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей

Вариантов тут очень много. Надувные матрасы, автомобильные раскладушки, чего только не придумали. В некоторых автомобилях предусмотрен вариант складывания задних сидений «в пол». В результате чего образуется достаточно большое пространство под кровать. Понятно, что чем больше авто, тем более его удобно использовать для этих целей.

Например, во многих внедорожниках устанавливают органайзеры-трансформеры, которые позволяют использовать багажник и задние сидения в качестве кровати, сохраняя при этом достаточно большой багажный объем для перевозки вещей. Если руки растут из плеч, такую конструкцию можно сделать самостоятельно. А можно купить готовое изделие. В настоящее время есть организации, которые с удовольствием сделают вам такое спальное место за ваши денюшки.

И вроде бы это неплохой вариант. Но тут мы сталкиваемся со следующими проблемами в плане комфорта. Например, необходимость установки москитных сеток на окна, т. к. спать с закрытыми окнами в жару не вариант. Установку дополнительного обогревателя для холодной погоды. Установку маркизы или тента, так как сидеть во время дождя за рулем или лежать в кровати, пережидая непогоду, просто устанешь. На все это будут необходимы дополнительные расходы.

Наш опыт: Я несколько раз так ездил на рыбалку с собакой. Разумеется, без семьи. В принципе, если рассматривать такой вариант только для сна, то для одного-двух человек в теплое время года терпимо. Но под наши требования не подходит.

-5

Достоинства: Мобильность в путешествии (хотя это весьма условно). Дешевизна. Сохранение внедорожных качеств автомобиля.

-6

Недостатки: Максимум для путешествия вдвоем. Неудобно укладываться спать. Неудобно переодеваться. Ввиду малого объема багажника на длительный комфортный отдых рассчитывать не приходится. Если разбиваешь лагерь (кухня, столы, стулья), идет потеря в мобильности.

Вывод: Такой вариант отлично подойдет для тех, кто именно путешествует на машине. Когда нужно за день преодолеть большие расстояния и только на ночь встать на сон. А также для джиперов, рыбаков, охотников и т. д. У них, как правило, комфорт находится на последнем месте. На первом — мобильность. Не очень хорошо подходит для кемпинга, потому как в плане комфорта хуже палатки.

Палатка на крыше автомобиля

Второй вариант — это использование палатки на крыше автомобиля.

Ассортимент таких палаток очень велик. Причем, насколько мы знаем, в России освоили собственное производство.

Решение, безусловно, очень интересное. И мы, конечно, рассматривали этот вариант. Тем более что есть модели, которые раскладываются не только вверх, но и вбок, что существенно увеличивает обитаемое пространство. На некоторые модели можно установить солнечные панели, что существенно увеличивает автономность, и они не занимают отдельного места в багажнике.

Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей
Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей

Но в итоге мы отказались от этой затеи. Как ни крути, но это все та же палатка. Да, ее можно быстро разложить и сложить в ходе путешествий. Но не будешь же ты с ней весь год кататься. Ее нужно погрузить на автомобиль и выгрузить после путешествия. А она достаточно габаритная.

Кроме того, с этой палаткой возникает сложность с хранением. Сложность в просушке, если не дай бог попала под дождь. А все остальные проблемы, по сути, те же, что и у обычной палатки. Для комфортного отдыха нужен шатер-кухня, тент от дождя или специальные стенки под крышу самой палатки. А это уже идет в ущерб времени установки и сборки.

Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей
Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей

Кто-то скажет, что спальная система не занимает отдельного места в машине и быстро раскладывается. Ну так сейчас за цену этой штуки можно купить полуавтоматическую кемпинговую палатку и бокс на крышу. А разница во времени разборки/сборки будет не такой уж значительной.

Наш опыт: личного опыта в использовании у нас нет. Да и не рассматривали мы этот вариант, так как первый же вопрос, который у нас остался без ответа, это куда девать собаку на ночь?

-10

Достоинства: Мобильность в путешествии (хотя это весьма условно). Относительная дешевизна. Защита от змей и ползущих насекомых. Сохранение внедорожных качеств автомобиля. Возможность установки солнечных панелей. Быстрая установка/сборка спального места.

-11

Недостатки: Сложности с обслуживанием и хранением. Если разбиваешь лагерь (кухня, столы, стулья), идет потеря в мобильности. Необходимость сборки, если покидаешь место лагеря. Ну и необходимость наличия ровной площадки для стоянки автомобиля.

Вывод: Несомненно, такой вариант более комфортен, чем спать в машине, но не сильно отличается от обычных современных палаток. Кому бы мы рекомендовали — да, в принципе, той же категории путешественников, что и раньше. Тем, кому важно сохранить проходимость автомобиля.

Жилой модуль для пикапа

Следующий вариант дома на колесах — это жилой модуль, устанавливаемый в кузов пикапа.

Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей
Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей

Это, наверное, один из самых интересных вариантов дома на колесах. И пожалуй, если бы у нас был пикап, мы бы точно прошли этот путь. В современных жилых модулях есть все для комфортного проживания: кровать, кухня, запас воды, солнечные панели и остальные прелести жизни.

Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей
Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей

И при этом автомобиль сохраняет свои внедорожные качества. Наверное, это золотая середина между тем, что мы рассмотрели ранее, и тем, что мы будем обозревать дальше.

-14

Наш опыт: личного опыта в использовании у нас нет. А жаль. К приобретению не рассматривали по причине отсутствия самого главного компонента данного дома на колесах — это самих «колес» данного типа 😄.

-15

Достоинства: Мобильность в путешествии, комфорт на стоянках. Хорошая автономность (эти параметры, конечно, зависят от комплектации, но мы рассматриваем максимальные возможности использования данного типа дома на колесах). И огромный плюс — это сохранение внедорожных качеств автомобиля.

-16

Недостатки: Определенные сложности с установкой/демонтажем модуля, за исключением тех моделей, на которых имеются собственные опоры. Достаточно высокая стоимость. Необходимость наличия автомобиля типа пикап. Для двух взрослых и одного взрослого ребенка внутри будет тесновато.

Вывод: Такой тип дома на колесах, с нашей точки зрения, идеален для длительных путешествий вдвоем, особенно в труднодоступные места. При достаточно высоком уровне комфорта автомобиль сохраняет свои внедорожные качества. И если вы являетесь обладателем такого типа автомобиля, то мы бы рекомендовали вам присмотреться к данным жилым модулям.

Прицепы.

Ну вот мы и добрались до домов, выполненных на базе колесных прицепов или полуприцепов. Правильное их название — трейлер. Другие названия — это караван, жилой прицеп или прицеп-дача.

Жилые прицепы имеют один очень важный параметр — это его разрешенная максимальная масса. И по этому параметру все прицепы сразу делятся на две части. Так почему же этот параметр так важен? А все просто: если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, то вы можете управлять автомобилем с прицепом, имея категорию «В».

В случае же, если масса прицепа больше этого показателя, то вам уже придется проходить обучение в автошколе и сдавать экзамены по вождению авто с прицепом на категорию «ВЕ».

В этом вопросе есть еще некоторые тонкости, но о них мы расскажем в отдельной публикации про сдачу на права категории «ВЕ».

В большинстве же случаев параметра в 750 кг достаточно для выбора прицепа (опять же с некоторыми оговорками).

Прицепы до 750кг.

Итак, чем же нам можно управлять, не переучиваясь? На самом деле, в этой категории огромный выбор малогабаритных прицепов. На рынке представлены как импортные, так и отечественные экземпляры. Причем с возросшим в нашей стране спросом на данный вид продукции, а также санкционной политикой наших «вероятных друзей», российские компании существенно расширили линейку выпускаемой продукции.

Одним из самых популярных в этой категории прицепов стал так называемый прицеп-капля.

Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей
Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей

Это самые маленькие из прицепов, представленных на рынке. По сути, они представляют из себя палатку на колесах с кухней в задней части прицепа.

Многие не понимают концепцию данного дома на колесах. И всячески хают этот прицеп за свой размер. С нашей же точки зрения, именно прицеп-капля превосходно заменяет палатку в путешествии.

Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей
Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей

Тут, в достаточно ограниченном пространстве, великолепно вписалась большая кровать, которую можно переоборудовать в кресло-диван при необходимости. Высота внутри позволит вам нормально переодеться, посидеть и посмотреть фильм. Кухню не нужно собирать, она удобно располагается в задней части. Если докупить шторки для кухни, которые достаточно быстро пристегиваются, то любая непогода не остановит вас в приготовлении пищи. Солнечная панель обеспечит электропитанием для зарядки гаджетов и питания холодильника.

Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей
Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей

Несомненным плюсом по сравнению с палаткой является наличие принудительной вентиляции внутри домика и обогрева. Наличие горячей и холодной воды. Всегда собранной и готовой к эксплуатации кухни. А в случае, если вам нужно пойти покупаться или отъехать за продуктами, то, закрыв прицеп, можно не переживать за сохранность вещей. Но все же это не полноценный трейлер.

Наш опыт: мы брали такой прицеп в аренду до того, как у нас появилась собака. После палатки он вам покажется роскошью. Приехал, достал столы-стулья, и всё, остальное всё уже готово к применению. Нами даже рассматривался вариант приобретения прицепа этого типа. Один из российских производителей выпускает подобные прицепы с удлиненной базой и возможностью установки дополнительной кровати для подростка. Но опять встал вопрос: куда на ночь девать собаку 😄.

Написать плюсы и минусы данного прицепа достаточно трудно. Потому как то, что является плюсом относительно палатки, зачастую будет недостатком относительно полноростового прицепа.

Сравнивать такие прицепы с палатками или другими трейлерами неразумно. Потому как это уже не палатка, но и не полноценный трейлер. Но мы попробуем.

-20

Плюсы относительно палатки: мобильность в путешествии, комфорт на стоянках. Кое-какая автономность по воде и электричеству. Наличие встроенного кухонного блока с быстрым доступом.

Плюсы относительно других трейлеров: малый размер и вес, категория В, можно цеплять к практически любому легковому автомобилю с фаркопом.

-21

Минусы относительно палатки: снижение проходимости и маневренности вашего автомобиля.

Минусы относительно других трейлеров: отсутствие мест для хранения одежды, недостаточно жизненного пространства внутри, отсутствие туалета, малый запас автономности по воде и электричеству.

Вывод: такой тип дома на колесах, с нашей точки зрения, идеален для длительных путешествий вдвоем, особенно в труднодоступные места. При достаточно высоком уровне комфорта автомобиль более-менее сохраняет свои внедорожные качества.

Кроме прицепов-капель, на рынке представлены и полноростовые прицепы, а также прицепы с поднимающейся крышей с разрешенной максимальной массой прицепа, не превышающей 750 кг.

Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей
Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей

Их представлено достаточно много, но всё, о чём мы будем говорить ниже, касается также и их. Единственное, что они, в основном, рассчитаны максимум на двоих взрослых и ребенка. И на них не нужно открывать категорию «ВЕ».

Прицепы свыше 750кг

Это, пожалуй, самая богатая по разнообразию вариантов категория. И при выборе этих вариантов люди разделились на два лагеря.

Одни «топят» за зарубежные варианты, мол, за границей их делают уже десятки лет и всё уже давно придумано, предусмотрено, выверено и сделано в наилучшем виде. А наши только учатся и воруют чужие идеи.

Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей
Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей

Другие, поддерживая отечественного производителя, отвечают, что наши прицепы сделаны с учетом наших дорог, с большей автономностью с учетом малого количества оборудованных кемпингов и стоянок, а также высокой стоимостью новых трейлеров зарубежного производства, а старые представляют из себя курятник на колесах.

-24

Мы не будем вставать ни на чью сторону. Выбирайте по запросам и бюджету. Всё это сугубо индивидуально. Единственное, что можем сказать от себя, если финансы не позволяют взять нового иностранца, возьмите лучше новый или БУ, но наш.

Мы же подошли к выбору с точки зрения российских реалий:

1. У нас действительно мало оборудованных автокемпингов, и для того, чтобы встать у красивого места, нужно съехать с дороги. А для этого нужен хороший клиренс, чем большинство зарубежных трейлеров похвастаться не могут. А те, что могут, стоят просто космос денег.

2. База наших прицепов выполнена, как правило, на металлической раме, а у зарубежных на деревянной основе.

3. Ввиду санкционной политики вопрос с запчастями и гарантийной поддержкой встает ребром.

4. Многие наши производители стали делать не хуже аналогов из-за рубежа.

Да в конце концов, сколько можно кормить этих зарубежных производителей, которые этого еще и не ценят? Захотели — свалили из России, захотели — перестали осуществлять гарантийную поддержку, захотели — фиг вам, а не запчасти.

А наши производители реально стараются: каждый год совершенствуются, развиваются, выпускают новые модели, осуществляют поддержку старых моделей, пытаются осваивать производство элементов, чтобы не зависеть от того же Китая.

Наш опыт: как вы уже знаете, мы приобрели отечественный прицеп Karso Caravans, модель KS36. Проехали около 3000 км, пока очень довольны.

-25

Достоинства: Отпала нужда в долгих сборах. Мы приобрели всё, что нам может понадобиться в дороге, загрузили, и всё хранится в прицепе. Для того чтобы поехать, нужно только закинуть одежду по сезону, продукты в холодильник, отключить розетку от автодома, прицепиться, и ты уже в путешествии.

Полноценные кровати на четверых человек, туалет, душ, кухня внутри. Тепло зимой, прохладно летом. Всегда есть электричество. Можно путешествовать большой семьей.

Приехав на место, можно закрыть его и пойти на прогулку по горам или покупаться в море, особо не переживая за вещи. Если нужно отъехать, просто отцепились и съездили за продуктами или на экскурсию.

Плюсы можно перечислять очень долго.

-26

Недостатки: чем тяжелее и габаритнее прицеп, тем больше расход топлива (существенно больше). В нашем случае от полутора до двухкратного увеличения. Снижается максимальная скорость движения по трассе, что увеличивает время в дороге.

Разумеется, снижается проходимость. Но это еще и от тягача, конечно, зависит. Но в целом там, где мы раньше проезжали не задумываясь, теперь хорошо просчитываем риски. Плюс прицеп выше и шире нашего автомобиля. А у него пластиковые окна, и их жалко царапать ветками деревьев. В общем, ограничения есть.

Достаточно высокая цена. В среднем хороший автодом сейчас стоит очень прилично.

Ну и еще один из недостатков — это категория «ВЕ». Нас это долго останавливало. Но потом, подумав о преимуществах над легкими прицепами, все же пришлось отучиться. Что сказать — не пожалел ни разу. Даже если берете автодом с разрешенной максимальной массой до 750 кг или прицеп для перевозки лодки, позвоните в автошколу и попросите телефон инструктора, который готовит на категорию «ВЕ». И возьмите пару уроков. Поверьте, это очень серьезно прокачает ваш скил. Очень жалею, что не сделал так, когда возил лодку на прицепе.

Вывод: автодом на базе прицепа — это, с нашей точки зрения, практически идеальный вариант для путешествий. Тут можно «поиграться» с размерами, комплектацией и подобрать идеальный вариант лично для вас. Хотя нужно понимать, с увеличением комфорта будет снижаться проходимость и увеличиваться расходы на путешествие.

Вэны

Знаем, что в последнее время в нашей стране получили популярность так называемые вэны. Это самостоятельно или на заказ построенный автодом на базе микроавтобуса.

Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей
Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей

База может быть любая. Начиная от нашей УАЗ буханки до почтовых микроавтобусов. Но в основном все делают на базе микроавтобусов Газель, Соболь, Mercedes, Fiat, Ford.

Что сказать, это интересный вариант для двух человек. Но там столько нюансов. И про этот тип автодомов можно столько писать, что вы читать устанете. Так как это по сути хэнд-мейд, то и оценивать эти варианты очень тяжело.

Наш опыт: собственного опыта у нас нет. Но один наш знакомый строит такой вэн уже два года. Он всем доволен. А у нас столько времени нет.

-28

Достоинства: за счет абсолютного сходства с обычным минивэном, вы не будете нигде привлекать к себе внимание. Сохраняется проходимость транспортного средства. При достаточном вложении денежных средств, хорошей фантазии и руками из плеч, можно сделать очень комфортный дом на колесах.

-29

Недостатки: достаточно габаритное транспортное средство. Сложность в проектировании изолированного сан.узла. Максимум на двух взрослых и ребенка. При увеличении количества спальных мест, будет существенно снижаться остальное жизненное пространство. При недостаточном вложении денежных средств, плохой фантазии и руками из жопы, можно сделать сарай на колесах.

Ну и плюс ко всему, мы просто посчитали: купить микроавтобус, который просто будет стоять вне времени путешествий. Его нужно будет переобувать по сезону, проводить техническое обслуживание, ремонтировать, платить за него налоги, страховать. Короче, ежегодные траты весьма приличные.

Вывод: мы ни в коем случае не хотим обидеть владельцев таких автодомов. У нас много друзей, которые любят поковыряться в машинах, усовершенствовать что-либо, поделать руками. У кого то под такие работы заточены руки и голова.

Просто мы не такие. И это скорее наш недостаток. И семья у нас большая. А для нее уже нужно покупать базу побольше. А большая база - это уже опять ограничения. Короче, вэн - это не наша тема 😆

И повторимся, есть очень интересные экземпляры, в которых нам самим хотелось бы попробовать попутешествовать.

Другие автодома.

Друзья, следующие варианты автодомов мы так подробно разбирать не будем. Причина состоит в следующем. Они стоят уже каких-то совсем не приличных денег. К таким автодомам относятся серийные кемпервены, кастенвагены, альковные автодома (альковэны), полуинтегрированные и интегрированные автодома.

Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей
Фото позаимствовано в интернет для ознакомительных целей

Последние три - это настоящие яхты для путешествия по дорогам. Но повторимся, стоят очень дорого.

ВЫВОД: наверное многие люди, которые любят путешествовать, рано или поздно приходят к мысли о приобретении дома на колесах. Очень надеемся, что наш небольшой обзор представленных на рынке типов автодомов был вам полезен. А какой вариант выберете лично вы, зависит от ваших предпочтений, желаний и возможностей.

Спасибо, что дочитали до конца. Поставьте лайк, если вам понравилась статья. Подпишитесь на наш канал и следите за нашими приключениями. Дальше будет интересней .