Приветствую постоянных читателей и гостей этого блога!
Сегодня мы вновь поговорим о Северной Корее, а точнее о ее столице, самом крупном и торжественно-монументально городе – Пхеньяне. Многим Пхеньян наверняка представляется большим, современным городом с широкими улицами, просторными площадями, парадными строениями и, конечно же, толпами счастливых северокорейцем, с чьих лиц не сходят улыбки, а сердца наполнены благодарностью своим великим руководителям. По крайней мере именно так представляет этот 4-миллионный столичный город северокорейская пропаганда. Во всем есть доля правды, вероятно, и в этом тоже. Но у всего есть и обратная сторона. В рамках сегодняшней статьи нам предстоит прогуляться (хотя правильнее будет сказать «проехаться») по улицам Пхеньян, увидеть, что из себя представляет и чем живет главный город Северной Кореи. Обещаю, будет интересно!
Для меня самого знакомство с Пхеньяном началось вечером первого дня. Наш самолет из Владивостока задержался на пару часов, а потому до северокорейской столицы наша тургруппа добралась уже затемно. Около 19 часов нас привезли в отель и дали час на заселение и отдых перед ужином. Мне же хватило и пяти минут, чтобы бросить рюкзак и умыться, после чего я спросил гидов, нельзя ли прогуляться по городу.
Ну, конечно же, нельзя! Стоит ли лишний раз напоминать о том, что в Северной Корее строго запрещено отделяться от группы, ходить без сопровождения по городу и даже покидать гостиницу? Конечно, я знал об этом еще до поездки, но так ведь и за спрос денег не берут.
И вот внезапно один из двух наших гидов согласился прогуляться вместе со мной до вокзала (на фото выше), расположенного буквально в нескольких минутах ходьбы от отеля. Неспешным шагом мы прогулялись туда и обратно, коротко обсудили погоду-природу и тому подобные темы, а сам я по пути сделал несколько фотографий, о чем каждый раз приходилось просить отдельно. А то мало ли сфотографирую чего-нибудь не то.
Пхеньян показался мне очень темным городом: фонари светят как-то блекло и толком не освещают, здания почти не подсвечены, как будто бы даже свет в окнах жилых домов был каким-то тусклым. Плюс никакой рекламы и ярких вывесок магазинов, кафе и прочих учреждений. Свет исходил разве что от автомобильных фар...
Что ж, вечер – не самое лучшее время для знакомства с городом, подумал я. Утро вечера мудренее, и вот на следующий день, перед тем, как спуститься на завтрак, я открыл окно и сделал несколько фотографий просыпающейся северокорейской столицы. Как видите, света в городе больше не стало: ярко подсвечивались лишь фотографии великих руководителей, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, на фасаде одного из административных учреждений. Далее был завтрак, после чего нам дали еще несколько минут на сборы. Ну а я, поднявшись в номер, решил еще немного пофотографировать...
Вот только на сей раз картина из номера открылась уже совершенно иная. Да, за окном светало, вот только электрический свет пропал абсолютно по всему городу! Ни включенных фонарей, ни горящих окон, ни подсветки зданий, вообще ничего. Перед поездкой я, разумеется, читал, что в Северной Корее существуют определенные сложности с электричеством (и не только с ним), и вот смог убедиться в этом воочию в первое же утро. Впечатление, надо сказать, это производит довольно сильное...
Но пора было ехать, экскурсионная программа предстояла насыщенная. Дабы туристы не разбегались, наш экскурсионный автобус каждый раз подавали прямо ко входу в гостиницу. В ней, кстати, и электричество, и горячая вода были круглосуточно.
В целом ранним утром Пхеньян выглядел еще более жутко, если не сказать зловеще, нежели вечером. Словно декорации какого-то фильма про постапокалипсис. «Земля после людей»... Благо, люди периодически все же встречались. Разве что света не было вообще нигде вокруг.
Но, чем больше светало, тем больше начиналась какая-то жизнь на улицах города. Появились спешащие на работу пешеходы, поехали первые автомобили...
Кстати, известный стереотип о том, что в Северной Корее практически нет автомобилей, постепенно уходит в прошлое. На фото ниже можно увидеть, что порой здесь уже даже начинают появляться небольшие заторы. Совсем мелочь по московским меркам, но еще лет десять назад в Пхеньяне такое было сложно даже представить. По словам гида, сейчас готовится законопроект, который позволит обычным гражданам иметь автомобили. Что ж, поживем – увидим.
Но в целом машин на пхеньянских улицах на сегодняшний день все равно не слишком-то много. И оттого еще более странно, что абсолютно все без исключения северокорейцы пользуются подземными переходами, включая даже велосипедистов и электровелосипедистов. Надо полагать, за переход улицы в неположенном месте здесь полагается существенный штраф.
Есть в Пхеньяне и надземные переходы, и, судя по всему, появились они относительно недавно. Не будем в очередной раз затевать дискуссию на тему того, нужны ли в нормальном городе подземные и надземные переходы или нет, но уж Пхеньян с его исчезающе низким автомобильным трафиком явно мог бы обойтись без них.
Есть здесь, разумеется, и обычные зебры. Вот только стоит оговориться, что в отсутствие светофора водители принципиально не пропускают на них пешеходов, активно сигналят и совершенно не сбавляют скорость. Водитель нашего экскурсионного автобуса исключением тоже не был.
Разве что на небольших улочках люди свободно перебегают дорогу там, где им удобно. Туристов, правда, по таким не возят, дабы не увидели чего-то неприглядного.
На фото ниже – наверное, самый широкий проспект во всем городе, по пять(!) полос в каждую сторону. Интересно, наступят ли такие времена, когда машины встанут здесь в пробку?)
Все три дня в Пхеньяне нас возили по одним и тем же широким, парадным проспектам, что мне в какой-то момент даже начало казаться, что я уже начал неплохо ориентироваться в городе. На самом деле впечатление это ошибочно. Сейчас, глядя на карту города, я понимаю, что видели мы от силы десятую часть города, а, например, по Восточному Пхеньяну, который выглядит куда менее торжественно, нас и вовсе лишь пару раз провозили уже затемно.
Сам я, хотя и занял одно из передних сидений в автобусе, все равно был вынужден фотографировать через спины гидов и водителя, в связи с чем рассчитывать на нормальные снимки до поры до времени, увы, не приходилось.
Да и к тому же смотреть на город из окна автомобиля это совсем не то же самое, что гулять по нему и подмечать разного рода детали и артефакты. Увы, но в Пхеньяне либо так, либо никак. Была, впрочем, в моем случае и ложка меда: на второй день поездки, увидев, что мы подъезжаем к Триумфальной арке, я попросил гидов остановиться на пару минут, чтобы сделать несколько фотографий. Останавливаться мы не стали, якобы опаздывали на следующую экскурсию, но зато мне разрешили пересесть на переднее пассажирское место рядом с водителем, которое до того занимал фотограф, прикрепленный к нашей группе, и далее я уже всю поездку сидел спереди, постоянно фотографируя.
Сидевший за мной гид, правда, просил, чтобы я всякий раз спрашивал у него разрешение, но факту снимать он не запретил мне ни разу, за исключением того момента, когда мы проезжали рабочих, чистивших снег на трассе.
А что касается Триумфальной арки, то тогда я еще не знал, что в последний день рядом с ней у нас будет полноценная остановка, и мы даже поднимемся на смотровую площадку.
Арка была открыта в честь антияпонского сопротивления к 70-летию Ким Ир Сена в 1982 году, а количество гранитных блоков в ней составляет 25 500, по одному на каждый день жизни Великого вождя. Так Пхеньян выглядит со смотровой площадки:
Далее еще несколько фотографий, сделанных мной во время переездов по северокорейской столице.
Что самое главное, с виду город абсолютно обычный, я бы даже сказал, мало чем примечательный. А потому и совершенно непонятно, чего так сильно боятся в КНДР, что не дают туристам свободно гулять по улицам. Ну, даже если я (или кто-нибудь вместо меня) забреду в трущобный район со старенькими хибарами, а их, судя по спутниковым снимкам, в Пхеньяне еще довольно много, что с того? Никто ведь и не думает, что Северная Корея – страна всеобщего благосостояния. А мысли о том, что что-то с ней не так, рождает именно подобная закрытость.
Да, в самом Пхеньяне по-прежнему довольно много старых, еще «советских» зданий...
Но есть и новые, современные районы, выглядящие весьма и весьма неплохо. Вообще говорят, что Пхеньян сильно изменился и похорошел в последние годы, активно растет вширь и ввысь, а на смену стареньким зданиям приходят 40-этажные жилые высотки. Очень похоже на то.
Просто взгляните на фото ниже. Ведь совершенно очевидно, что подобный район не мог бы появиться в нищей, едва сводящей концы с концами, голодающей стране в условной Африке или Латинской Америке. Даже если все это Потемкинские деревни, сами здания внутри выглядят намного хуже, и там никто не живет (такое, впрочем, возможно даже в Дубае), внешне все это смотрится более чем достойно и по-настоящему впечатляет.
А на фото ниже Пхеньян мне почему-то напомнил Россию. Ну, чем не Челябинск или Екатеринбург?
От условных Челябинска и Екатеринбурга столицу КНДР отличает разве что полное отсутствие рекламы и засилье пропагандистских плакатов, лозунгов и мозаичных панно с великими лидерами страны.
Кимы, Ир Сен и Чен Ир, здесь без преувеличения повсюду. Кажется, что еще перед началом строительства нового района на его центральной площади первым делом устанавливается мемориал с изображением двух лидеров и лишь затем возводят жилые дома.
Жаль только, чего-то исторического в Пхеньяне толком не осталось. Несмотря на то, что городу порядка двух тысяч лет (а, если верить старинной легенде, то и все четыре), бо́льшая часть исторического архитектурного наследия не сохранилась по причине разрушительной Корейской войны.
Есть разве что пара исторических ворот, Потхонмун (на фото выше) и Тэдонмун (фото ниже), сохранившиеся от средневековой стены. Правда, и те, и другие ворота тоже сильно пострадали во время войны, но в настоящее время вполне неплохо отреставрированы и формально являют собой старейшие сооружения Пхеньяна. Первые мы неоднократно проезжали, но ни разу не остановились рядом. Но зато около вторых было небольшая, 10-минутная прогулка.
Вообще в Пхеньяне и в целом в КНДР нередко строят современные здания в духе национальной исторической архитектуры. Выглядят очень неплохо.
Что еще сказать о северокорейской столице? Город, как мне показалось, довольно зеленый, хотя и посетил я его в самый разгар зимы.
Правда, в центре есть и довольно неуютные улицы, полностью закатанные в асфальт.
Ходит общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи. Насколько исправно, судить не берусь. Иногда попадались битком набитые составы или толпы людей, ждущих на остановке. Ну, а где они не попадаются? Такое и в Москве до сих пор бывает. Однажды видели, как человек 20 толкали заглохший автобус. Вот такого у нас действительно, пожалуй, уже не увидишь. Ну, что ж поделать, сломался, всякое бывает.
Как известно, есть в Пхеньяне и метро, хотя и совсем небольшое: 17 станций на двух линиях. Открыто оно было в 1973 году, а затем несколько раз дополнялось новыми участками. Вот только в последний раз это было аж в 1987 году. При этом за последние полвека Пхеньян увеличился более чем в два с половиной раза, с полутора миллионов до четырех, а станций больше так и не стало. Более того, одну из 17 станций даже закрыли, поскольку рядом с ней теперь расположен мавзолей бывших лидеров страны.
Кроме того, существующие станции несколько лет назад еще и основательно отреставрировали и обновили. Если честно, я и не обратил бы внимание, но подсказали в комментариях к одной из предыдущих статей. Начал сравнивать свои фотографии со старыми снимками в интернете, и правда, евроремонт на станциях сделали капитальный. Случись такое в Москве, я наверняка раскритиковал бы:) И не только я. Ну, а в Пхеньяне... сделали и сделали. Смотрится, вроде бы, неплохо и ладно.
Ну, а самым видным во всех отношениях сооружением Пхеньяна является недостроенная гостиница «Рюгён» высотой в 330 метров. Небоскреб пирамидальной формы начали строить еще в 1987 году, но по каким-то причинам до сих пор так и не ввели в эксплуатацию. В свое время это здание могло стать самой высокой гостиницей и седьмым по высоте зданием мира, но сегодня даже в списке самых высоких пустующих небоскребов и то занимает второе место.
Во время поездки дату начала строительства здания я, честно говоря, не помнил. Спросил у гида, мол, правда ли, что его уже 15 лет достроить не могут. Он закачал головой, нет-нет, не больше 10. А оказалось, что уже все 38. Причем не знать этого он совершенно точно не мог, учитывая, что даты открытия всех главных сооружений Пхеньяна называл с точностью до дня. Видимо, ничто не должно портить имидж страны победившего социализма в глазах туриста. Ну, а то, что турист домой вернется и в интернете посмотрит, это уже не его, гида, проблемы.
В 2018 году на той стороне здания, что смотрит на город, установили светодиодные дисплеи, на которых по вечерам демонстрируют лозунги северокорейской пропаганды.
Еще одной доминантой Пхеньяна является 170-метровая башня Чучхе, построенная в 1982 году и ставшая на тот момент высочайшим сооружением города. Сегодня ее уже обогнали несколько новых небоскребов, но все они расположены в Западном Пхеньяне, тогда как башня стоит на набережной в восточной части города.
Сам я ждал подъема на ее смотровую площадку едва ли не больше всего в поездке по Северной Корее. Но в итоге нас мало того, что привезли к башне уже в сумерках, так еще и запретили фотографировать сверху. Зачем? Теряюсь в догадках. Да, с башни хорошо виден Восточный Пхеньян, не столь богатый и ухоженный, но фотографий и видео со смотровой площадки в интернете в избытке. Почему запретили именно нам, совершенно непонятно. Я, конечно, сделал пару снимков незаметно, но качество вышло так себе. Благо, в качестве компенсации уже после спуска вниз гид хотя бы разрешил мне сбегать к противоположной (по факту лицевой) стороне памятника. Не одному, конечно же. Он побежал вместе со мной:)
Если присмотреться к фотографии выше, то в центре, чуть левее двух подсвеченных зданий в виде лесенок, можно увидеть Монумент основания Трудовой партии Кореи, состоящий из трех 50-метровых башен в форме рук, держащих молот, серп и кисть, которые в свою очередь символизируют рабочий класс, крестьянство и интеллигенцию. Про этот памятник я тоже знал давно, но, поскольку в нашей программе его не было, стал просить гидов подъехать к нему на пару минут. Гиды, вроде бы, были и согласны, но водитель почему-то отказался наотрез, мол, там вокруг стройка, дорога перекрыта, не проехать.
Немного сомнительно, ибо сверху никаких строек видно не было. Да и в целом, сверху не было видно вообще ничего запрещенного или компрометирующего. Так что еще раз, совершенно непонятно, чем был вызван запрет фотографировать.
На фото ниже – Западный Пхеньян за рекой Тэдонган.
Ну, и напоследок еще несколько фотографий, сделанных мной с верхних этажей гостиницы «Корё», в которой мы останавливались. Окна моего номера выходили в сторону Башни Чучхе, кажется, единственному подсвечиваемому в ночное время сооружению Пхеньяна. Подсветка остальных зданий отключалась не то в 22, не то в 23 часа.
Сверху я все пытался увидеть хоть что-то, чего «не должен был видеть». Но ожидаемо ничего подобного из гостиницы было не разглядеть. Разве что хорошо видно, что в середине дня (когда нас привозили в отель на обед) во всем Пхеньяне все еще (или уже?) не было электричества. Точнее, в отеле-то оно, конечно, было, но в зданиях вокруг нет.
Ниже – вид в противоположную сторону. И здесь тоже ни в одном из окон не горит свет. А ведь кто-то наверняка скажет: в рабочее время все нормальные люди работают, а не по домам сидят, телевизор смотрят. Ну да, ну да. А, может, просто совпало так, что, когда я фотографировал, авария на электростанции случилась, а уже на следующий день все починили. Ну, может, и так.
На горизонте – Народный дворец учебы, главная в городе библиотека, расположенная на центральной площади Ким Ир Сена. Света в ней тоже не было видно. Но вообще читать и при дневном свете вполне возможно.
В общем тщетны были мои попытки увидеть Пхеньян, а точнее ту его сторону, что недоступна простым туристам. Если не убегать от гидов и не играть в шпионов, а последствия у таких игр могут быть самые непредсказуемые, то ничего запретного в северокорейской столице увидеть попросту невозможно. Ну да, есть какие-то небогатые домики, скрытые за фасадами центральных улиц, есть неотреставрированные здания, есть места, где не убрано, строительный мусор какой-то валяется, но не более того. Интересно разве что, почему так выстроились несколько десятков людей в правом верхнем углу на фотографии ниже.
Что сказать о Пхеньяне в качестве резюме? Столица КНДР представляет собой большой, в меру современный, динамично развивающийся город. Очевидно, что он тоже в последние годы похорошел. Не одной же Москве:) Но так же очевидно и то, что за парадным блеском центральных улиц северокорейской столицы есть и обратная сторона, которую не спешат показывать туристам. Кто-то скажет, что точно так же не спешат этого делать и в любой другой стране мира, и, разумеется, будет прав. Вот только в любой другой стране есть возможность самостоятельной прогулки и осмотра города, а в Пхеньяне ее нет. Так что все выводы приходится делать на основе автобусных поездок по центральным улицам и посещения смотровых площадок. Лучше, чем ничего, хотя хотелось бы большего.
P.S. Ну, а последнее фото в сегодняшней статье я сделал еще на подлете к Пхеньяну, через мутное стекло старенького Ту-154 1976 года выпуска. На нем хорошо виден отель «Рюгён», возвышающийся над остальной застройкой столицы Северной Кореи.
И на этом о Пхеньяне на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.
Читайте также другие статьи о Северной Корее
А еще подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных фактах и местах в Москве, России и за рубежом!